Передача в оперативное управление движимого имущества
Подборка наиболее важных документов по запросу Передача в оперативное управление движимого имущества (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Освобождение от уплаты госпошлины казенных учреждений
(КонсультантПлюс, 2025)...Предмет и виды деятельности учреждения - организация эксплуатации и содержания движимого и недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении территориальных органов МВД России, в том числе имущества, находящегося на балансе учреждений, и технический контроль за его состоянием...
(КонсультантПлюс, 2025)...Предмет и виды деятельности учреждения - организация эксплуатации и содержания движимого и недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении территориальных органов МВД России, в том числе имущества, находящегося на балансе учреждений, и технический контроль за его состоянием...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как передать государственное или муниципальное имущество в оперативное управление
(КонсультантПлюс, 2025)При передаче движимого имущества также важно описать его индивидуализирующие признаки. Без них потом может быть трудно вернуть имущество в казну.
(КонсультантПлюс, 2025)При передаче движимого имущества также важно описать его индивидуализирующие признаки. Без них потом может быть трудно вернуть имущество в казну.
Ситуация: Как передать имущество в оперативное управление, если порядок передачи не урегулирован специальным актом
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Идентификация прочего движимого имущества
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Идентификация прочего движимого имущества
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)1. Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)1. Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010
(ред. от 12.12.2023)
"О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав"5. В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
(ред. от 12.12.2023)
"О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав"5. В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
Готовое решение: Как ликвидировать автономное учреждение
(КонсультантПлюс, 2025)Удовлетворить требования кредиторов вы можете за счет имущества, на которое может быть обращено взыскание. Таковым является имущество, находящееся у учреждения на праве оперативного управления. Исключение - недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за учреждением учредителем или приобретенное им за счет средств, выделенных учредителем для этих целей (ч. 4 ст. 2, ч. 2 ст. 19 Закона об автономных учреждениях).
(КонсультантПлюс, 2025)Удовлетворить требования кредиторов вы можете за счет имущества, на которое может быть обращено взыскание. Таковым является имущество, находящееся у учреждения на праве оперативного управления. Исключение - недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за учреждением учредителем или приобретенное им за счет средств, выделенных учредителем для этих целей (ч. 4 ст. 2, ч. 2 ст. 19 Закона об автономных учреждениях).
Статья: Публичные имущественные правомочия
(Агапов А.Б.)
("Административное право и процесс", 2021, N 6)Возникновение доминантного имущественного отношения, как правило, обусловлено реализацией конкретного имущественного правомочия либо некоторых из них, во всяком случае федеральный орган исполнительной власти не может быть наделен правомочиями собственника объектов недвижимости или движимых вещей в полном объеме, поскольку полновластным собственником имущества, передаваемого федеральному органу исполнительной власти по праву хозяйственного ведения или оперативного управления, является федеральное государство in corpore.
(Агапов А.Б.)
("Административное право и процесс", 2021, N 6)Возникновение доминантного имущественного отношения, как правило, обусловлено реализацией конкретного имущественного правомочия либо некоторых из них, во всяком случае федеральный орган исполнительной власти не может быть наделен правомочиями собственника объектов недвижимости или движимых вещей в полном объеме, поскольку полновластным собственником имущества, передаваемого федеральному органу исполнительной власти по праву хозяйственного ведения или оперативного управления, является федеральное государство in corpore.
Готовое решение: Как прекращается право оперативного управления
(КонсультантПлюс, 2025)Для продажи движимого имущества в оперативном управлении, как правило, нужно получить согласие собственника. Оно требуется при продаже имущества казенным учреждением, а также при продаже бюджетным (автономным) учреждением особо ценного движимого имущества, предоставленного собственником либо купленного на его деньги. Отметим, что на продажу недвижимости согласие собственника обязательно (п. п. 2 - 4 ст. 298 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Для продажи движимого имущества в оперативном управлении, как правило, нужно получить согласие собственника. Оно требуется при продаже имущества казенным учреждением, а также при продаже бюджетным (автономным) учреждением особо ценного движимого имущества, предоставленного собственником либо купленного на его деньги. Отметим, что на продажу недвижимости согласие собственника обязательно (п. п. 2 - 4 ст. 298 ГК РФ).
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)2. Право оперативного управления движимым имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)2. Право оперативного управления движимым имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Готовое решение: Правовой статус муниципального автономного учреждения
(КонсультантПлюс, 2025)По долгам МАУ отвечает всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, кроме недвижимого и особо ценного движимого имущества, которое передано муниципальным образованием или куплено на его деньги. Если имущества учреждения, на которое может быть обращено взыскание, недостаточно, субсидиарную ответственность по его обязательствам, связанным с причинением вреда гражданам, а также вытекающим из публичного договора в случае ликвидации учреждения, несет муниципальное образование (п. 6 ст. 123.22 ГК РФ, ч. 4, 5 ст. 2 Закона об автономных учреждениях).
(КонсультантПлюс, 2025)По долгам МАУ отвечает всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, кроме недвижимого и особо ценного движимого имущества, которое передано муниципальным образованием или куплено на его деньги. Если имущества учреждения, на которое может быть обращено взыскание, недостаточно, субсидиарную ответственность по его обязательствам, связанным с причинением вреда гражданам, а также вытекающим из публичного договора в случае ликвидации учреждения, несет муниципальное образование (п. 6 ст. 123.22 ГК РФ, ч. 4, 5 ст. 2 Закона об автономных учреждениях).
Статья: Пределы ограничений получения пожертвований частных субъектов подразделениями МВД России
(Максимов В.А.)
("Цивилист", 2023, N 2)Таким образом, отказ или отсутствие согласия Департамента тыла МВД России не должно являться основанием для непринятия в собственность Российской Федерации того или иного движимого имущества, переданного в рамках договора пожертвования конкретному юридическому лицу системы МВД России, и дальнейшего его закрепления за ним права оперативного управления.
(Максимов В.А.)
("Цивилист", 2023, N 2)Таким образом, отказ или отсутствие согласия Департамента тыла МВД России не должно являться основанием для непринятия в собственность Российской Федерации того или иного движимого имущества, переданного в рамках договора пожертвования конкретному юридическому лицу системы МВД России, и дальнейшего его закрепления за ним права оперативного управления.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Собственниками имущества государственных и муниципальных образовательных учреждений являются государство (Российская Федерация или субъект РФ) либо муниципальное образование, создавшие образовательную организацию и наделившие ее имуществом. Образовательные учреждения же владеют имуществом на праве оперативного управления, а земельными участками - на праве постоянного (бессрочного) пользования. Особенности указанных ограниченных вещных прав определяются гражданским законодательством (ст. ст. 296, 298, 269 ГК). Из содержания норм ГК следует, что правообладатель осуществляет владение и пользование имуществом практически в таком же объеме, что и собственник; ограничения касаются распоряжения имуществом. Если оно относится к недвижимому или особо ценному движимому имуществу, передача в аренду, безвозмездное пользование, реконструкция, списание, реализация, сдача в залог и другие действия с ним допускаются только с согласия собственника. Распоряжение земельными участками, предоставленными в постоянное (бессрочное) пользование, и вовсе не допускается, это прерогатива самого собственника. В силу ст. 269 ГК образовательная организация вправе самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, в установленном порядке возводить на нем здания и сооружения, однако не может распоряжаться им, за исключением случаев подписания соглашений об установлении сервитута, которые также необходимо согласовывать с собственником. Остальным имуществом, не относящимся к категории недвижимого или особо ценного движимого, образовательное учреждение может распоряжаться самостоятельно, с соблюдением ограничений, установленных законом.
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Собственниками имущества государственных и муниципальных образовательных учреждений являются государство (Российская Федерация или субъект РФ) либо муниципальное образование, создавшие образовательную организацию и наделившие ее имуществом. Образовательные учреждения же владеют имуществом на праве оперативного управления, а земельными участками - на праве постоянного (бессрочного) пользования. Особенности указанных ограниченных вещных прав определяются гражданским законодательством (ст. ст. 296, 298, 269 ГК). Из содержания норм ГК следует, что правообладатель осуществляет владение и пользование имуществом практически в таком же объеме, что и собственник; ограничения касаются распоряжения имуществом. Если оно относится к недвижимому или особо ценному движимому имуществу, передача в аренду, безвозмездное пользование, реконструкция, списание, реализация, сдача в залог и другие действия с ним допускаются только с согласия собственника. Распоряжение земельными участками, предоставленными в постоянное (бессрочное) пользование, и вовсе не допускается, это прерогатива самого собственника. В силу ст. 269 ГК образовательная организация вправе самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, в установленном порядке возводить на нем здания и сооружения, однако не может распоряжаться им, за исключением случаев подписания соглашений об установлении сервитута, которые также необходимо согласовывать с собственником. Остальным имуществом, не относящимся к категории недвижимого или особо ценного движимого, образовательное учреждение может распоряжаться самостоятельно, с соблюдением ограничений, установленных законом.
Статья: Имущество, находящееся на праве оперативного управления
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Если порядок передачи имущества в оперативное управление не урегулирован специальным актом, то собственнику необходимо принять решение о закреплении имущества за учреждением или казенным предприятием, подписать с учреждением или казенным предприятием акт приема-передачи, зарегистрировать право оперативного управления в отношении имущества, права на которое подлежат регистрации.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Если порядок передачи имущества в оперативное управление не урегулирован специальным актом, то собственнику необходимо принять решение о закреплении имущества за учреждением или казенным предприятием, подписать с учреждением или казенным предприятием акт приема-передачи, зарегистрировать право оперативного управления в отношении имущества, права на которое подлежат регистрации.
Статья: Единый недвижимый комплекс в гражданском обороте: теория и практика
(Клец П.В.)
("Хозяйство и право", 2022, N 5)В статье рассматриваются особенности гражданско-правового статуса единого недвижимого комплекса, возможности его использования в коммерческом и ином обороте. Неоднозначная правоприменительная и судебная практика относительно объектов, входящих в состав единого недвижимого комплекса, порождает множество вопросов в части государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на указанный объект. Дискуссионным остается вопрос описания предмета договора, объектом которого является единый недвижимый комплекс, возможность включения в его состав движимого имущества и особенности его использования и отчуждения. Автором проанализирована правовая возможность заключения сервитута в отношении комплекса, передачи его в хозяйственное ведение и оперативное управление.
(Клец П.В.)
("Хозяйство и право", 2022, N 5)В статье рассматриваются особенности гражданско-правового статуса единого недвижимого комплекса, возможности его использования в коммерческом и ином обороте. Неоднозначная правоприменительная и судебная практика относительно объектов, входящих в состав единого недвижимого комплекса, порождает множество вопросов в части государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на указанный объект. Дискуссионным остается вопрос описания предмета договора, объектом которого является единый недвижимый комплекс, возможность включения в его состав движимого имущества и особенности его использования и отчуждения. Автором проанализирована правовая возможность заключения сервитута в отношении комплекса, передачи его в хозяйственное ведение и оперативное управление.