Ответ на обращения граждан в налоговый орган

Подборка наиболее важных документов по запросу Ответ на обращения граждан в налоговый орган (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 23.01.2023 N 88а-4182/2023 по делу N 2а-2350/2022
Категория: Споры с налоговыми органами.
Требования заявителя: О признании незаконными решений.
Обстоятельства: Обращения истца рассмотрены налоговым органом в пределах полномочий, ответы соответствуют требованиям закона, права и законные интересы истца не нарушают.
Решение: Отказано.
Не свидетельствуют о нарушении порядка рассмотрения обращения и утверждения К о том, что он не получал от Инспекции документы, подтверждающие проведение выездной проверки. Порядок рассмотрения обращения (часть 1 статьи 10 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан) предусматривает направление гражданину только ответа на обращение. Кроме того, из материалов дела не следует, что мероприятия налогового контроля осуществлялись Инспекцией в форме выездной налоговой проверки.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 126 "Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
Налоговый орган направил требование от 24.12.2021 о предоставлении документов и информации в течение 10 дней со дня получения требования. Требование было получено обществом 14.01.2022. 27.01.2022 общество направило в адрес налогового органа ответ, в котором со ссылкой на несоответствие требования нормам ст. 93.1 НК РФ сообщило о готовности исполнить данное требование после уточнения налоговым органом, в рамках каких именно мероприятий налогового контроля истребуются документы (информация). Налоговый орган привлек налогоплательщика к ответственности по п. 2 ст. 126, п. 1 ст. 129.1 НК РФ. Суд признал правомерным привлечение налогоплательщика к ответственности. Суд указал, что требование содержит всю необходимую информацию, предусмотренную п. 2 ст. 93.1 НК РФ и Приказом Федеральной налоговой службы от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@, позволяет идентифицировать всех контрагентов налогоплательщика, по взаимоотношениям с которыми запрошены документы и информация, в требовании указаны реквизиты договоров, а также указано, что документы и информацию необходимо представить за период с 01.01.2021 по настоящее время. Суд указал, что начиная с 01.04.2020 применение ст. 126 НК РФ не поставлено в зависимость от того, в рамках налоговой проверки истребуются документы либо вне рамок проведения налоговой проверки, следовательно, действующая редакция п. 6 ст. 93.1 НК РФ позволяет привлечь лицо к ответственности по ст. 126 НК РФ в случае отказа от представления истребуемых документов и вне рамок налоговой проверки. Суд отдельно отметил, что в письме от 27.01.2022, направленном в адрес налогового органа в ответ на его требование от 24.12.2021, налогоплательщик фактически установил для налогового органа условие, при котором он выполнит требование инспекции: уточнение налоговым органом, в рамках каких именно мероприятий налогового контроля истребуются документы (информация). По своей сути указанное письмо не является обращением в смысле, определяемом Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", следовательно, его действие на письмо налогоплательщика не распространяется. Исходя из того, что в письме 27.01.2022 налогоплательщик фактически выразил отказ в предоставлении информации и документов, суд признал решение о привлечении общества к ответственности по п. 2 ст. 126 и п. 1 ст. 129.1 НК РФ обоснованным.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Вопрос: Гражданин обнаружил ошибку в уведомлении об уплате транспортного налога и подал в налоговую заявление об исправлении. Должен ли он уплатить налог до 1 декабря и в какой сумме, если до тех пор не получит исправленное уведомление? Возможно ли начисление пеней при уплате налога в сумме, исчисленной по данным физлица?
(Консультация эксперта, УФНС России по Республике Мордовия, 2024)
Ответ: Гражданин должен уплатить сумму транспортного налога до 1 декабря, но в размере не больше, чем это указано в налоговом уведомлении. Если фактическая величина налоговых обязательств меньше, чем указано в налоговом уведомлении, то, подав соответствующее заявление позже в налоговый орган, можно уплатить сумму правильно рассчитанного налога. При условии реальности ошибки в расчете налоговым органом будут внесены исправления в расчет и недоимки, в том числе и пени, если таковые возникнут в связи с ошибкой расчета, будут сторнированы. Если фактическая величина обязательств больше суммы налога, указанного в уведомлении, то можно заплатить исходя из суммы налога, указанной в налоговом уведомлении. В этом случае гражданину пени к уплате предъявлены не будут. Оставшуюся сумму налога нужно будет доплатить после проведения налоговым органом перерасчета на основании уже нового налогового уведомления.
Вопрос: О получении финансовым управляющим сведений о банковских счетах, доходах, недвижимом имуществе и транспортных средствах должника - физического лица.
(Письмо ФНС России от 04.04.2023 N КВ-3-14/4680@)
При неисполнении гражданином указанной обязанности финансовый управляющий направляет в арбитражный суд ходатайство об истребовании доказательств, на основании которого в установленном процессуальным законодательством порядке арбитражный суд выдает финансовому управляющему запросы с правом получения ответов на руки.

Нормативные акты

"Обзор правоприменительной практики за III квартал 2016 года по спорам о признании недействительными нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) Минфина России (на основании вступивших в законную силу судебных актов)"Оспариваемые письма изданы при реализации Минфином России иных функций. В частности, обязанность направить ответ на заявление (запрос) гражданина установлена Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Приказ Минфина России от 17.07.2014 N 61н
(ред. от 10.06.2024)
"Об утверждении Типовых положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы"
(вместе с "Типовым положением об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по федеральному округу", "Типовым положением об управлении Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа)", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по ценообразованию для целей налогообложения", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по камеральному контролю", "Типовым положением о Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам", "Типовым положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по управлению долгом", "Типовым положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по управлению долгом в границах федерального округа (субъектов Российской Федерации, не входящих в состав федерального округа)", "Типовым положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по контролю и надзору за налогоплательщиками в сфере бюджетного финансирования")
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.10.2014 N 34539)
6.16. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;