Отказ в приеме на работу при наличии судимости
Подборка наиболее важных документов по запросу Отказ в приеме на работу при наличии судимости (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Каковы особенности приема на работу лиц с судимостью и (или) подвергающихся (подвергавшихся) уголовному преследованию?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)При приеме на работу лиц с судимостью и (или) подвергающихся (подвергавшихся) уголовному преследованию необходимо учитывать, в частности, что на некоторые виды работ их запрещено принимать. Если таких ограничений не установлено, то отказ в приеме на работу в связи с наличием судимости и (или) уголовного преследования неправомерен.
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)При приеме на работу лиц с судимостью и (или) подвергающихся (подвергавшихся) уголовному преследованию необходимо учитывать, в частности, что на некоторые виды работ их запрещено принимать. Если таких ограничений не установлено, то отказ в приеме на работу в связи с наличием судимости и (или) уголовного преследования неправомерен.
Готовое решение: Как оформить прием на работу по трудовому договору внутреннего совместителя
(КонсультантПлюс, 2025)При этом отметим, что срок действия или давности выдачи такой справки не установлен Трудовым кодексом РФ, Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (утв. Приказом МВД России от 27.09.2019 N 660). Также не предусмотрено указание в форме такой справки срока ее действия. Поэтому, полагаем, вы не вправе отказать работнику в приеме по совместительству, если, по вашему мнению, справка была выдана давно. Это может повлечь неблагоприятные последствия для вас из-за необоснованного отказа в приеме на работу.
(КонсультантПлюс, 2025)При этом отметим, что срок действия или давности выдачи такой справки не установлен Трудовым кодексом РФ, Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (утв. Приказом МВД России от 27.09.2019 N 660). Также не предусмотрено указание в форме такой справки срока ее действия. Поэтому, полагаем, вы не вправе отказать работнику в приеме по совместительству, если, по вашему мнению, справка была выдана давно. Это может повлечь неблагоприятные последствия для вас из-за необоснованного отказа в приеме на работу.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 13.02.2020 N 8-П
"По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 2 статьи 5 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки Н.Г. Малышевой"В подтверждение своих доводов заявительница приводит, в частности, позицию Департамента государственной политики в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, высказанную в письме от 21 августа 2018 года N 18-0/10/ООГ-1216, из которого следует, что информация о наличии или отсутствии судимости указывается гражданином лишь при поступлении на государственную гражданскую службу, в силу чего у гражданина, поступающего на муниципальную службу, не возникает обязанности заполнения пункта 9 анкеты. Кроме того, в указанном письме отмечается, что в целях обеспечения единства ограничений и обязательств при прохождении государственной гражданской службы и муниципальной службы гражданину, поступающему на муниципальную службу, может быть лишь рекомендовано представить информацию о наличии либо отсутствии у него судимости, в то время как неуказание в анкете данных о том, что такой гражданин был судим, само по себе не может рассматриваться как представление работодателю заведомо ложных сведений при заключении трудового договора (контракта) и служить основанием для отказа в поступлении на муниципальную службу.
"По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 2 статьи 5 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки Н.Г. Малышевой"В подтверждение своих доводов заявительница приводит, в частности, позицию Департамента государственной политики в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, высказанную в письме от 21 августа 2018 года N 18-0/10/ООГ-1216, из которого следует, что информация о наличии или отсутствии судимости указывается гражданином лишь при поступлении на государственную гражданскую службу, в силу чего у гражданина, поступающего на муниципальную службу, не возникает обязанности заполнения пункта 9 анкеты. Кроме того, в указанном письме отмечается, что в целях обеспечения единства ограничений и обязательств при прохождении государственной гражданской службы и муниципальной службы гражданину, поступающему на муниципальную службу, может быть лишь рекомендовано представить информацию о наличии либо отсутствии у него судимости, в то время как неуказание в анкете данных о том, что такой гражданин был судим, само по себе не может рассматриваться как представление работодателю заведомо ложных сведений при заключении трудового договора (контракта) и служить основанием для отказа в поступлении на муниципальную службу.
<Письмо> МВД России от 26.07.2018 N 1/8552, Минтруда России от 06.07.2018 N 14-2/10/В-4658, Минкомсвязи России от 06.07.2018 N АК-П13-062-14725
"О направлении разъяснений по вопросу приема кадровыми службами органов и организаций справок об отсутствии судимости в электронной форме"В соответствии с требованиями статьи 65 Трудового кодекса Российской Федерации при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (далее - справка об отсутствии судимости), - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.
"О направлении разъяснений по вопросу приема кадровыми службами органов и организаций справок об отсутствии судимости в электронной форме"В соответствии с требованиями статьи 65 Трудового кодекса Российской Федерации при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (далее - справка об отсутствии судимости), - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.
Статья: Запрет на работу после отбывания наказания - анализ ситуаций
(Кудрявцев Е.)
("Трудовое право", 2022, N 7)- в случае отказа работника обратиться в компетентный орган - уволить его в связи с нарушением установленных ТК правил заключения трудового договора.
(Кудрявцев Е.)
("Трудовое право", 2022, N 7)- в случае отказа работника обратиться в компетентный орган - уволить его в связи с нарушением установленных ТК правил заключения трудового договора.
Статья: Право быть забытым: Европейский суд по правам человека в поисках необходимого баланса
(Оганесян Т.Д.)
("Международное правосудие", 2022, N 1)Что касается российских дел о праве быть забытыми, то в настоящее время на рассмотрении ЕСПЧ находятся несколько дел: A.G. v. Russia <35> и N.F. v. Russia <36>. В различные даты в отношении заявителей возбуждались уголовные дела по подозрению в совершении уголовных преступлений. Впоследствии они были прекращены по различным нереабилитирующим основаниям (например, на основании закона об амнистии или в результате дружественного урегулирования, достигнутого между подозреваемым и потерпевшими). Министерство внутренних дел внесло персональные данные, касающиеся уголовного производства в отношении заявителей, в специальную базу данных. В различные даты местные центры баз данных Министерства внутренних дел предоставляли заявителям по их просьбе так называемые справки о наличии/отсутствии судимости или наличии/отсутствии факта уголовного преследования или прекращения уголовного преследования, в которых содержалась информация об уголовном производстве в отношении их. Большинство заявителей должны были представить такие записи своим работодателям или рекрутерам. Некоторые из них потеряли работу из-за судимости, или им было отказано в приеме на работу.
(Оганесян Т.Д.)
("Международное правосудие", 2022, N 1)Что касается российских дел о праве быть забытыми, то в настоящее время на рассмотрении ЕСПЧ находятся несколько дел: A.G. v. Russia <35> и N.F. v. Russia <36>. В различные даты в отношении заявителей возбуждались уголовные дела по подозрению в совершении уголовных преступлений. Впоследствии они были прекращены по различным нереабилитирующим основаниям (например, на основании закона об амнистии или в результате дружественного урегулирования, достигнутого между подозреваемым и потерпевшими). Министерство внутренних дел внесло персональные данные, касающиеся уголовного производства в отношении заявителей, в специальную базу данных. В различные даты местные центры баз данных Министерства внутренних дел предоставляли заявителям по их просьбе так называемые справки о наличии/отсутствии судимости или наличии/отсутствии факта уголовного преследования или прекращения уголовного преследования, в которых содержалась информация об уголовном производстве в отношении их. Большинство заявителей должны были представить такие записи своим работодателям или рекрутерам. Некоторые из них потеряли работу из-за судимости, или им было отказано в приеме на работу.