Отличие освобождения от уголовной ответственности от освобождения от наказания

Подборка наиболее важных документов по запросу Отличие освобождения от уголовной ответственности от освобождения от наказания (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: "Реинкарнация" ст. 76.1 УК РФ и другие новеллы института освобождения от уголовной ответственности: законодательные погрешности и перспективы применения
(Власенко В.В.)
("Российская юстиция", 2019, N 8)
Погашение имеющейся задолженности должно быть осуществлено в 2-месячный срок со дня возбуждения уголовного дела, что, вероятно, связано со сроком предварительного следствия по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 145.1 УК РФ. Погашение задолженности по истечении 2 месяцев делает невозможным освобождение от уголовной ответственности, тем не менее этот факт необходимо учитывать суду как обстоятельство, смягчающее наказание. Как видно, в отличие, скажем, от освобождения от уголовной ответственности по налоговым преступлениям в связи с возмещением ущерба (все выплаты должны быть совершены до назначения судебного заседания - ч. 1 ст. 28.1 УПК РФ), в данном случае сроки весьма сжаты, что может негативно сказаться на способности работодателя погасить задолженности в указанный срок и затруднить возможность работников получить свои долги по зарплате. На основании этого видится целесообразным увеличить соответствующий срок и связать его с моментом удаления суда в совещательную комнату, как это происходит с иными основаниями освобождения от ответственности. Предлагаемое изменение позволило бы решить и проблему следующего характера, которая может возникнуть в правоприменительной деятельности: так, если 2 месячный срок с момента возбуждения уголовного дела еще не истек, однако по этому делу вынесен обвинительный приговор, а после этого погашены соответствующие задолженности;
Статья: Институт освобождения от уголовной ответственности в зарубежных странах
(Мишугис-Бекер Г.С.)
("Российский следователь", 2024, N 5)
Зарубежный опыт освобождения от уголовной ответственности показывает, что в разных государствах данный институт имеет практически одинаковое значение, но в большей части отличие состоит в основаниях, по которым лицо может освобождаться от уголовной ответственности. В странах Западной Европы основания отказа от уголовного преследования направлены на урегулирование между сторонами конфликта. В странах СНГ институт освобождения от уголовной ответственности фактически полностью заимствуется из законодательства России, однако существует одно существенное отличие в Казахстане и Молдове, а именно освобождение от уголовной ответственности на основании проведенной процедуры медиации. По нашему мнению, именно данный опыт и следует заимствовать в правовую систему России и ввести в УК РФ как основание освобождения от уголовной ответственности процедуру медиации, вменив судам в обязанность предлагать сторонам завершить дело медиацией и только по недостижении соглашения заканчивать дело приговором. Однако считаем, что такая процедура может применяться исключительно в делах небольшой или средней тяжести, когда преступление не связано с лишением человека жизни или с причинением тяжкого вреда здоровью и если оно было направлено против общественной безопасности или суверенитета государства.

Нормативные акты

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2022 N 39
"О судебной практике по уголовным делам о неуплате средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (статья 157 Уголовного кодекса Российской Федерации)"
12. Обратить внимание судов на то, что освобождению от уголовной ответственности в соответствии с пунктом 3 примечаний к статье 157 УК РФ, в отличие от освобождения от уголовной ответственности по иным нереабилитирующим основаниям, не препятствует то обстоятельство, что лицо имеет неснятую или непогашенную судимость за другое преступление.
Определение Конституционного Суда РФ от 24.09.2012 N 1740-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Чередниченко Александра Сергеевича на нарушение его конституционных прав положениями Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" и Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"
Административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим Федеральным законом (пункт 1 статьи 1), относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия (статья 2), а не к мерам ответственности за совершенное правонарушение. При этом применение административного надзора, в отличие от уголовной ответственности, связывается не со временем совершения преступления, а с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной или неснятой судимости, которая влечет за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами (статья 86 УК Российской Федерации). Установление судом административных ограничений не может рассматриваться как возложение ответственности за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением, или ее отягчение. Соответственно, и положениям Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" при их применении в отношении лиц, имеющих судимость, не придается обратная сила.