Ответственность коллективного участника закупки
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность коллективного участника закупки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (июль 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно пункту 3.2.2 раздела 3 Документации в случае участия коллективного участника (выступающее на стороне одного участника объединение юридических лиц, независимо от их формы собственности, организационно-правовой формы, местонахождения капитала и прочих условий, или физических лиц, в том числе в статусе индивидуальных предпринимателей и самозанятых) в закупке (по соответствующему лоту) (в случае приглашения таких участников к участию в закупке) такой коллективный участник должен представить (по соответствующему лоту) заключенное между лицами, входящими в его состав, соглашение (договор), определяющее лицо, которое вправе выступать от имени этого коллективного участника в закупке (по соответствующему лоту), а также устанавливающее солидарную ответственность всех лиц, входящих в состав коллективного участника, по обязательствам, связанным с совместным участием в закупке, заключением и последующим исполнением договора с заказчиком.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно пункту 3.2.2 раздела 3 Документации в случае участия коллективного участника (выступающее на стороне одного участника объединение юридических лиц, независимо от их формы собственности, организационно-правовой формы, местонахождения капитала и прочих условий, или физических лиц, в том числе в статусе индивидуальных предпринимателей и самозанятых) в закупке (по соответствующему лоту) (в случае приглашения таких участников к участию в закупке) такой коллективный участник должен представить (по соответствующему лоту) заключенное между лицами, входящими в его состав, соглашение (договор), определяющее лицо, которое вправе выступать от имени этого коллективного участника в закупке (по соответствующему лоту), а также устанавливающее солидарную ответственность всех лиц, входящих в состав коллективного участника, по обязательствам, связанным с совместным участием в закупке, заключением и последующим исполнением договора с заказчиком.
"Обзор административной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (апрель 2021 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- в соглашении должна быть установлена субсидиарная ответственность каждого члена коллективного участника по обязательствам, связанным с участием в закупочной процедуре;
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- в соглашении должна быть установлена субсидиарная ответственность каждого члена коллективного участника по обязательствам, связанным с участием в закупочной процедуре;
Нормативные акты
"Положение о закупке товаров, работ, услуг публично-правовой компании "Единый заказчик в сфере строительства" (в редакции изменений N 7)"
(утв. решением Наблюдательного совета публично-правовой компании "Единый заказчик в сфере строительства", Протокол N 2 от 24.02.2021)
(ред. от 05.08.2025)4. Заявка коллективного участника должна содержать договор простого товарищества или иной документ, определяющий, в том числе, взаимоотношения лиц, входящих в состав коллективного участника, при подаче заявки на участие в закупке и при исполнении договора, заключенного по итогам закупки, в том числе в части исполнения финансовых обязательств. Лица, входящие в состав коллективного участника, несут перед заказчиком, организатором закупки солидарную ответственность.
(утв. решением Наблюдательного совета публично-правовой компании "Единый заказчик в сфере строительства", Протокол N 2 от 24.02.2021)
(ред. от 05.08.2025)4. Заявка коллективного участника должна содержать договор простого товарищества или иной документ, определяющий, в том числе, взаимоотношения лиц, входящих в состав коллективного участника, при подаче заявки на участие в закупке и при исполнении договора, заключенного по итогам закупки, в том числе в части исполнения финансовых обязательств. Лица, входящие в состав коллективного участника, несут перед заказчиком, организатором закупки солидарную ответственность.
"Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФАУ "Главгосэкспертиза России"
(утв. Наблюдательным советом ФАУ "Главгосэкспертиза России", протокол от 29.06.2018 N 32)
(ред. от 28.12.2024)
(вместе с "Положением о порядке оценки заявок на участие в конкурентных закупках", "Порядком определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора")в) в соглашении должна быть установлена солидарная ответственность по обязательствам, связанным с участием в закупке, заключением и последующим исполнением договора. Заказчик вправе установить в документации о закупке, извещении о проведении запроса котировок требование об обязательной солидарной ответственности каждого члена коллективного участника по обязательствам, связанным с участием в закупке;
(утв. Наблюдательным советом ФАУ "Главгосэкспертиза России", протокол от 29.06.2018 N 32)
(ред. от 28.12.2024)
(вместе с "Положением о порядке оценки заявок на участие в конкурентных закупках", "Порядком определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора")в) в соглашении должна быть установлена солидарная ответственность по обязательствам, связанным с участием в закупке, заключением и последующим исполнением договора. Заказчик вправе установить в документации о закупке, извещении о проведении запроса котировок требование об обязательной солидарной ответственности каждого члена коллективного участника по обязательствам, связанным с участием в закупке;
Статья: Коллективное участие в закупках по Закону N 223-ФЗ: требования и критерии оценки
(Альбицкий П.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 5)Аналогичной позиции придерживается Московское УФАС России, говоря о солидарной ответственности членов коллективного участника за своевременное и полное исполнение договора, что приводит к отсутствию необходимости распределения объемов в составе заявки <14>.
(Альбицкий П.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 5)Аналогичной позиции придерживается Московское УФАС России, говоря о солидарной ответственности членов коллективного участника за своевременное и полное исполнение договора, что приводит к отсутствию необходимости распределения объемов в составе заявки <14>.
Готовое решение: Каким требованиям должен соответствовать участник закупки по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если в вашей закупке на стороне участника выступает группа лиц, то требования должны предъявляться в совокупности к такому коллективному участнику, а не к каждому из лиц в отдельности. В противном случае вам грозит административная ответственность по ч. 3 ст. 7.30.4 КоАП РФ. Установление в таком случае требований к каждому отдельному участнику противоречит принципам Закона N 223-ФЗ (п. 14 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона N 223-ФЗ (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018)).
(КонсультантПлюс, 2025)Если в вашей закупке на стороне участника выступает группа лиц, то требования должны предъявляться в совокупности к такому коллективному участнику, а не к каждому из лиц в отдельности. В противном случае вам грозит административная ответственность по ч. 3 ст. 7.30.4 КоАП РФ. Установление в таком случае требований к каждому отдельному участнику противоречит принципам Закона N 223-ФЗ (п. 14 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона N 223-ФЗ (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018)).
Готовое решение: Какие особенности коллективного участия в закупке предусмотрены Законом N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)об определении лидера коллективного участника, ответственного за подачу заявки и за взаимодействие с заказчиком;
(КонсультантПлюс, 2025)об определении лидера коллективного участника, ответственного за подачу заявки и за взаимодействие с заказчиком;
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (март 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Учитывая изложенное, комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок пришла к выводу, что действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего в Документации требования к договору простого товарищества для коллективных участников и, как следствие, признавшего заявку Заявителя не соответствующей требованиям Документации, нарушают положения части 6 статьи 3, пунктов 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей до 01.03.2025).
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Учитывая изложенное, комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок пришла к выводу, что действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего в Документации требования к договору простого товарищества для коллективных участников и, как следствие, признавшего заявку Заявителя не соответствующей требованиям Документации, нарушают положения части 6 статьи 3, пунктов 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей до 01.03.2025).
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (январь 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего при формировании Документации возможность подачи заявки коллективного участника в Конкурсе, не соответствуют статье 3.4 Закона о закупках и нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего при формировании Документации возможность подачи заявки коллективного участника в Конкурсе, не соответствуют статье 3.4 Закона о закупках и нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статья: Антимонопольное Постановление Верховного Суда
(Тай Ю., Рего А., Кобаненко М., Васин А., Шаститко А., Пружанский В., Варламова А., Вознесенский Н., Соколовская Е., Рохлин А., Москвитин О., Мосунова Н., Ульянов А.)
("Закон", 2021, N 3)При этом нерешенными остались вопросы, касающиеся возможности смягчения и освобождения от административной ответственности за допущенное нарушение антимонопольного законодательства при наличии системы антимонопольного комплаенса, разграничения составов по злоупотреблению коллективным доминированием и картелей и некоторые другие аспекты; также недостаточно четко сформулированы условия допустимости взаимодействия поставщиков и участников закупочных союзов (потребителей). Представляется, что на практике еще просто не сформировались какие-либо единообразные подходы по данным вопросам, и потому они еще не получили своего отражения на уровне Постановления Пленума.
(Тай Ю., Рего А., Кобаненко М., Васин А., Шаститко А., Пружанский В., Варламова А., Вознесенский Н., Соколовская Е., Рохлин А., Москвитин О., Мосунова Н., Ульянов А.)
("Закон", 2021, N 3)При этом нерешенными остались вопросы, касающиеся возможности смягчения и освобождения от административной ответственности за допущенное нарушение антимонопольного законодательства при наличии системы антимонопольного комплаенса, разграничения составов по злоупотреблению коллективным доминированием и картелей и некоторые другие аспекты; также недостаточно четко сформулированы условия допустимости взаимодействия поставщиков и участников закупочных союзов (потребителей). Представляется, что на практике еще просто не сформировались какие-либо единообразные подходы по данным вопросам, и потому они еще не получили своего отражения на уровне Постановления Пленума.
"Обзор административной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (февраль 2021 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Вместе с тем установление Заказчиком в Документации вышеуказанных требований Документации к составу заявки коллективного участника является неправомерным, поскольку контроль распределения объемов оказания услуг между членами коллективного участника является вмешательством в хозяйственную деятельность исполнителя по договору и не влияет на надлежащее исполнение участником обязательств по договору, заключаемому по результатам проведения закупки.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Вместе с тем установление Заказчиком в Документации вышеуказанных требований Документации к составу заявки коллективного участника является неправомерным, поскольку контроль распределения объемов оказания услуг между членами коллективного участника является вмешательством в хозяйственную деятельность исполнителя по договору и не влияет на надлежащее исполнение участником обязательств по договору, заключаемому по результатам проведения закупки.
Статья: Обзор практики привлечения корпоративных заказчиков к административной ответственности по новой редакции КоАП РФ после 01.03.2025
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 9)Постоянным предметом антимонопольных разбирательств выступают вопросы, связанные с рассмотрением и оценкой заявок участников закупки. В частности, в Постановлении Ярославского межрегионального УФАС России от 03.03.2025 по делу N 076/04/7.32.4-140/2025 антимонопольный орган напомнил о недопустимости отклонения заявок на основании данных официальных сайтов производителей товаров. А в Постановлении Коми УФАС России о назначении административного наказания от 16.04.2025 по делу N 011/04/7.32.3-295/2025 заказчик был привлечен к административной ответственности в виде предупреждения в связи с неправильным учетом предоставленных участниками закупки договоров при оценке заявок.
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 9)Постоянным предметом антимонопольных разбирательств выступают вопросы, связанные с рассмотрением и оценкой заявок участников закупки. В частности, в Постановлении Ярославского межрегионального УФАС России от 03.03.2025 по делу N 076/04/7.32.4-140/2025 антимонопольный орган напомнил о недопустимости отклонения заявок на основании данных официальных сайтов производителей товаров. А в Постановлении Коми УФАС России о назначении административного наказания от 16.04.2025 по делу N 011/04/7.32.3-295/2025 заказчик был привлечен к административной ответственности в виде предупреждения в связи с неправильным учетом предоставленных участниками закупки договоров при оценке заявок.
Статья: К вопросу об эффективности противодействия антиконкурентным действиям коллективных субъектов в публичном праве
(Шадрин А.Д.)
("Юрист", 2024, N 6)Действительно, описанная О.В. Соболевым проблема имеет место, в то же время, по мнению автора настоящей статьи, можно взглянуть на эту проблематику несколько под иным углом. Ровно так же, как при применении к коллективному субъекту административных наказаний в виде штрафа или административного приостановления деятельности, страдают и работники такого субъекта, которые не участвовали в процессах принятия решений, которые привели к совершению правонарушения и применению соответствующего наказания, наказание коллективного субъекта и его ответственного должностного лица (например, ответственного работника контрактной службы государственного заказчика или руководителя ответственного отдела) может не повлиять на воздержание коллективного субъекта от подобных нарушений в будущем. Причина сохранения такой практики кроется в том, что руководители коллективного субъекта или линейные сотрудники, которые непосредственно к ответственности не были привлечены, могут быть ее носителями и продолжать реализовывать ее в коллективном субъекте.
(Шадрин А.Д.)
("Юрист", 2024, N 6)Действительно, описанная О.В. Соболевым проблема имеет место, в то же время, по мнению автора настоящей статьи, можно взглянуть на эту проблематику несколько под иным углом. Ровно так же, как при применении к коллективному субъекту административных наказаний в виде штрафа или административного приостановления деятельности, страдают и работники такого субъекта, которые не участвовали в процессах принятия решений, которые привели к совершению правонарушения и применению соответствующего наказания, наказание коллективного субъекта и его ответственного должностного лица (например, ответственного работника контрактной службы государственного заказчика или руководителя ответственного отдела) может не повлиять на воздержание коллективного субъекта от подобных нарушений в будущем. Причина сохранения такой практики кроется в том, что руководители коллективного субъекта или линейные сотрудники, которые непосредственно к ответственности не были привлечены, могут быть ее носителями и продолжать реализовывать ее в коллективном субъекте.
Статья: К вопросу об источниках бюджетной неэффективности государственных закупок (на примере закупок кирпича)
(Ионкина К.А., Матвеев Е.О., Плеханова Л.С.)
("Закон", 2023, N 2)Предложенный механизм, с одной стороны, позволяет принимать участие в закупках не только комплексным подрядчикам (интеграторам, посредникам), но и предприятиям, специализирующимся только на логистике или только на производстве товара, а с другой - не вытесняет с рынка первых, при этом ограничивая их возможность в завышении цен. Одновременно с этим объединение на стороне коллективного участника исполнителей позволяет повысить уровень согласованности их действий (за счет коллективной ответственности) и снизить риски соответствующих трансакционных издержек.
(Ионкина К.А., Матвеев Е.О., Плеханова Л.С.)
("Закон", 2023, N 2)Предложенный механизм, с одной стороны, позволяет принимать участие в закупках не только комплексным подрядчикам (интеграторам, посредникам), но и предприятиям, специализирующимся только на логистике или только на производстве товара, а с другой - не вытесняет с рынка первых, при этом ограничивая их возможность в завышении цен. Одновременно с этим объединение на стороне коллективного участника исполнителей позволяет повысить уровень согласованности их действий (за счет коллективной ответственности) и снизить риски соответствующих трансакционных издержек.