Передача земельного участка из муниципальной собственности в федеральную
Подборка наиболее важных документов по запросу Передача земельного участка из муниципальной собственности в федеральную (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 14 "Отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории" Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую""С учетом изложенного, к земельному участку с кадастровым номером 75:20:350201:142 подлежит применению приведенная выше норма части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ, устанавливающая приоритет сведений, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, перед сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре и лесном плане субъекта Российской Федерации. Исходя из указанной нормы, категорией этого земельного участка является та категория, которая содержится в сведениях ЕГРН, - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, и этот участок не относится к землям лесного фонда. В этой связи, вопреки выводам судов, наличие в материалах дела сведений из государственного лесного реестра о пересечении данного земельного участка с землями лесного фонда не является препятствием для передачи этого участка и расположенных на нем объектов недвижимости из федеральной собственности в муниципальную."
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2025 N 17АП-11885/2024-ГК по делу N А60-40433/2024
Требование: О признании права муниципальной собственности на земельные участки.
Решение: Требование удовлетворено.Доводы апеллянта о несоблюдении истцом установленной законом процедуры передачи земельных участков из федеральной собственности в муниципальную отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку в ответ на запросы истца от 15.07.2024, доказательства направления которых представлены в материалы дела, ответчики никаких писем не направляли, что само по себе свидетельствует об их незаконном бездействии и об отсутствии оснований для отказа в удовлетворении иска со ссылкой лишь на необходимость формального (и повторного) соблюдения установленного законом порядка при наличии в деле позиций ответчиков о необоснованности правопритязаний истца, признанных судом несостоятельными. Отказ в удовлетворении иска со ссылкой лишь на формальную необходимость повторного обращения истца нарушит его права как собственника зданий, расположенных на земельном участке, может привести к изменению фактических обстоятельств, что приведет к необходимости совершения истцом дополнительных действий по защите своих прав, а также не соответствует принципам судопроизводства и процессуальной экономии.
Требование: О признании права муниципальной собственности на земельные участки.
Решение: Требование удовлетворено.Доводы апеллянта о несоблюдении истцом установленной законом процедуры передачи земельных участков из федеральной собственности в муниципальную отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку в ответ на запросы истца от 15.07.2024, доказательства направления которых представлены в материалы дела, ответчики никаких писем не направляли, что само по себе свидетельствует об их незаконном бездействии и об отсутствии оснований для отказа в удовлетворении иска со ссылкой лишь на необходимость формального (и повторного) соблюдения установленного законом порядка при наличии в деле позиций ответчиков о необоснованности правопритязаний истца, признанных судом несостоятельными. Отказ в удовлетворении иска со ссылкой лишь на формальную необходимость повторного обращения истца нарушит его права как собственника зданий, расположенных на земельном участке, может привести к изменению фактических обстоятельств, что приведет к необходимости совершения истцом дополнительных действий по защите своих прав, а также не соответствует принципам судопроизводства и процессуальной экономии.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как органы публичной власти распоряжаются публичными земельными участками
(КонсультантПлюс, 2025)8. Как земельные участки передаются из федеральной собственности в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность
(КонсультантПлюс, 2025)8. Как земельные участки передаются из федеральной собственности в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность
Готовое решение: Как учреждению вести учет на забалансовом счете 26 "Имущество, переданное в безвозмездное пользование"
(КонсультантПлюс, 2025)по передаче земельных участков из муниципальной собственности в федеральную в соответствии с Законом N 122-ФЗ, если при этом не прекращается право постоянного (бессрочного) пользования ими;
(КонсультантПлюс, 2025)по передаче земельных участков из муниципальной собственности в федеральную в соответствии с Законом N 122-ФЗ, если при этом не прекращается право постоянного (бессрочного) пользования ими;
Нормативные акты
Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ
(ред. от 07.06.2025)
"О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"Находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае:
(ред. от 07.06.2025)
"О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"Находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае:
Постановление Правительства РФ от 13.06.2006 N 374
(ред. от 22.11.2024)
"О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации"2. Установить, что для принятия решения о передаче имущества из собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации необходимо представить следующие документы:
(ред. от 22.11.2024)
"О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации"2. Установить, что для принятия решения о передаче имущества из собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации необходимо представить следующие документы:
Статья: Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ практики вовлечения в хозяйственный оборот земельных ресурсов Российской Федерации в 2021 - 2022 годах и истекшем периоде 2023 года" (результаты мероприятия учитываются в рамках КОКМ "Анализ эффективности системы межбюджетных отношений")
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 5)С октября 2022 года передача федеральных земельных участков в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность осуществляется при условии одобрения Правительства Российской Федерации, что не соответствует нормам земельного законодательства. Новый порядок передачи федеральных земель на иной уровень публичной собственности не разработан.
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 5)С октября 2022 года передача федеральных земельных участков в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность осуществляется при условии одобрения Правительства Российской Федерации, что не соответствует нормам земельного законодательства. Новый порядок передачи федеральных земель на иной уровень публичной собственности не разработан.
Статья: Земельные ресурсы. Мнения
(Гаврилов С., Нургалиева Э., Бородин А., Шагайда Н., Хлыстун В., Доронин Н., Позднякова О., Терновцов А., Пузанов А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 5)Заслуживает отдельного внимания рекомендация Правительству Российской Федерации разработать порядок передачи федеральных земель на иной уровень публичной собственности. Как отмечено в представленном отчете, существующий порядок передачи федеральных земельных участков в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность не соответствует нормам земельного законодательства. Вместе с тем именно земельные участки, находящиеся в субъектовой и муниципальной собственности, имеют важное значение для развития и улучшения городской и сельской среды, обеспечения комфорта, повышения качества жизни жителей. Особенно выделю проблемы местного самоуправления. За счет средств, вырученных от эффективного управления земельными участками, органы местного самоуправления формируют городскую и сельскую среду в соответствии с потребностями и интересами жителей.
(Гаврилов С., Нургалиева Э., Бородин А., Шагайда Н., Хлыстун В., Доронин Н., Позднякова О., Терновцов А., Пузанов А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 5)Заслуживает отдельного внимания рекомендация Правительству Российской Федерации разработать порядок передачи федеральных земель на иной уровень публичной собственности. Как отмечено в представленном отчете, существующий порядок передачи федеральных земельных участков в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность не соответствует нормам земельного законодательства. Вместе с тем именно земельные участки, находящиеся в субъектовой и муниципальной собственности, имеют важное значение для развития и улучшения городской и сельской среды, обеспечения комфорта, повышения качества жизни жителей. Особенно выделю проблемы местного самоуправления. За счет средств, вырученных от эффективного управления земельными участками, органы местного самоуправления формируют городскую и сельскую среду в соответствии с потребностями и интересами жителей.
Статья: Правовые средства в земельном праве
(Нигматуллина Э.Ф.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 2)2) средства организации согласуемых деятельностей (безвозмездная передача земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность; разрешение на использование земельного участка без предоставления и установления сервитута, соглашения об установлении сервитута либо об осуществлении публичного сервитута);
(Нигматуллина Э.Ф.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 2)2) средства организации согласуемых деятельностей (безвозмездная передача земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность; разрешение на использование земельного участка без предоставления и установления сервитута, соглашения об установлении сервитута либо об осуществлении публичного сервитута);
"Ревизии и проверки государственных (муниципальных) учреждений - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)На забалансовом счете 26 также отражаются операции по передаче земельных участков из муниципальной собственности в федеральную, если при этом не прекращается право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, предоставленными федеральным учреждениям из казны муниципального образования (Письмо Минфина России от 24.07.2019 N 02-06-10/55246).
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)На забалансовом счете 26 также отражаются операции по передаче земельных участков из муниципальной собственности в федеральную, если при этом не прекращается право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, предоставленными федеральным учреждениям из казны муниципального образования (Письмо Минфина России от 24.07.2019 N 02-06-10/55246).