Ответ на электронное обращение граждан
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответ на электронное обращение граждан (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Как в бумажном виде ответить на электронное обращение
(Иритикова В.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 8)На практике это означает, что при наличии почтового адреса в электронном обращении гражданина письменный ответ на него организация (с точки зрения Закона об обращениях граждан) отправить обязана, т.е. продублировать ответ в бумажном виде. Но если почтовый адрес в электронном обращении не указан и в ранее поступавших обращениях этого гражданина организация его не получала, то отправить письменный ответ на него нет никакой возможности (не по вине организации).
(Иритикова В.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 8)На практике это означает, что при наличии почтового адреса в электронном обращении гражданина письменный ответ на него организация (с точки зрения Закона об обращениях граждан) отправить обязана, т.е. продублировать ответ в бумажном виде. Но если почтовый адрес в электронном обращении не указан и в ранее поступавших обращениях этого гражданина организация его не получала, то отправить письменный ответ на него нет никакой возможности (не по вине организации).
Статья: Как добиться соблюдения следователем основных прав заявителя на стадии возбуждения уголовного дела?
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Пункт 3 же ст. 7 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" возлагает на должностное лицо, которому поступило обращение в форме электронного документа, обязанность направить ответ на адрес электронной почты, указанный гражданином в обращении.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Пункт 3 же ст. 7 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" возлагает на должностное лицо, которому поступило обращение в форме электронного документа, обязанность направить ответ на адрес электронной почты, указанный гражданином в обращении.
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на I квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Ответ на обращение может направляться в форме электронного документа по адресу (уникальному идентификатору) личного кабинета гражданина в информационной системе государственного органа или органа местного самоуправления, обеспечивающей идентификацию или аутентификацию гражданин.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Ответ на обращение может направляться в форме электронного документа по адресу (уникальному идентификатору) личного кабинета гражданина в информационной системе государственного органа или органа местного самоуправления, обеспечивающей идентификацию или аутентификацию гражданин.
Постановление Правительства РФ от 17.10.2011 N 845
(ред. от 30.05.2025)
"О Федеральной службе по аккредитации"
(вместе с "Положением о Федеральной службе по аккредитации")5.5. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных, письменных, а также направленных в форме электронного документа обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок;
(ред. от 30.05.2025)
"О Федеральной службе по аккредитации"
(вместе с "Положением о Федеральной службе по аккредитации")5.5. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных, письменных, а также направленных в форме электронного документа обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок;
Статья: Как сдать отчетность в сезон DDoS-атак
(Данилов С.)
("Практическая бухгалтерия", 2022, N 12)Справочно. В ФНС можно будет обращаться через "Одноклассники" и "ВКонтакте"? В Госдуму внесли законопроект N 248871-8 о праве граждан обращаться в госорганы и к должностным лицам через их официальные страницы в социальных сетях, например "Одноклассники" и "ВКонтакте". Согласно законопроекту гражданин должен будет обязательно указать в обращении свои Ф.И.О., адрес электронной почты и суть проблемы или вопроса. Госорганы должны будут сообщить о перенаправлении обращения ответственным лицам сообщением в той же соцсети. Граждане также могут сразу в обращении попросить дублировать ответ на электронную почту.
(Данилов С.)
("Практическая бухгалтерия", 2022, N 12)Справочно. В ФНС можно будет обращаться через "Одноклассники" и "ВКонтакте"? В Госдуму внесли законопроект N 248871-8 о праве граждан обращаться в госорганы и к должностным лицам через их официальные страницы в социальных сетях, например "Одноклассники" и "ВКонтакте". Согласно законопроекту гражданин должен будет обязательно указать в обращении свои Ф.И.О., адрес электронной почты и суть проблемы или вопроса. Госорганы должны будут сообщить о перенаправлении обращения ответственным лицам сообщением в той же соцсети. Граждане также могут сразу в обращении попросить дублировать ответ на электронную почту.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации бремя доказывания факта направления (осуществления) сообщения и его доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение (п. 67) <349>. Доказательствами направления могут служить список простых почтовых отправлений на франкировку <350>, реестр почтовых отправлений <351>, сведения базы АИС и реестр почтовых отправлений <352>, копия книги регистрации исходящих документов и копия реестра почтовых отправлений <353> и т.д. При этом в связи с отсутствием единообразной судебной практики остается открытым вопрос о том, как доказать направление ответа гражданину на адрес его электронной почты. Полагаем, что таким подтверждением могут служить распечатка регистрационной карточки обращения из системы электронного делопроизводства (СЭД) с отметкой об автоматической отправке ответа гражданину на адрес электронной почты, сохраненная копия письма в электронной почте отправителя, электронный реестр исходящих электронных писем.
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации бремя доказывания факта направления (осуществления) сообщения и его доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение (п. 67) <349>. Доказательствами направления могут служить список простых почтовых отправлений на франкировку <350>, реестр почтовых отправлений <351>, сведения базы АИС и реестр почтовых отправлений <352>, копия книги регистрации исходящих документов и копия реестра почтовых отправлений <353> и т.д. При этом в связи с отсутствием единообразной судебной практики остается открытым вопрос о том, как доказать направление ответа гражданину на адрес его электронной почты. Полагаем, что таким подтверждением могут служить распечатка регистрационной карточки обращения из системы электронного делопроизводства (СЭД) с отметкой об автоматической отправке ответа гражданину на адрес электронной почты, сохраненная копия письма в электронной почте отправителя, электронный реестр исходящих электронных писем.
Статья: Проблемы либерализации законодательства об обращениях граждан
(Степкин С.П.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 7)Свой проект федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации" подготовил Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (далее - СПЧ), при этом это уже не первая версия документа, последняя представлена 5 апреля 2019 г. <17> СПЧ провел данную работу совместно с органами исполнительной и законодательной (представительной) власти субъектов РФ, впервые собрав, систематизировав и разместив их предложения в открытом доступе <18>. Так, проектом СПЧ дается определение терминам "бездействие должностного лица в связи с рассмотрением обращения" и "личный кабинет" (ст. 3), прописано право заявителя иметь представителя (ст. 5), вводится понятие "ящик для приема обращений" (ст. 8, 9, ч. 1 ст. 10), указывается на недопустимость безосновательной переадресации обращения другим адресатам, обязательность разъяснения права обжалования ответа, наличия у адресата официального сайта и личного кабинета заявителя (ст. 9), уточняется порядок подачи электронных обращений (ч. 2 ст. 10), определяется возможность установления адресатом более коротких сроков регистрации обращений (ч. 1 ст. 12), установления адресатом контроля за рассмотрением обращения при его перенаправлении для проверки по компетенции (ч. 2 ст. 12), сокращения срока перенаправления обращения по компетенции до 5 дней (ч. 3 ст. 12), определяются виды принимаемых по обращениям решений (ч. 4 ст. 13), устанавливаются требования к содержанию ответа (ч. 1 ст. 14), необходимость возврата приложенных к обращению оригиналов и заверенных копий документов (ч. 2 ст. 14), устанавливаются сроки регистрации ответа на обращение (ч. 3 ст. 14) и направления ответа после его подписания (ч. 4 и 5 ст. 14), возможность получения ответа заявителем посредством личного кабинета (п. "б" и "в" ч. 5 ст. 14), на письменное обращение в электронном, а на электронное в письменном виде (ч. 6 ст. 14), устанавливаются новые сроки рассмотрения обращения заявителя - от незамедлительно до 25 рабочих дней со дня регистрации (ч. 1 ст. 15), а для не требующих проверки обращений не более 15 рабочих дней (ч. 2 ст. 15), устанавливается обязательность проведения проверочных мероприятий по обращениям, в которых обжалуются действия (бездействия) органов и должностных лиц (ч. 1 ст. 18), обязательность и периодичность осуществления личного приема руководителями государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих публично значимые функции, а также право предусмотреть личный прием в нерабочее время, включая выходные дни (ч. 5 ст. 22), право осуществлять личный прием гражданина, не имеющего при себе документа, удостоверяющего личность (ч. 6 ст. 22), проставление отметки о приеме обращения на его копии и установление требования к содержанию такой отметки (ч. 8 ст. 22). Однако, разделяя необходимость и своевременность многих предложений СПЧ (кроме сокращения сроков, дачи ответа на электронное обращение в письменном виде и наоборот, осуществления личного приема граждан без предъявления паспорта), несмотря на обсуждение проекта 19 ноября 2019 г. в рамках круглого стола "Совершенствование законодательства Российской Федерации о порядке рассмотрения обращений граждан" в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации <19>, до настоящего времени проект так и не внесен в Государственную Думу ФС РФ кем-либо из субъектов права законодательной инициативы.
(Степкин С.П.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 7)Свой проект федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации" подготовил Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (далее - СПЧ), при этом это уже не первая версия документа, последняя представлена 5 апреля 2019 г. <17> СПЧ провел данную работу совместно с органами исполнительной и законодательной (представительной) власти субъектов РФ, впервые собрав, систематизировав и разместив их предложения в открытом доступе <18>. Так, проектом СПЧ дается определение терминам "бездействие должностного лица в связи с рассмотрением обращения" и "личный кабинет" (ст. 3), прописано право заявителя иметь представителя (ст. 5), вводится понятие "ящик для приема обращений" (ст. 8, 9, ч. 1 ст. 10), указывается на недопустимость безосновательной переадресации обращения другим адресатам, обязательность разъяснения права обжалования ответа, наличия у адресата официального сайта и личного кабинета заявителя (ст. 9), уточняется порядок подачи электронных обращений (ч. 2 ст. 10), определяется возможность установления адресатом более коротких сроков регистрации обращений (ч. 1 ст. 12), установления адресатом контроля за рассмотрением обращения при его перенаправлении для проверки по компетенции (ч. 2 ст. 12), сокращения срока перенаправления обращения по компетенции до 5 дней (ч. 3 ст. 12), определяются виды принимаемых по обращениям решений (ч. 4 ст. 13), устанавливаются требования к содержанию ответа (ч. 1 ст. 14), необходимость возврата приложенных к обращению оригиналов и заверенных копий документов (ч. 2 ст. 14), устанавливаются сроки регистрации ответа на обращение (ч. 3 ст. 14) и направления ответа после его подписания (ч. 4 и 5 ст. 14), возможность получения ответа заявителем посредством личного кабинета (п. "б" и "в" ч. 5 ст. 14), на письменное обращение в электронном, а на электронное в письменном виде (ч. 6 ст. 14), устанавливаются новые сроки рассмотрения обращения заявителя - от незамедлительно до 25 рабочих дней со дня регистрации (ч. 1 ст. 15), а для не требующих проверки обращений не более 15 рабочих дней (ч. 2 ст. 15), устанавливается обязательность проведения проверочных мероприятий по обращениям, в которых обжалуются действия (бездействия) органов и должностных лиц (ч. 1 ст. 18), обязательность и периодичность осуществления личного приема руководителями государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих публично значимые функции, а также право предусмотреть личный прием в нерабочее время, включая выходные дни (ч. 5 ст. 22), право осуществлять личный прием гражданина, не имеющего при себе документа, удостоверяющего личность (ч. 6 ст. 22), проставление отметки о приеме обращения на его копии и установление требования к содержанию такой отметки (ч. 8 ст. 22). Однако, разделяя необходимость и своевременность многих предложений СПЧ (кроме сокращения сроков, дачи ответа на электронное обращение в письменном виде и наоборот, осуществления личного приема граждан без предъявления паспорта), несмотря на обсуждение проекта 19 ноября 2019 г. в рамках круглого стола "Совершенствование законодательства Российской Федерации о порядке рассмотрения обращений граждан" в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации <19>, до настоящего времени проект так и не внесен в Государственную Думу ФС РФ кем-либо из субъектов права законодательной инициативы.