Ответственность за неисполнение предписания государственного органа
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность за неисполнение предписания государственного органа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения против порядка управления: Перечень всех ситуаций
(КонсультантПлюс, 2025)Организация (ИП, Должностное лицо, Гражданин) оспаривает привлечение к ответственности за невыполнение предписания об устранении нарушений земельного законодательства
(КонсультантПлюс, 2025)Организация (ИП, Должностное лицо, Гражданин) оспаривает привлечение к ответственности за невыполнение предписания об устранении нарушений земельного законодательства
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Борьба с коррупцией на предприятии
(Кузина М.)
("Трудовое право", 2021, N 5)Поскольку эта общая норма, по существу, предполагает наличие ответственности организации уже в случае совершения коррупционного преступления, на практике гораздо чаще встречаются случаи привлечения к ответственности за неисполнение законных предписаний государственных органов, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность за соблюдением требований действующего законодательства.
(Кузина М.)
("Трудовое право", 2021, N 5)Поскольку эта общая норма, по существу, предполагает наличие ответственности организации уже в случае совершения коррупционного преступления, на практике гораздо чаще встречаются случаи привлечения к ответственности за неисполнение законных предписаний государственных органов, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность за соблюдением требований действующего законодательства.
Статья: Некоторые вопросы применения общих положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в практике Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации (2019 - 2021 годы)
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)Как указано в Определении КС РФ от 26.03.2019 N 823-О, федеральный законодатель, предусмотрев в части 15 статьи 19.5 КоАП РФ административную ответственность, в том числе за невыполнение изготовителем предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к продукции, как особого случая невыполнения в установленный срок законного предписания уполномоченного органа, отнес данное административное правонарушение к правонарушениям против порядка управления. Соответственно, привлечение к административной ответственности предполагается именно за само по себе формальное невыполнение предписания публичного органа, которое не может зависеть - в том числе применительно к срокам давности - от наступления тех или иных последствий допущенных нарушений.
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)Как указано в Определении КС РФ от 26.03.2019 N 823-О, федеральный законодатель, предусмотрев в части 15 статьи 19.5 КоАП РФ административную ответственность, в том числе за невыполнение изготовителем предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к продукции, как особого случая невыполнения в установленный срок законного предписания уполномоченного органа, отнес данное административное правонарушение к правонарушениям против порядка управления. Соответственно, привлечение к административной ответственности предполагается именно за само по себе формальное невыполнение предписания публичного органа, которое не может зависеть - в том числе применительно к срокам давности - от наступления тех или иных последствий допущенных нарушений.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)ОТВЕТ. Частью 11 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)ОТВЕТ. Частью 11 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор.
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37
"Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе"Однако суд при решении вопроса о применении ответственности за неисполнение предписания на основании статьи 12 ГК РФ должен дать оценку доводам заявителя, оспаривающего законность ненормативного акта государственного органа, и принять решение в соответствии с законом.
"Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе"Однако суд при решении вопроса о применении ответственности за неисполнение предписания на основании статьи 12 ГК РФ должен дать оценку доводам заявителя, оспаривающего законность ненормативного акта государственного органа, и принять решение в соответствии с законом.
Статья: Отдельные аспекты использования искусственного интеллекта в контрольно-надзорной деятельности таможенных органов
(Кожуханов Н.М.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2023, N 2)По нашему мнению, контроль можно рассматривать в двух смыслах - широком и узком. В таком случае контрольная деятельность в широком смысле будет охватывать надзор и контроль в узком смысле, которые идеологически связаны, но выступают самостоятельными категориями. Надзор отличается от контроля в узком смысле по нескольким показателям. Например, надзор реализуется в горизонтальной плоскости, т.е. вне системы вертикальной субординации (надзор прокуратуры за соблюдением законности по различным направлениям). Субъект, осуществляющий надзор, выявляя нарушения, не несет солидарной ретроспективной ответственности в случае неисполнения предписаний исполнителем, по результатам проведенных проверочных мероприятий (протест, представление и т.п.). Ключевым для надзора является соблюдение законности, контроль есть реализация управленческой функции. Надзор является непрерывным действием, связанным с поддержанием законности, контроль может быть как длящимся, так и эпизодическим. Надзор - прерогатива деятельности государственных органов, контроль может быть реализован как государственными, так и негосударственными органами. В рамках надзора управленческие и административные полномочия реализуются в усеченном виде, в отличие от контроля, где управленческая функция является ключевой. Отметим, что показать орган, который осуществляет исключительно надзор или контроль в узком смысле слова, довольно затруднительно. Правильнее было бы сказать, что контроль и надзор сочетаются в работе различных органов. В рамках контроля и надзора создается инструментарий, позволяющий в широком смысле контролировать различные процессы. Такая парадигма как бы сближает три существующих подхода в понимании данных институтов.
(Кожуханов Н.М.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2023, N 2)По нашему мнению, контроль можно рассматривать в двух смыслах - широком и узком. В таком случае контрольная деятельность в широком смысле будет охватывать надзор и контроль в узком смысле, которые идеологически связаны, но выступают самостоятельными категориями. Надзор отличается от контроля в узком смысле по нескольким показателям. Например, надзор реализуется в горизонтальной плоскости, т.е. вне системы вертикальной субординации (надзор прокуратуры за соблюдением законности по различным направлениям). Субъект, осуществляющий надзор, выявляя нарушения, не несет солидарной ретроспективной ответственности в случае неисполнения предписаний исполнителем, по результатам проведенных проверочных мероприятий (протест, представление и т.п.). Ключевым для надзора является соблюдение законности, контроль есть реализация управленческой функции. Надзор является непрерывным действием, связанным с поддержанием законности, контроль может быть как длящимся, так и эпизодическим. Надзор - прерогатива деятельности государственных органов, контроль может быть реализован как государственными, так и негосударственными органами. В рамках надзора управленческие и административные полномочия реализуются в усеченном виде, в отличие от контроля, где управленческая функция является ключевой. Отметим, что показать орган, который осуществляет исключительно надзор или контроль в узком смысле слова, довольно затруднительно. Правильнее было бы сказать, что контроль и надзор сочетаются в работе различных органов. В рамках контроля и надзора создается инструментарий, позволяющий в широком смысле контролировать различные процессы. Такая парадигма как бы сближает три существующих подхода в понимании данных институтов.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Если контрольный орган выявил нарушение обязательных требований, то он должен зафиксировать это в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий. Инспектор вправе выдать рекомендации по соблюдению обязательных требований, провести иные мероприятия, направленные на профилактику рисков. Законом предусмотрены следующие меры реагирования на нарушения: 1) выдача после оформления акта контрольного мероприятия контролируемому лицу предписания об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям; 2) незамедлительное принятие предусмотренных законодательством РФ мер по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном отзыве продукции (товаров), представляющей опасность для жизни, здоровья людей и для окружающей среды, о запрете эксплуатации (использования) зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и иных подобных объектов и о доведении до сведения граждан, организаций любым доступным способом информации о наличии угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и способах ее предотвращения в случае, если при проведении контрольного мероприятия установлено, что деятельность гражданина, организации, владеющих и (или) пользующихся объектом контроля, эксплуатация (использование) ими зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и иных подобных объектов, производимые и реализуемые ими товары, выполняемые работы, оказываемые услуги представляют непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или что такой вред (ущерб) причинен; 3) при выявлении в ходе контрольного мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направление соответствующей информации в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принятие мер по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности; 4) принятие мер по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при неисполнении предписания в установленные сроки принятие мер по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством; 5) рассмотрение вопроса о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (ст. 90).
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Если контрольный орган выявил нарушение обязательных требований, то он должен зафиксировать это в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий. Инспектор вправе выдать рекомендации по соблюдению обязательных требований, провести иные мероприятия, направленные на профилактику рисков. Законом предусмотрены следующие меры реагирования на нарушения: 1) выдача после оформления акта контрольного мероприятия контролируемому лицу предписания об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям; 2) незамедлительное принятие предусмотренных законодательством РФ мер по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном отзыве продукции (товаров), представляющей опасность для жизни, здоровья людей и для окружающей среды, о запрете эксплуатации (использования) зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и иных подобных объектов и о доведении до сведения граждан, организаций любым доступным способом информации о наличии угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и способах ее предотвращения в случае, если при проведении контрольного мероприятия установлено, что деятельность гражданина, организации, владеющих и (или) пользующихся объектом контроля, эксплуатация (использование) ими зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и иных подобных объектов, производимые и реализуемые ими товары, выполняемые работы, оказываемые услуги представляют непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или что такой вред (ущерб) причинен; 3) при выявлении в ходе контрольного мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направление соответствующей информации в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принятие мер по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности; 4) принятие мер по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при неисполнении предписания в установленные сроки принятие мер по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством; 5) рассмотрение вопроса о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (ст. 90).
Статья: Бездействие жилищной инспекции подрывает доверие граждан к органам государственной власти
(Луценко С.)
("Жилищное право", 2025, N 6)Поскольку предписание исходит от государственного органа (жилищной инспекции), обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и за его неисполнение в установленный срок наступает административная ответственность, оно также должно отвечать требованию исполнимости.
(Луценко С.)
("Жилищное право", 2025, N 6)Поскольку предписание исходит от государственного органа (жилищной инспекции), обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и за его неисполнение в установленный срок наступает административная ответственность, оно также должно отвечать требованию исполнимости.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. В ч. 3 комментируемой статьи перечислены функции Минстроя РФ как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства. В основном эти функции носят контрольно-надзорный характер. Такой контроль включает в себя, контроль за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий. Причем этот контроль включает в себя как контроль за соответствием действующему законодательству принимаемых нормативно-правовых актов, так и контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий. Причем у Минстроя РФ есть право направления обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, а также представлений о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, ответственных за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных полномочий.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. В ч. 3 комментируемой статьи перечислены функции Минстроя РФ как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства. В основном эти функции носят контрольно-надзорный характер. Такой контроль включает в себя, контроль за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий. Причем этот контроль включает в себя как контроль за соответствием действующему законодательству принимаемых нормативно-правовых актов, так и контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий. Причем у Минстроя РФ есть право направления обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, а также представлений о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, ответственных за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных полномочий.
Статья: Правовая определенность: обязанность по исполнению предписания антимонопольного органа и возможность приостановления его действия
(Павлухина О.А.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2022, Специальный выпуск)Вместе с тем заказчик сталкивается с такой ситуацией, что вместо приостановления действия предписания антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении за неисполнение властного указания государственного органа и привлекает заказчика к административной ответственности.
(Павлухина О.А.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2022, Специальный выпуск)Вместе с тем заказчик сталкивается с такой ситуацией, что вместо приостановления действия предписания антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении за неисполнение властного указания государственного органа и привлекает заказчика к административной ответственности.
Статья: Обновление штрафов за неаккуратное обращение с персональными данными
(Кокурина М.А.)
("Главная книга", 2025, N 10)Условие 3. Отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств. То есть на момент повторной утечки или на момент вынесения постановления по делу об этом нарушении <23>:
(Кокурина М.А.)
("Главная книга", 2025, N 10)Условие 3. Отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств. То есть на момент повторной утечки или на момент вынесения постановления по делу об этом нарушении <23>:
Статья: Административная ответственность за неисполнение решения коллегиального органа, координирующего и организующего деятельность по противодействию терроризму: проблемы и перспективы развития
(Канунникова Н.Г.)
("Административное право и процесс", 2021, N 6)Отметим, что вышеназванная административно-правовая норма является логическим продолжением положений, закрепленных в ст. 19.5 КоАП РФ, регламентирующей ответственность за невыполнение в срок законных предписаний надзорных и контролирующих государственных органов, их должностных лиц и организаций. Однако весьма оправданным представляется выделение в отдельную статью вопросов привлечения к ответственности, связанной с правонарушениями террористического характера, так как данное противоправное поведение представляет наиболее серьезную угрозу для полноценного функционирования государства в целом.
(Канунникова Н.Г.)
("Административное право и процесс", 2021, N 6)Отметим, что вышеназванная административно-правовая норма является логическим продолжением положений, закрепленных в ст. 19.5 КоАП РФ, регламентирующей ответственность за невыполнение в срок законных предписаний надзорных и контролирующих государственных органов, их должностных лиц и организаций. Однако весьма оправданным представляется выделение в отдельную статью вопросов привлечения к ответственности, связанной с правонарушениями террористического характера, так как данное противоправное поведение представляет наиболее серьезную угрозу для полноценного функционирования государства в целом.
Статья: Оборот земель сельскохозяйственного назначения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 4 ст. 6 Закона об обороте земель в случае неустранения правонарушений, указанных в п. 1 ст. 6 Закона об обороте земель, в срок, установленный выданным предписанием об устранении выявленного нарушения обязательных требований, уполномоченный орган исполнительной власти по осуществлению федерального государственного земельного контроля (надзора), выдавший такое предписание, после назначения административного наказания за неустранение указанных нарушений в срок не позднее 10 рабочих дней со дня вступления в силу решения о привлечении виновного лица к административной ответственности за неисполнение такого предписания:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 4 ст. 6 Закона об обороте земель в случае неустранения правонарушений, указанных в п. 1 ст. 6 Закона об обороте земель, в срок, установленный выданным предписанием об устранении выявленного нарушения обязательных требований, уполномоченный орган исполнительной власти по осуществлению федерального государственного земельного контроля (надзора), выдавший такое предписание, после назначения административного наказания за неустранение указанных нарушений в срок не позднее 10 рабочих дней со дня вступления в силу решения о привлечении виновного лица к административной ответственности за неисполнение такого предписания: