Отказ от имущества находящегося в оперативном управлении

Подборка наиболее важных документов по запросу Отказ от имущества находящегося в оперативном управлении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Отказ от права оперативного управления
(КонсультантПлюс, 2024)
...учитывая, что спорное имущество не используется истцом по назначению в соответствии с целями его деятельности, при этом на него возлагаются дополнительные имущественные обременения в виде обязанности по его содержанию, суды пришли к обоснованному выводу о реализации истцом своего права на отказ от права оперативного управления спорным имуществом и наличии правовых оснований для передачи этого имущества в казну Российской Федерации, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные исковые требования.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 236 "Отказ от права собственности" ГК РФ"Таким образом, учитывая, что спорное имущество не используется истцом по назначению в соответствии с целями его деятельности, при этом на него возлагаются дополнительные имущественные обременения в виде обязанности по содержанию имущества, приняв во внимание согласование Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии передачи спорного имущества в казну Российской Федерации, в силу статей 236 и 299 ГК РФ истец надлежащим образом реализовал свое право на отказ от оперативного управления спорным имуществом."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Право оперативного управления: пределы реализации имущественной самостоятельности учреждения
(Лескова Ю.Г.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2023, N 3)
Или еще один интересный вопрос, связанный с имущественной обособленностью субъектов права оперативного управления: вправе ли субъект права оперативного управления отказаться от имущества и прекратить право оперативного управления? Как закреплено в ст. 299 ГК РФ, право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ и иными правовыми актами для прекращения права собственности. Согласно ст. 236 ГК РФ можно отказаться от права собственности, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Казалось бы, нет никаких препятствий к отказу от права оперативного управления. Однако на практике собственник государственного учреждения (РФ в лице соответствующих государственных органов) не принимает в казну имущество, не используемое государственным учреждением, со ссылкой на отсутствие других учреждений, за которыми имущество может быть закреплено на праве оперативного управления (см. Определение Верховного Суда РФ от 10.07.2018 N 307-ЭС18-2637). Более того, в судебной практике встречается подход, согласно которому учреждение ввиду специального статуса ограничено в распоряжении закрепленным за ним имуществом, поэтому не вправе без согласия собственника отказаться от права оперативного управления, что, по мнению суда, следует из ст. 298 ГК РФ (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.12.2017 N Ф07-12466/2017 по делу N А13-2776/2017). Определением Верховного Суда РФ от 10.07.2018 N 307-ЭС18-2637 вышеприведенное Постановление отменено, поскольку суд признал наличие у учреждения права на отказ от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления согласно ст. 299 ГК РФ. Арбитражный суд Волго-Вятского округа в Постановлении от 15.03.2023 N Ф01-182/2023 по делу N А17-11934/2021 также подтвердил право учреждения на отказ от имущества. Тем не менее показанные случаи судебной практики решения вышеобозначенного вопроса свидетельствуют о не вполне урегулированной ситуации: что первично (применимо) в рассматриваемом вопросе - нормы, связанные с распоряжением имуществом учреждением (где имеются специальные правила), или все-таки правила об основаниях прекращения права оперативного управления?