Отказ в заключении договора аренды на новый срок
Подборка наиболее важных документов по запросу Отказ в заключении договора аренды на новый срок (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Заключение договора аренды
(КонсультантПлюс, 2025)...суды сделали правильный вывод, что нарушение обществом [арендатором - ред.] порядка заключения договора аренды на новый срок является формальным, поскольку предоставление неполного пакета документов не является основанием для отказа в заключении договора аренды на новый срок.
(КонсультантПлюс, 2025)...суды сделали правильный вывод, что нарушение обществом [арендатором - ред.] порядка заключения договора аренды на новый срок является формальным, поскольку предоставление неполного пакета документов не является основанием для отказа в заключении договора аренды на новый срок.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике. Аренда. Общие положения13. Уведомление арендатора об отказе от заключения договора аренды на новый срок
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Вправе ли арендодатель не перезаключать договор аренды публичного имущества, который возобновляется не первый раз, без проведения конкурса или аукциона
(КонсультантПлюс, 2025)"...В качестве оснований для отказа в заключении договора аренды на новый срок учреждение и Департамент указали, что лица, ранее реализовавшие право на заключение договора аренды на новый срок, не вправе претендовать на заключение нового договора без проведения аукциона или конкурса, в связи с чем у арендодателя отсутствует обязанность неоднократно перезаключать договор аренды.
Вправе ли арендодатель не перезаключать договор аренды публичного имущества, который возобновляется не первый раз, без проведения конкурса или аукциона
(КонсультантПлюс, 2025)"...В качестве оснований для отказа в заключении договора аренды на новый срок учреждение и Департамент указали, что лица, ранее реализовавшие право на заключение договора аренды на новый срок, не вправе претендовать на заключение нового договора без проведения аукциона или конкурса, в связи с чем у арендодателя отсутствует обязанность неоднократно перезаключать договор аренды.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)Глава КФХ, ссылаясь на то, что отказ администрации в заключении договора аренды на новый срок является незаконным и нарушает его права и законные интересы как добросовестного арендатора, который надлежащим образом на основании прошедшего государственную регистрацию договора аренды использовал спорный земельный участок на протяжении 10 лет, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и об обязании администрации принять решение о предоставлении заявителю в аренду испрашиваемый земельный участок.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)Глава КФХ, ссылаясь на то, что отказ администрации в заключении договора аренды на новый срок является незаконным и нарушает его права и законные интересы как добросовестного арендатора, который надлежащим образом на основании прошедшего государственную регистрацию договора аренды использовал спорный земельный участок на протяжении 10 лет, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и об обязании администрации принять решение о предоставлении заявителю в аренду испрашиваемый земельный участок.
"Обзор судебной практики по делам, связанным с предоставлением и использованием публичных земельных участков для целей строительства"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.11.2025)4. Уполномоченный орган не вправе отказать в заключении договора аренды на новый срок лицу, правомерно осуществившему строительство объекта недвижимости на предоставленном в аренду земельном участке, но до истечения срока аренды не получившему разрешения другого уполномоченного органа на ввод объекта в эксплуатацию в связи с прекращением договора аренды.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.11.2025)4. Уполномоченный орган не вправе отказать в заключении договора аренды на новый срок лицу, правомерно осуществившему строительство объекта недвижимости на предоставленном в аренду земельном участке, но до истечения срока аренды не получившему разрешения другого уполномоченного органа на ввод объекта в эксплуатацию в связи с прекращением договора аренды.
Путеводитель по договорной работе. Аренда. Общие положения. Рекомендации по заключению, изменению, расторжению договораАрендодатель вправе отказать в заключении договора на новый срок в порядке и на условиях, указанных в ч. 9 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, только в следующих случаях:
Статья: О нарушении антимонопольного законодательства
(Кацман А.А.)
("Бухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятиях", 2023, N 2)Согласно ч. 10 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ арендодатель не вправе отказать арендатору в заключении на новый срок договора аренды в порядке и на условиях, которые указаны в ч. 9 данной статьи, за исключением следующих случаев:
(Кацман А.А.)
("Бухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятиях", 2023, N 2)Согласно ч. 10 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ арендодатель не вправе отказать арендатору в заключении на новый срок договора аренды в порядке и на условиях, которые указаны в ч. 9 данной статьи, за исключением следующих случаев:
Статья: Понятие, условия и порядок заключения договора аренды объектов культурного наследия
(Сбитнев В.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 11)Арендатор обладает также преимущественным правом на заключение договора аренды ОКН на новый срок (ст. 621 ГК РФ, ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <10>). В случае безосновательного отказа в заключении договора аренды ОКН на новый срок арендаторы вынуждены обращаться в суд за защитой своих прав и обжаловать решения государственных органов, которые наделены правомочиями собственников ОКН <11>. Такое положение не привлекает арендаторов к заключению договора аренды ОКН, так как нет гарантии, что впоследствии договор с ними будет заключен на новый срок либо продлен.
(Сбитнев В.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 11)Арендатор обладает также преимущественным правом на заключение договора аренды ОКН на новый срок (ст. 621 ГК РФ, ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <10>). В случае безосновательного отказа в заключении договора аренды ОКН на новый срок арендаторы вынуждены обращаться в суд за защитой своих прав и обжаловать решения государственных органов, которые наделены правомочиями собственников ОКН <11>. Такое положение не привлекает арендаторов к заключению договора аренды ОКН, так как нет гарантии, что впоследствии договор с ними будет заключен на новый срок либо продлен.
Готовое решение: В каких случаях можно продлить договор аренды публичного земельного участка и как это сделать
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: если участок предоставлен в аренду до 1 марта 2015 г., то отсутствие регистрации права собственности на объект незавершенного строительства не является основанием для отказа в заключении договора аренды на новый срок без торгов (Определение Верховного Суда РФ от 19.09.2017 N 305-ЭС17-7338).
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: если участок предоставлен в аренду до 1 марта 2015 г., то отсутствие регистрации права собственности на объект незавершенного строительства не является основанием для отказа в заключении договора аренды на новый срок без торгов (Определение Верховного Суда РФ от 19.09.2017 N 305-ЭС17-7338).
Статья: Право на заключение договоров аренды лесных участков на новый срок без проведения торгов и основные принципы лесного законодательства
(Кузнецова О.А., Шуплецова Ю.И.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2020, N 4)Например, ИП обратился в суд с заявлением об оспаривании решения арендодателя об отказе заключения договора аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов. Заявителю лесной участок был предоставлен в аренду по договору от 11 января 2006 г. по результатам торгов - лесного конкурса. По условиям торгов срок аренды - 10 лет. При переоформлении договора стороны указали новый срок действия, соответствующий ЛК РФ, - с 1 января 2007 г. по 2 февраля 2017 г. Однако суд, отказывая в удовлетворении заявления, сделал такой вывод: "Тот факт, что при переоформлении договора аренды с целью приведения его в соответствие с вступившим в действие с 1 января 2007 г. Лесным кодексом РФ срок окончания аренды в переоформленном договоре был указан - 2 февраля 2017 г. вместо 2 февраля 2016 г., не свидетельствует о том, что лесной участок был предоставлен в аренду на торгах на срок более 10 лет" <6>.
(Кузнецова О.А., Шуплецова Ю.И.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2020, N 4)Например, ИП обратился в суд с заявлением об оспаривании решения арендодателя об отказе заключения договора аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов. Заявителю лесной участок был предоставлен в аренду по договору от 11 января 2006 г. по результатам торгов - лесного конкурса. По условиям торгов срок аренды - 10 лет. При переоформлении договора стороны указали новый срок действия, соответствующий ЛК РФ, - с 1 января 2007 г. по 2 февраля 2017 г. Однако суд, отказывая в удовлетворении заявления, сделал такой вывод: "Тот факт, что при переоформлении договора аренды с целью приведения его в соответствие с вступившим в действие с 1 января 2007 г. Лесным кодексом РФ срок окончания аренды в переоформленном договоре был указан - 2 февраля 2017 г. вместо 2 февраля 2016 г., не свидетельствует о том, что лесной участок был предоставлен в аренду на торгах на срок более 10 лет" <6>.
Статья: Принцип добросовестности в муниципальных правоотношениях
(Полякова Н.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 10)Добросовестное поведение органов и должностных лиц местного самоуправления также подразумевает неосуществление ими действий, затрудняющих или препятствующих достижению цели другой стороной правоотношения. На основе анализа судебной практики можно привести следующие примеры указанных действий: безосновательное изменение территориального зонирования, исключающее возможность использования арендованного земельного участка по назначению; отмена или внесение изменений в градостроительные планы; внесение изменений в планы землепользования и застройки, а также градостроительные регламенты относительно предельно допустимой этажности зданий после утверждения проектной документации; выдвижение безосновательных требований (например, предоставить правоустанавливающие документы на соседние земельные участки, необходимые для выезда и проезда строительной техники), отказ в заключении договора аренды на новый срок и др. Указанные действия органов местного самоуправления приводят к длительной невозможности использовать земельные участки по назначению, возникновению убытков, в отдельных случаях - к необходимости их возмещения из бюджета муниципального образования. Следует отметить, что судебная практика в данной сфере не является однородной: существенную трудность составляет доказывание как недобросовестности действий органов местного самоуправления, так и наличия причинно-следственной связи между такими действиями и причиненным ущербом, в том числе упущенной выгодой. Следует отметить, что на сегодняшний день ведущая роль в применении конституционных принципов, оценке соответствия духа и буквы закона принадлежит КС РФ, иные суды относятся к данной правовой материи с осторожностью. В контексте изложенного следует согласиться с позицией С.А. Авакьяна о целесообразности повсеместного введения конституционного правосудия как системы оценки актов и действий органов законодательной власти и исполнительной власти субъектов РФ, местных органов власти <11>. При этом требование о соблюдении органами местного самоуправления принципа добросовестности при реализации публичных полномочий и закрепление личной ответственности за его нарушение позволит предотвратить злоупотребления и таким образом избежать возмещения причиненного ущерба из бюджетных средств.
(Полякова Н.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 10)Добросовестное поведение органов и должностных лиц местного самоуправления также подразумевает неосуществление ими действий, затрудняющих или препятствующих достижению цели другой стороной правоотношения. На основе анализа судебной практики можно привести следующие примеры указанных действий: безосновательное изменение территориального зонирования, исключающее возможность использования арендованного земельного участка по назначению; отмена или внесение изменений в градостроительные планы; внесение изменений в планы землепользования и застройки, а также градостроительные регламенты относительно предельно допустимой этажности зданий после утверждения проектной документации; выдвижение безосновательных требований (например, предоставить правоустанавливающие документы на соседние земельные участки, необходимые для выезда и проезда строительной техники), отказ в заключении договора аренды на новый срок и др. Указанные действия органов местного самоуправления приводят к длительной невозможности использовать земельные участки по назначению, возникновению убытков, в отдельных случаях - к необходимости их возмещения из бюджета муниципального образования. Следует отметить, что судебная практика в данной сфере не является однородной: существенную трудность составляет доказывание как недобросовестности действий органов местного самоуправления, так и наличия причинно-следственной связи между такими действиями и причиненным ущербом, в том числе упущенной выгодой. Следует отметить, что на сегодняшний день ведущая роль в применении конституционных принципов, оценке соответствия духа и буквы закона принадлежит КС РФ, иные суды относятся к данной правовой материи с осторожностью. В контексте изложенного следует согласиться с позицией С.А. Авакьяна о целесообразности повсеместного введения конституционного правосудия как системы оценки актов и действий органов законодательной власти и исполнительной власти субъектов РФ, местных органов власти <11>. При этом требование о соблюдении органами местного самоуправления принципа добросовестности при реализации публичных полномочий и закрепление личной ответственности за его нарушение позволит предотвратить злоупотребления и таким образом избежать возмещения причиненного ущерба из бюджетных средств.