Отказ в принятии сообщения о преступлении
Подборка наиболее важных документов по запросу Отказ в принятии сообщения о преступлении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 144 "Порядок рассмотрения сообщения о преступлении" УПК РФ"По смыслу действующего законодательства, заявитель вправе обжаловать действия (бездействия) должностных лиц и органов, в частности органа дознания, руководителя следственного органа (ч. 1 ст. 144, ч. 1 ст. 145, ч. 1 ст. 146, ч. 1 ст. 148 УПК РФ), исходя из того, что они рассматривают сообщения о преступлении, принимают решения об отказе в приеме сообщения о преступлении, о возбуждении и об отказе в возбуждении уголовного дела."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 3 "Порядок подачи заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок и особенности его рассмотрения" Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок""При этом статьей 3 названного Федерального закона предусмотрена возможность подачи потерпевшим или иным заинтересованным лицом, которому деянием, запрещенным уголовным законом, причинен вред, заявления о присуждении компенсации за нарушение права на уголовное судопроизводство в разумный срок и до окончания производства по уголовному делу в случае принятия уполномоченными лицами постановления о приостановлении предварительного расследования по уголовному делу в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого (часть 7.1), либо постановления о прекращении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с истечением сроков давности уголовного преследования (часть 7.3). Соответственно, статьей 6.1 УПК Российской Федерации закреплен порядок определения разумного срока досудебного производства, который включает в себя период со дня подачи заявления, сообщения о преступлении до дня принятия решения о приостановлении предварительного расследования по уголовному делу по основанию, предусмотренному пунктом 1 части первой статьи 208 данного Кодекса, т.е. если лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено (часть третья1), а также период со дня подачи заявления, сообщения о преступлении до дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о прекращении уголовного дела по основанию, предусмотренному пунктом 3 части первой статьи 24 данного Кодекса, т.е. ввиду истечения сроков давности уголовного преследования (часть третья3) (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13 июня 2019 года N 23-П)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Отказ в приеме сообщения о преступлении
(Махмутов М.)
("Законность", 2006, N 5)ОТКАЗ В ПРИЕМЕ СООБЩЕНИЯ О ПРЕСТУПЛЕНИИ
(Махмутов М.)
("Законность", 2006, N 5)ОТКАЗ В ПРИЕМЕ СООБЩЕНИЯ О ПРЕСТУПЛЕНИИ
Статья: Порядок и пределы возмещения сумм, затраченных на обращение за квалифицированной юридической помощью в уголовном процессе
(Килина И.В., Кипнис Н.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 3)Особо следует отметить, что вопрос о возмещении убытков, возникших в связи с обращением за юридической помощью на стадии возбуждения уголовного дела (в случае обжалования незаконного отказа в принятии сообщения о преступлении, затягивания сроков проверки такого сообщения, незаконного отказа в возбуждении уголовного дела), в ряде случаев разрешается в порядке гражданского судопроизводства (ст. 15, 1069 ГК РФ). В подобных ситуациях суды обращают внимание на необходимость выяснения вопроса о том, "было ли в дальнейшем возбуждено уголовное дело по заявлению истца" <59>. Указанное обстоятельство имеет юридическое значение в связи с тем, что в случае дальнейшего возбуждения уголовного дела расходы на оплату помощи представителя (в том числе связанные с обжалованием незаконных действий и решений должностных лиц на этапе проверки сообщения о преступлении) взыскиваются по постановлению дознавателя, следователя, прокурора в порядке, предусмотренном статьей 131 УПК РФ. На необходимость признания понесенных на стадии возбуждения уголовного дела расходов процессуальными издержками указывают и авторы принятых поправок к тексту уголовно-процессуального закона <60>. Исходя из содержания Пояснительной записки к законопроекту определение процессуальных издержек как связанных с "уголовным судопроизводством", а не "производством по уголовному делу" (старая редакция) позволяет устранить неопределенность при решении вопроса об отнесении произведенных на этапе проверки сообщения о преступлении расходов к процессуальным издержкам <61>.
(Килина И.В., Кипнис Н.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 3)Особо следует отметить, что вопрос о возмещении убытков, возникших в связи с обращением за юридической помощью на стадии возбуждения уголовного дела (в случае обжалования незаконного отказа в принятии сообщения о преступлении, затягивания сроков проверки такого сообщения, незаконного отказа в возбуждении уголовного дела), в ряде случаев разрешается в порядке гражданского судопроизводства (ст. 15, 1069 ГК РФ). В подобных ситуациях суды обращают внимание на необходимость выяснения вопроса о том, "было ли в дальнейшем возбуждено уголовное дело по заявлению истца" <59>. Указанное обстоятельство имеет юридическое значение в связи с тем, что в случае дальнейшего возбуждения уголовного дела расходы на оплату помощи представителя (в том числе связанные с обжалованием незаконных действий и решений должностных лиц на этапе проверки сообщения о преступлении) взыскиваются по постановлению дознавателя, следователя, прокурора в порядке, предусмотренном статьей 131 УПК РФ. На необходимость признания понесенных на стадии возбуждения уголовного дела расходов процессуальными издержками указывают и авторы принятых поправок к тексту уголовно-процессуального закона <60>. Исходя из содержания Пояснительной записки к законопроекту определение процессуальных издержек как связанных с "уголовным судопроизводством", а не "производством по уголовному делу" (старая редакция) позволяет устранить неопределенность при решении вопроса об отнесении произведенных на этапе проверки сообщения о преступлении расходов к процессуальным издержкам <61>.
Нормативные акты
"Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)5. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 настоящего Кодекса.
(ред. от 27.10.2025)5. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 настоящего Кодекса.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 1
(ред. от 28.06.2022)
"О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"К затрудняющим доступ граждан к правосудию следует относить такие действия (бездействие) либо решения должностных лиц, ограничивающие права граждан на участие в досудебном производстве по уголовному делу, которые создают гражданину препятствие для дальнейшего обращения за судебной защитой нарушенного права: отказ в признании лица потерпевшим; отказ в приеме сообщения о преступлении либо бездействие при проверке этих сообщений; непредоставление заявителю для ознакомления материалов проверки, проведенной в порядке статьи 144 УПК РФ, по результатам которой принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела, или материалов прекращенного уголовного дела; постановление о приостановлении предварительного расследования; отказ прокурора в возбуждении производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств и другие.
(ред. от 28.06.2022)
"О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"К затрудняющим доступ граждан к правосудию следует относить такие действия (бездействие) либо решения должностных лиц, ограничивающие права граждан на участие в досудебном производстве по уголовному делу, которые создают гражданину препятствие для дальнейшего обращения за судебной защитой нарушенного права: отказ в признании лица потерпевшим; отказ в приеме сообщения о преступлении либо бездействие при проверке этих сообщений; непредоставление заявителю для ознакомления материалов проверки, проведенной в порядке статьи 144 УПК РФ, по результатам которой принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела, или материалов прекращенного уголовного дела; постановление о приостановлении предварительного расследования; отказ прокурора в возбуждении производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств и другие.
Статья: Поводы, основания и порядок возбуждения уголовных дел
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Действенным механизмом восстановления нарушенного права являются положения ст. ст. 124, 125 УПК РФ в соответствии с которыми отказ в приеме сообщения о преступлении, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела или о его возбуждении могут быть обжалованы прокурору или в суд.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Действенным механизмом восстановления нарушенного права являются положения ст. ст. 124, 125 УПК РФ в соответствии с которыми отказ в приеме сообщения о преступлении, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела или о его возбуждении могут быть обжалованы прокурору или в суд.
Статья: Ответственность за действия (бездействие) должностных лиц
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)К затрудняющим доступ граждан к правосудию следует относить такие действия (бездействие) либо решения должностных лиц, ограничивающие права граждан на участие в досудебном производстве по уголовному делу, которые создают гражданину препятствие для дальнейшего обращения за судебной защитой нарушенного права: отказ в признании лица потерпевшим, отказ в приеме сообщения о преступлении либо бездействие при проверке этих сообщений, Постановление о приостановлении предварительного расследования и другие (ч. 3 п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 1 "О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации").
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)К затрудняющим доступ граждан к правосудию следует относить такие действия (бездействие) либо решения должностных лиц, ограничивающие права граждан на участие в досудебном производстве по уголовному делу, которые создают гражданину препятствие для дальнейшего обращения за судебной защитой нарушенного права: отказ в признании лица потерпевшим, отказ в приеме сообщения о преступлении либо бездействие при проверке этих сообщений, Постановление о приостановлении предварительного расследования и другие (ч. 3 п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 1 "О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации").
"Теория и практика возбуждения уголовного дела: учебное пособие"
(отв. ред. Л.Н. Масленникова, Т.Ю. Вилкова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)В приложении будут отображаться все действия, которые предстоит выполнить в рамках проверки сообщения о преступлении: принятие, регистрация, отказ в регистрации, передача сообщения в подведомственный орган. Интерактивный помощник позволит заявителю быстро сориентироваться в функциональных возможностях системы и не допустить ошибок при составлении и отправке сообщения. При рассмотрении сообщения о преступлении уполномоченные органы наделяются возможностями по получению необходимых документов в цифровом формате, что должно способствовать ускорению рассмотрения сообщения и принятию процессуального решения.
(отв. ред. Л.Н. Масленникова, Т.Ю. Вилкова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)В приложении будут отображаться все действия, которые предстоит выполнить в рамках проверки сообщения о преступлении: принятие, регистрация, отказ в регистрации, передача сообщения в подведомственный орган. Интерактивный помощник позволит заявителю быстро сориентироваться в функциональных возможностях системы и не допустить ошибок при составлении и отправке сообщения. При рассмотрении сообщения о преступлении уполномоченные органы наделяются возможностями по получению необходимых документов в цифровом формате, что должно способствовать ускорению рассмотрения сообщения и принятию процессуального решения.