Относится ли прокуратура к правоохранительным органам
Подборка наиболее важных документов по запросу Относится ли прокуратура к правоохранительным органам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Насильственные посягательства в отношении сотрудников правоохранительных органов и других представителей власти (ст. 317, 318 УК РФ): вопросы квалификации и позиция Пленума Верховного Суда РФ
(Кунашев А.А.)
("Уголовное право", 2023, N 12)Отдельно отметим, что Верховный Суд, отнеся прокуратуру к правоохранительным органам в контексте анализируемых уголовно-правовых норм, поставил точку в этом споре. Полностью поддерживаем данное решение, поскольку органы прокуратуры осуществляют координирующую деятельность по борьбе с преступностью, надзор за исполнением законов при производстве оперативно-розыскных мероприятий и предварительного расследования, поддерживают государственное обвинение в судах, реализуют и иные правоохранительные функции.
(Кунашев А.А.)
("Уголовное право", 2023, N 12)Отдельно отметим, что Верховный Суд, отнеся прокуратуру к правоохранительным органам в контексте анализируемых уголовно-правовых норм, поставил точку в этом споре. Полностью поддерживаем данное решение, поскольку органы прокуратуры осуществляют координирующую деятельность по борьбе с преступностью, надзор за исполнением законов при производстве оперативно-розыскных мероприятий и предварительного расследования, поддерживают государственное обвинение в судах, реализуют и иные правоохранительные функции.
Статья: Проблемы назначения сотрудникам правоохранительных органов наказания в виде лишения права занимать определенные должности
(Бурганов Р.С.)
("Уголовное право", 2025, N 7)Это порождает сложности при исполнении наказания. В актах Пленума Верховного Суда РФ содержатся следующие разъяснения: "...к правоохранительным органам относятся органы прокуратуры Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации, органы внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба безопасности, Федеральная служба исполнения наказаний, таможенные органы Российской Федерации, органы принудительного исполнения Российской Федерации, органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации и другие государственные органы при осуществлении ими правоохранительной деятельности (например, по надзору за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, проверке сообщений о преступлениях в порядке, предусмотренном статьей 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, предварительному расследованию по уголовным делам, оперативно-разыскной деятельности, охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности, обеспечению исполнения уголовных наказаний)" <19>.
(Бурганов Р.С.)
("Уголовное право", 2025, N 7)Это порождает сложности при исполнении наказания. В актах Пленума Верховного Суда РФ содержатся следующие разъяснения: "...к правоохранительным органам относятся органы прокуратуры Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации, органы внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба безопасности, Федеральная служба исполнения наказаний, таможенные органы Российской Федерации, органы принудительного исполнения Российской Федерации, органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации и другие государственные органы при осуществлении ими правоохранительной деятельности (например, по надзору за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, проверке сообщений о преступлениях в порядке, предусмотренном статьей 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, предварительному расследованию по уголовным делам, оперативно-разыскной деятельности, охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности, обеспечению исполнения уголовных наказаний)" <19>.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.06.2023 N 14
"О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 317, 318, 319 Уголовного кодекса Российской Федерации"При этом следует иметь в виду, что к правоохранительным органам относятся органы прокуратуры Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации, органы внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба безопасности, Федеральная служба исполнения наказаний, таможенные органы Российской Федерации, органы принудительного исполнения Российской Федерации, органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации и другие государственные органы при осуществлении ими правоохранительной деятельности (например, по надзору за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, проверке сообщений о преступлениях в порядке, предусмотренном статьей 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, предварительному расследованию по уголовным делам, оперативно-розыскной деятельности, охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности, обеспечению исполнения уголовных наказаний).
"О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 317, 318, 319 Уголовного кодекса Российской Федерации"При этом следует иметь в виду, что к правоохранительным органам относятся органы прокуратуры Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации, органы внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба безопасности, Федеральная служба исполнения наказаний, таможенные органы Российской Федерации, органы принудительного исполнения Российской Федерации, органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации и другие государственные органы при осуществлении ими правоохранительной деятельности (например, по надзору за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, проверке сообщений о преступлениях в порядке, предусмотренном статьей 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, предварительному расследованию по уголовным делам, оперативно-розыскной деятельности, охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности, обеспечению исполнения уголовных наказаний).
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)В 2022 г. оживленную дискуссию вызвало изменение в Законе о регистрации недвижимости в части ограничения доступа к персональным данным правообладателей недвижимости <1>. Долгое время сведения в ЕГРН о правообладателе недвижимости были общедоступными. Любое лицо могло заказать выписку из реестра и установить, кому принадлежит конкретный объект недвижимости. Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 266-ФЗ, вступивший в силу с 1 марта 2023 г., внес в законодательство изменения, направленные на защиту персональных данных. Фамилия, имя, отчество и дата рождения правообладателя объекта недвижимости теперь не являются общедоступными и включаются в выписку из ЕГРН только с согласия правообладателя. Право получения полной информации об объекте недвижимости и его правообладателе ограничено кругом лиц, прямо указанных в законе (ч. 13 ст. 62 Закона о регистрации недвижимости). К ним, в частности, относятся суды, правоохранительные органы, судебные приставы-исполнители, органы прокуратуры, арбитражные управляющие, нотариусы и другие должностные лица.
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)В 2022 г. оживленную дискуссию вызвало изменение в Законе о регистрации недвижимости в части ограничения доступа к персональным данным правообладателей недвижимости <1>. Долгое время сведения в ЕГРН о правообладателе недвижимости были общедоступными. Любое лицо могло заказать выписку из реестра и установить, кому принадлежит конкретный объект недвижимости. Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 266-ФЗ, вступивший в силу с 1 марта 2023 г., внес в законодательство изменения, направленные на защиту персональных данных. Фамилия, имя, отчество и дата рождения правообладателя объекта недвижимости теперь не являются общедоступными и включаются в выписку из ЕГРН только с согласия правообладателя. Право получения полной информации об объекте недвижимости и его правообладателе ограничено кругом лиц, прямо указанных в законе (ч. 13 ст. 62 Закона о регистрации недвижимости). К ним, в частности, относятся суды, правоохранительные органы, судебные приставы-исполнители, органы прокуратуры, арбитражные управляющие, нотариусы и другие должностные лица.
Статья: Система правоохранительных органов РФ
(Долгополов П.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В то же время согласно п. 1.3 Методических рекомендаций по обеспечению реализации избирательных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов при проведении дополнительных выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатным избирательным округам, утв. Постановлением ЦИК России от 25.07.2018 N 170/1398-7, к сотрудникам правоохранительных органов относятся работники органов прокуратуры РФ, сотрудники Следственного комитета РФ, органов внутренних дел РФ, таможенных органов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и других органов, в полномочия которых входит реализация правоохранительных функций.
(Долгополов П.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В то же время согласно п. 1.3 Методических рекомендаций по обеспечению реализации избирательных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов при проведении дополнительных выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатным избирательным округам, утв. Постановлением ЦИК России от 25.07.2018 N 170/1398-7, к сотрудникам правоохранительных органов относятся работники органов прокуратуры РФ, сотрудники Следственного комитета РФ, органов внутренних дел РФ, таможенных органов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и других органов, в полномочия которых входит реализация правоохранительных функций.