Ответственность за работу в период коронавируса
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность за работу в период коронавируса (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность: Организацию (ИП, Должностное лицо) привлекают к ответственности за нарушение требований по предупреждению распространения коронавируса (COVID-19)
(КонсультантПлюс, 2025)Решение по вопросу привлечения к ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ за неисполнение рекомендаций Роспотребнадзора по проведению профилактических мероприятий и работе в период пандемии зависит от того, признает ли суд рекомендации обязательными к исполнению
(КонсультантПлюс, 2025)Решение по вопросу привлечения к ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ за неисполнение рекомендаций Роспотребнадзора по проведению профилактических мероприятий и работе в период пандемии зависит от того, признает ли суд рекомендации обязательными к исполнению
Важнейшая практика по ст. 401 ГК РФСуды по-разному решили вопрос о привлечении к ответственности авиаперевозчика, не вернувшего пассажиру деньги за отмененный из-за распространения коронавируса перелет:
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по кадровым вопросам. Обязанности работодателя при эпидемиях (до 01.08.2025)2. Минтруд России рекомендует не проводить обязательные медосмотры работников до снятия ограничений, связанных с распространением коронавируса. Допуск к работе в этот период без медосмотров не повлечет ответственность по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Исключение - предсменные (предрейсовые), послесменные (послерейсовые) медосмотры и осмотры в течение дня (смены) отдельных категорий работников, а также медосмотры работников, деятельность которых связана (Письмо от 10.04.2020 N 15-2/10/В-2842):
Нормативные акты
"Руководство по разработке плана действий по информированию о рисках и вовлеченности населения. COVID-19: готовность и ответные действия"
(утв. ВОЗ, ЮНИСЕФ, Международной Федерацией Красного Креста 17.03.2020)
(вместе с "Определением и выделением приоритетов ваших целей RCCE", "Определением и расстановкой приоритетов вашей аудитории RCCE и других заинтересованных сторон", "Необходимыми действиями и необходимой информацией", "Источниками обратной связи и руководства")Этот инструмент предназначен для обеспечения информирования о рисках, взаимодействия сообществ, а также лиц, работающих совместно с национальными органами здравоохранения и другими ответственными организациями, в целях создания, реализации и мониторинга работы плана действий по эффективной коммуникации с общественностью, сообществами, местными партнерами и другими заинтересованными сторонами в рамках организации содействия в защите здоровья граждан, их семей и и всего населения в период раннего реагирования на COVID-19.
(утв. ВОЗ, ЮНИСЕФ, Международной Федерацией Красного Креста 17.03.2020)
(вместе с "Определением и выделением приоритетов ваших целей RCCE", "Определением и расстановкой приоритетов вашей аудитории RCCE и других заинтересованных сторон", "Необходимыми действиями и необходимой информацией", "Источниками обратной связи и руководства")Этот инструмент предназначен для обеспечения информирования о рисках, взаимодействия сообществ, а также лиц, работающих совместно с национальными органами здравоохранения и другими ответственными организациями, в целях создания, реализации и мониторинга работы плана действий по эффективной коммуникации с общественностью, сообществами, местными партнерами и другими заинтересованными сторонами в рамках организации содействия в защите здоровья граждан, их семей и и всего населения в период раннего реагирования на COVID-19.
Статья: Включение в реестр недобросовестных поставщиков - специальная мера юридической ответственности
(Султанов А.Р.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В поданном в суд заявлении об оспаривании решения управления о включении сведений об обществе в реестр (как и при рассмотрении вопроса в управлении, по доводам сторон) общество в качестве причины неподписания контракта сослалось на то, что в период подписания контракта резко ухудшилось самочувствие ответственного сотрудника общества с подозрением на COVID-19. Данный сотрудник не сообщил вовремя о сроках подписания контракта и не передал электронную подпись.
(Султанов А.Р.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В поданном в суд заявлении об оспаривании решения управления о включении сведений об обществе в реестр (как и при рассмотрении вопроса в управлении, по доводам сторон) общество в качестве причины неподписания контракта сослалось на то, что в период подписания контракта резко ухудшилось самочувствие ответственного сотрудника общества с подозрением на COVID-19. Данный сотрудник не сообщил вовремя о сроках подписания контракта и не передал электронную подпись.
"Научно-практический комментарий судебной практики по спорам в сфере труда и социального обеспечения медицинских работников"
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Примечательным в связи с этим является Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 02.08.2021 N 88-17977/2021. Управлением Роспотребнадзора в Орловской области в целях недопущения заноса и распространения коронавирусной инфекции COVID-19 в медицинских организациях Орловской области вынесено предписание, которым главным врачам бюджетных учреждений здравоохранения предписано принять меры, направленные на недопущение медицинскими работниками, осуществляющими деятельность по основному месту работы, осуществлять деятельность по совместительству либо по гражданско-правовым договорам в иных медицинских организациях. Медицинский работник перинатального центра был привлечен к дисциплинарной ответственности за нарушение указанного запрета. Противоправность своих действий работником отрицалась. Однако суд в споре встал на сторону работодателя. Отсутствие в законе запретов и ограничений для медицинских работников работать на условиях совместительства в иных медицинских организациях было преодолено судом выводами об особом статусе работника и общественной значимости примененного к работнику ограничения. Так, суд указал, что приостановление внешнего совместительства как санитарно-противоэпидемическое мероприятие не являлось произвольным усмотрением работодателя, носило общий характер для всех совмещающих деятельность работников и, по сути, представляло собой обязанность за счет данного мероприятия снизить масштабность распространения коронавирусной инфекции на территории Орловской области, в том числе в перинатальном центре, деятельность которого в период повышенной готовности особенно важна.
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Примечательным в связи с этим является Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 02.08.2021 N 88-17977/2021. Управлением Роспотребнадзора в Орловской области в целях недопущения заноса и распространения коронавирусной инфекции COVID-19 в медицинских организациях Орловской области вынесено предписание, которым главным врачам бюджетных учреждений здравоохранения предписано принять меры, направленные на недопущение медицинскими работниками, осуществляющими деятельность по основному месту работы, осуществлять деятельность по совместительству либо по гражданско-правовым договорам в иных медицинских организациях. Медицинский работник перинатального центра был привлечен к дисциплинарной ответственности за нарушение указанного запрета. Противоправность своих действий работником отрицалась. Однако суд в споре встал на сторону работодателя. Отсутствие в законе запретов и ограничений для медицинских работников работать на условиях совместительства в иных медицинских организациях было преодолено судом выводами об особом статусе работника и общественной значимости примененного к работнику ограничения. Так, суд указал, что приостановление внешнего совместительства как санитарно-противоэпидемическое мероприятие не являлось произвольным усмотрением работодателя, носило общий характер для всех совмещающих деятельность работников и, по сути, представляло собой обязанность за счет данного мероприятия снизить масштабность распространения коронавирусной инфекции на территории Орловской области, в том числе в перинатальном центре, деятельность которого в период повышенной готовности особенно важна.
Готовое решение: Как составить приказ об организации работы в условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации (угрозы распространения COVID-19) (не актуализируется со 2 мая 2023 г.)
(КонсультантПлюс, 2023)меры для тех, кто работает в обычном порядке. Укажите, какие подразделения, работники во время угрозы распространения COVID-19 будут работать, как и раньше (например, в офисе, на своих рабочих местах), какие меры безопасности они должны соблюдать. Например, ограничить перемещения между кабинетами, сразу сообщать о плохом самочувствии своему руководителю, измерять температуру тела перед началом рабочего дня и по его окончании. Если таких мер много, то можете поручить в приказе ответственному лицу подготовить о них отдельный документ;
(КонсультантПлюс, 2023)меры для тех, кто работает в обычном порядке. Укажите, какие подразделения, работники во время угрозы распространения COVID-19 будут работать, как и раньше (например, в офисе, на своих рабочих местах), какие меры безопасности они должны соблюдать. Например, ограничить перемещения между кабинетами, сразу сообщать о плохом самочувствии своему руководителю, измерять температуру тела перед началом рабочего дня и по его окончании. Если таких мер много, то можете поручить в приказе ответственному лицу подготовить о них отдельный документ;
Готовое решение: В каком режиме вправе работать объекты розничной торговли в период распространения коронавируса COVID-19 (до 31 мая 2023 г. включительно)
(КонсультантПлюс, 2023)не допускать к работе в период эпидемического сезона лиц, больных ОРВИ.
(КонсультантПлюс, 2023)не допускать к работе в период эпидемического сезона лиц, больных ОРВИ.
Статья: Дистанционная форма отношений субъектов гражданского права в период пандемии COVID-19 и ее влияние на российскую экономику
(Зинковский М.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 9)Вредоносные последствия коронавируса для экономики страны очевидны. Лечебные учреждения переполнены пациентами, некоторые предприятия и организации, где контакты людей частые, вынуждены часть персонала переводить на дистанционную форму работы. Названная форма минимизирует последствия для экономики. Сделки в дистанционной форме вполне могут заключаться посредством обмена документами по электронной почте или иным способом, исключающим или уменьшающим личный контакт сторон. Государство в период пандемии активно вкладывает субсидии <12> в поддержку материнства, детства, инвалидности, развития медицины, фармакологию, разрабатывает эффективные вакцины, расходы на производство которых оно взяло на себя.
(Зинковский М.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 9)Вредоносные последствия коронавируса для экономики страны очевидны. Лечебные учреждения переполнены пациентами, некоторые предприятия и организации, где контакты людей частые, вынуждены часть персонала переводить на дистанционную форму работы. Названная форма минимизирует последствия для экономики. Сделки в дистанционной форме вполне могут заключаться посредством обмена документами по электронной почте или иным способом, исключающим или уменьшающим личный контакт сторон. Государство в период пандемии активно вкладывает субсидии <12> в поддержку материнства, детства, инвалидности, развития медицины, фармакологию, разрабатывает эффективные вакцины, расходы на производство которых оно взяло на себя.
Ситуация: Как отказаться от вакцинации (прививки)?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)До вынесения постановления главного санитарного врача или его заместителя о проведении соответствующих профилактических прививок по эпидемическим показаниям гражданам или отдельным группам граждан отказ указанных граждан от вакцинации не может служить основанием отстранения сотрудника от работы. После вынесения соответствующего постановления граждане могут отказаться от прививок, но в этом случае они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпиднеблагополучия, если не имеют подтвержденных противопоказаний к вакцинации (пп. 6 п. 1 ст. 51 Закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ; Приложение N 2 к Приказу Минздрава России от 06.12.2021 N 1122н; Разъяснения Минтруда России, Роспотребнадзора).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)До вынесения постановления главного санитарного врача или его заместителя о проведении соответствующих профилактических прививок по эпидемическим показаниям гражданам или отдельным группам граждан отказ указанных граждан от вакцинации не может служить основанием отстранения сотрудника от работы. После вынесения соответствующего постановления граждане могут отказаться от прививок, но в этом случае они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпиднеблагополучия, если не имеют подтвержденных противопоказаний к вакцинации (пп. 6 п. 1 ст. 51 Закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ; Приложение N 2 к Приказу Минздрава России от 06.12.2021 N 1122н; Разъяснения Минтруда России, Роспотребнадзора).
Готовое решение: Как работодателю организовать работу в неблагоприятной эпидемиологической ситуации (из-за коронавируса COVID-19) (не актуализируется с 28.04.2023)
(КонсультантПлюс, 2023)При привлечении работника к дисциплинарной ответственности за то, что он не носит маску или носит ее неправильно, рекомендуем учитывать информацию, представленную на сайте "Онлайнинспекция.рф". Работодатель вправе установить приказом или локальным нормативным актом обязанность работников носить маски и другие СИЗ в период распространения коронавируса. Работодатель должен указать основание их выдачи, необходимое количество, лиц, ответственных за их выдачу, утвердить форму выдачи и регистрации выдачи масок и других СИЗ. Работников нужно ознакомить с таким документом под подпись.
(КонсультантПлюс, 2023)При привлечении работника к дисциплинарной ответственности за то, что он не носит маску или носит ее неправильно, рекомендуем учитывать информацию, представленную на сайте "Онлайнинспекция.рф". Работодатель вправе установить приказом или локальным нормативным актом обязанность работников носить маски и другие СИЗ в период распространения коронавируса. Работодатель должен указать основание их выдачи, необходимое количество, лиц, ответственных за их выдачу, утвердить форму выдачи и регистрации выдачи масок и других СИЗ. Работников нужно ознакомить с таким документом под подпись.
Статья: Региональные особенности обеспечения и регулирования продовольственной безопасности России: крупные мегаполисы, земельные ресурсы, деградация и истощение почв
(Белхароев Х.У.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 11)В нашей стране после революционных реформ в начале 1990-х годов наступило время переосмысления отношения органов государственной власти к функционированию сферы агропромышленного комплекса. Вопросы обеспечения продовольственной безопасности страны стали особенно актуальны в период пандемии COVID-19 и с началом острой фазы санкционного противостояния с западной военно-политической коалицией.
(Белхароев Х.У.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 11)В нашей стране после революционных реформ в начале 1990-х годов наступило время переосмысления отношения органов государственной власти к функционированию сферы агропромышленного комплекса. Вопросы обеспечения продовольственной безопасности страны стали особенно актуальны в период пандемии COVID-19 и с началом острой фазы санкционного противостояния с западной военно-политической коалицией.
Статья: Общие тенденции цифровизации бюджетного процесса в Российской Федерации
(Забралова О.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 11)Социальная сфера является одной из ведущих областей цифровизации государственного управления. Между тем, несмотря на проделанную колоссальную работу, время диктует необходимость качественного пересмотра порядка предоставления государственных услуг в данной области.
(Забралова О.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 11)Социальная сфера является одной из ведущих областей цифровизации государственного управления. Между тем, несмотря на проделанную колоссальную работу, время диктует необходимость качественного пересмотра порядка предоставления государственных услуг в данной области.
Статья: Новеллы законодательства о дистанционной (удаленной) работе: сравнительно-правовой анализ
(Чесалина О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 9)В статье 312.9 ТК РФ указаны только две причины, по которым невозможно произвести временный перевод работника на дистанционную работу по инициативе работодателя: это характер работы и непредоставление работодателем необходимого оборудования, программно-технических и иных средств, т.е. причины, связанные или производные от работодателя. В этих случаях работнику оплачивается время простоя согласно ч. 2 ст. 157 ТК РФ. С учетом возможного длительного периода перевода на дистанционную работу без согласия работника следует дополнить ч. 7 ст. 312.9 ТК РФ еще двумя причинами, связанными с личностью работника, по которым невозможно произвести такой временный перевод: 1) жилищные условия, не позволяющие выполнять работу дистанционно; 2) необходимость ухода за детьми в возрасте до 12 лет по причине закрытия дошкольных или школьных учебных заведений (что часто имело место во время первой волны коронавируса). Относительно второго случая зарубежный опыт показывает, что создание защитных механизмов возможно средствами как трудового права, так и права социального обеспечения - в зависимости от того, на кого возлагается ответственность за данный случай: на работодателя или на государство. Например, в Германии в 2020 г. была введена новая компенсационная выплата в связи с необходимостью осуществления ухода за ребенком/детьми младше 12 лет <34>. Такая компенсация выплачивается при условии, что другой вариант ухода за ребенком невозможен <35>.
(Чесалина О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 9)В статье 312.9 ТК РФ указаны только две причины, по которым невозможно произвести временный перевод работника на дистанционную работу по инициативе работодателя: это характер работы и непредоставление работодателем необходимого оборудования, программно-технических и иных средств, т.е. причины, связанные или производные от работодателя. В этих случаях работнику оплачивается время простоя согласно ч. 2 ст. 157 ТК РФ. С учетом возможного длительного периода перевода на дистанционную работу без согласия работника следует дополнить ч. 7 ст. 312.9 ТК РФ еще двумя причинами, связанными с личностью работника, по которым невозможно произвести такой временный перевод: 1) жилищные условия, не позволяющие выполнять работу дистанционно; 2) необходимость ухода за детьми в возрасте до 12 лет по причине закрытия дошкольных или школьных учебных заведений (что часто имело место во время первой волны коронавируса). Относительно второго случая зарубежный опыт показывает, что создание защитных механизмов возможно средствами как трудового права, так и права социального обеспечения - в зависимости от того, на кого возлагается ответственность за данный случай: на работодателя или на государство. Например, в Германии в 2020 г. была введена новая компенсационная выплата в связи с необходимостью осуществления ухода за ребенком/детьми младше 12 лет <34>. Такая компенсация выплачивается при условии, что другой вариант ухода за ребенком невозможен <35>.