Осужден к обязательным работам
Подборка наиболее важных документов по запросу Осужден к обязательным работам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 49 "Обязательные работы" УК РФ"Довод осужденного о том, что назначенное наказание является несправедливым, поскольку повлияет на финансовое положение его семьи, является несостоятельным, поскольку согласно ч. 1 ст. 49 УК РФ обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Отбывание наказания в виде обязательных работ не препятствует выполнению иной работы осужденным."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обязательные работы в УК РФ и КоАП РФ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с ч. 1 - 2 ст. 27 УИК РФ срок обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых осужденный отбывал обязательные работы, а время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни - двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного - четырех часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов. При наличии уважительных причин уголовно-исполнительная инспекция вправе разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с ч. 1 - 2 ст. 27 УИК РФ срок обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых осужденный отбывал обязательные работы, а время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни - двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного - четырех часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов. При наличии уважительных причин уголовно-исполнительная инспекция вправе разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов.
Статья: Место органов местного самоуправления в механизме организации содействия в трудоустройстве осужденных к исправительным работам, не имеющих основного места работы
(Кашкина Е.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 1)С принятием уголовного и уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации органы местного самоуправления возведены в статус субъекта, участвующего в исправлении осужденного по семи направлениям (в том числе включены и исправительные работы). Однако анализ Федерального закона N 131-ФЗ свидетельствует о грамотной регламентации привлечения населения к общественно полезным бесплатным работам во внерабочее время, что более подходит для содействия в организации исполнения осужденными обязательных работ, имеющих принципиальные различия с исправительными работами, которые основываются на получении финансовой выгоды, в том числе и для осужденных, - заработной платы. Именно для самостоятельного урегулирования вопроса содействия в трудоустройстве осужденных к исправительным работам без основного места работы, а равно взаимодействия с органами исполнительной власти в указанной сфере, у органов местного самоуправления не хватает полномочий. Таким образом, осужденный, не имеющий места работы, лишенный статуса безработного (согласно Закону РФ N 1032-1) <11>, не признается лицом, нуждающимся в государственной поддержке, что отдано в ведение органов местного самоуправления, которые не совсем в полной мере могут включиться в механизм содействия в трудоустройстве данной категории лиц.
(Кашкина Е.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 1)С принятием уголовного и уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации органы местного самоуправления возведены в статус субъекта, участвующего в исправлении осужденного по семи направлениям (в том числе включены и исправительные работы). Однако анализ Федерального закона N 131-ФЗ свидетельствует о грамотной регламентации привлечения населения к общественно полезным бесплатным работам во внерабочее время, что более подходит для содействия в организации исполнения осужденными обязательных работ, имеющих принципиальные различия с исправительными работами, которые основываются на получении финансовой выгоды, в том числе и для осужденных, - заработной платы. Именно для самостоятельного урегулирования вопроса содействия в трудоустройстве осужденных к исправительным работам без основного места работы, а равно взаимодействия с органами исполнительной власти в указанной сфере, у органов местного самоуправления не хватает полномочий. Таким образом, осужденный, не имеющий места работы, лишенный статуса безработного (согласно Закону РФ N 1032-1) <11>, не признается лицом, нуждающимся в государственной поддержке, что отдано в ведение органов местного самоуправления, которые не совсем в полной мере могут включиться в механизм содействия в трудоустройстве данной категории лиц.
Нормативные акты
"Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ
(ред. от 07.04.2025)Статья 29. Ответственность осужденных к обязательным работам
(ред. от 07.04.2025)Статья 29. Ответственность осужденных к обязательным работам
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)3. В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются принудительными работами или лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока принудительных работ или лишения свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за восемь часов обязательных работ.
(ред. от 17.11.2025)3. В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются принудительными работами или лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока принудительных работ или лишения свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за восемь часов обязательных работ.
Статья: Обязательные работы в системе уголовных наказаний: вопросы законодательной техники и правоприменения
(Авдеева Е.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 6)Следующий вопрос, связанный с карательным воздействием обязательных работ, касается объема налагаемых уголовным законом ограничений в ходе их реализации. Необходимо подчеркнуть, что объем уголовно-правовых запретов при назначении обязательных работ слагается из совокупности ограничений. Прежде всего законодатель делает акцент на характере осуществляемой осужденным социально полезной деятельности. Данный вид работ изначально предполагает общесоциальное предназначение данной деятельности. Осужденный к обязательным работам при отбывании наказания, реализуя социально полезную деятельность, удовлетворяет актуальные потребности общества. Обязательный характер социально полезной деятельности осужденного преследует достижение цели по восстановлению социальной справедливости, так как в результате совершенного противоправного деяния, прежде всего, нарушается установленный государством социально полезный порядок и правопорядок. При этом количественные характеристики объема правоограничений позволяют реализовывать цель исправления в ходе осуществления осужденным обязательных работ.
(Авдеева Е.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 6)Следующий вопрос, связанный с карательным воздействием обязательных работ, касается объема налагаемых уголовным законом ограничений в ходе их реализации. Необходимо подчеркнуть, что объем уголовно-правовых запретов при назначении обязательных работ слагается из совокупности ограничений. Прежде всего законодатель делает акцент на характере осуществляемой осужденным социально полезной деятельности. Данный вид работ изначально предполагает общесоциальное предназначение данной деятельности. Осужденный к обязательным работам при отбывании наказания, реализуя социально полезную деятельность, удовлетворяет актуальные потребности общества. Обязательный характер социально полезной деятельности осужденного преследует достижение цели по восстановлению социальной справедливости, так как в результате совершенного противоправного деяния, прежде всего, нарушается установленный государством социально полезный порядок и правопорядок. При этом количественные характеристики объема правоограничений позволяют реализовывать цель исправления в ходе осуществления осужденным обязательных работ.
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работника"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)- уголовной. За дискриминацию виновное должностное лицо может быть осуждено к штрафу, обязательным, исправительным, принудительным работам, также оно может быть лишено права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или лишено свободы.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)- уголовной. За дискриминацию виновное должностное лицо может быть осуждено к штрафу, обязательным, исправительным, принудительным работам, также оно может быть лишено права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или лишено свободы.
Статья: Трудовые споры с работниками - пенсионерами и предпенсионерами
(Неретина А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 7)Особо отметим, что за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение лица, достигшего предпенсионного возраста, должностному лицу работодателя может грозить уголовная ответственность по ст. 144.1 УК РФ (штраф в размере до 200 000 рублей, или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо обязательные работы на срок до 360 часов).
(Неретина А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 7)Особо отметим, что за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение лица, достигшего предпенсионного возраста, должностному лицу работодателя может грозить уголовная ответственность по ст. 144.1 УК РФ (штраф в размере до 200 000 рублей, или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо обязательные работы на срок до 360 часов).
Готовое решение: Какие особенности в приеме на работу осужденного к исправительным работам
(КонсультантПлюс, 2025)О том, обязан ли работодатель, к которому направили осужденного к исправительным работам, заключать с ним трудовой договор и каковы последствия отказа в приеме на работу, мы расскажем далее.
(КонсультантПлюс, 2025)О том, обязан ли работодатель, к которому направили осужденного к исправительным работам, заключать с ним трудовой договор и каковы последствия отказа в приеме на работу, мы расскажем далее.
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)В целях оказания содействия в трудоустройстве граждан, приговоренных судом к обязательным или исправительным работам без лишения свободы, администрацией муниципального района "Хилокский район" Забайкальского края принято Постановление от 6 февраля 2015 г. N 125 "О квотировании рабочих мест для отбывания наказаний в виде обязательных и исправительных работ осужденными без изоляции от общества", которым утвержден перечень организаций и количество квотируемых рабочих мест для отбывания наказаний в виде обязательных и исправительных работ осужденными без изоляции от общества. В указанный перечень было включено ООО "ТеплоВодоСнаб" с установлением ему двух квотируемых рабочих мест: одно место - для отбывания наказаний в виде обязательных работ и одно место - для отбывания наказаний в виде исправительных работ.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)В целях оказания содействия в трудоустройстве граждан, приговоренных судом к обязательным или исправительным работам без лишения свободы, администрацией муниципального района "Хилокский район" Забайкальского края принято Постановление от 6 февраля 2015 г. N 125 "О квотировании рабочих мест для отбывания наказаний в виде обязательных и исправительных работ осужденными без изоляции от общества", которым утвержден перечень организаций и количество квотируемых рабочих мест для отбывания наказаний в виде обязательных и исправительных работ осужденными без изоляции от общества. В указанный перечень было включено ООО "ТеплоВодоСнаб" с установлением ему двух квотируемых рабочих мест: одно место - для отбывания наказаний в виде обязательных работ и одно место - для отбывания наказаний в виде исправительных работ.
Статья: Основания и порядок разрешения вопроса об отсрочке исполнения приговора суда
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обстоятельства, которые могут послужить поводом для рассмотрения судом вопроса о предоставлении отсрочки исполнения приговора, перечислены в ст. 398 УПК РФ. Там же закреплено, что на предоставление отсрочки могут претендовать осужденные к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, принудительным работам, аресту или лишению свободы.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обстоятельства, которые могут послужить поводом для рассмотрения судом вопроса о предоставлении отсрочки исполнения приговора, перечислены в ст. 398 УПК РФ. Там же закреплено, что на предоставление отсрочки могут претендовать осужденные к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, принудительным работам, аресту или лишению свободы.
Статья: Сравнительно-правовой анализ обязательных работ как вида административного наказания и как вида уголовного наказания
(Бочикова А.О.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Как было отмечено ранее, данный вид наказания отбывается на безвозмездной основе, т.е. работы осужденными выполняются бесплатно, и ежегодный отпуск по основному месту работы не влияет на исполнение наказания в виде обязательных работ. К выполнению обязательных работ осужденный должен приступить в течение 15 дней начиная со дня поступления в УИИ распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления).
(Бочикова А.О.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Как было отмечено ранее, данный вид наказания отбывается на безвозмездной основе, т.е. работы осужденными выполняются бесплатно, и ежегодный отпуск по основному месту работы не влияет на исполнение наказания в виде обязательных работ. К выполнению обязательных работ осужденный должен приступить в течение 15 дней начиная со дня поступления в УИИ распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления).
Статья: Об особенностях исполнения и передаче исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы
(Барсегян С.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 2)В процедуре исполнения запроса значимым является п. "г" ч. 1 ст. 5 Конвенции, согласно которому если вид наказания, не связанного с лишением свободы, к которому осуждено лицо, не предусмотрено в национальном законодательстве страны исполнения наказания, то в запросе о передаче отказывается. Из сказанного вытекает необходимость проведения сравнительного анализа видов наказания, не связанных с лишением свободы, между членами государств, ратифицировавших Конвенцию. Анализ УИК государств - участников СНГ показывает, что в рамках Конвенции Российская Федерация теоретически может передать (и наоборот) для дальнейшего исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы (осужденных), именно: обязательные работы (общественные работы); лишение прав занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (лишение определенного вида прав - по уголовному закону РУ); исправительные работы; ограничение свободы (КР, РБ, РК, РУ). УИК РФ и РА <14> также имеют наказания, подобные перечисленным выше, кроме исправительных работ. Однако исполнение видов наказаний, не связанных с лишением свободы, в каждом государстве значительно отличается. Так, если обязательные работы в РФ устанавливаются сроком от 60 до 400 часов, то в РА - от 60 до 270 часов, в РБ - от 60 до 360 часов, РУ - от 120 до 400 часов, а в КР - от 40 до 300 часов. При этом продолжительность работы в день согласно ч. 3 ст. 46 УК КР для не работающих осужденных можно продлить до 8 часов. Продолжительность исправительных работ в Российской Федерации длится от 2 месяцев до 2 лет, в РБ - от 6 месяцев до 2 лет, а в РУ и КР исправительные работы могут продлится и до 3 лет.
(Барсегян С.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 2)В процедуре исполнения запроса значимым является п. "г" ч. 1 ст. 5 Конвенции, согласно которому если вид наказания, не связанного с лишением свободы, к которому осуждено лицо, не предусмотрено в национальном законодательстве страны исполнения наказания, то в запросе о передаче отказывается. Из сказанного вытекает необходимость проведения сравнительного анализа видов наказания, не связанных с лишением свободы, между членами государств, ратифицировавших Конвенцию. Анализ УИК государств - участников СНГ показывает, что в рамках Конвенции Российская Федерация теоретически может передать (и наоборот) для дальнейшего исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы (осужденных), именно: обязательные работы (общественные работы); лишение прав занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (лишение определенного вида прав - по уголовному закону РУ); исправительные работы; ограничение свободы (КР, РБ, РК, РУ). УИК РФ и РА <14> также имеют наказания, подобные перечисленным выше, кроме исправительных работ. Однако исполнение видов наказаний, не связанных с лишением свободы, в каждом государстве значительно отличается. Так, если обязательные работы в РФ устанавливаются сроком от 60 до 400 часов, то в РА - от 60 до 270 часов, в РБ - от 60 до 360 часов, РУ - от 120 до 400 часов, а в КР - от 40 до 300 часов. При этом продолжительность работы в день согласно ч. 3 ст. 46 УК КР для не работающих осужденных можно продлить до 8 часов. Продолжительность исправительных работ в Российской Федерации длится от 2 месяцев до 2 лет, в РБ - от 6 месяцев до 2 лет, а в РУ и КР исправительные работы могут продлится и до 3 лет.
Статья: Цель как критерий отграничения развратных действий от распространения порнографии и мелкого хулиганства
(Алексеева Т.С., Филатова М.А.)
("Уголовное право", 2025, N 10)- по ч. 1 ст. 135 УК РФ к 300 часам обязательных работ осужден Ч.: напротив школы, куда следовала на учебу потерпевшая Д., она увидела идущего навстречу незнакомого мужчину, который взглядом показал ей вниз. "Посмотрев вниз, она увидела из расстегнутых брюк половой орган, который тот держал в руке" <34>.
(Алексеева Т.С., Филатова М.А.)
("Уголовное право", 2025, N 10)- по ч. 1 ст. 135 УК РФ к 300 часам обязательных работ осужден Ч.: напротив школы, куда следовала на учебу потерпевшая Д., она увидела идущего навстречу незнакомого мужчину, который взглядом показал ей вниз. "Посмотрев вниз, она увидела из расстегнутых брюк половой орган, который тот держал в руке" <34>.
Статья: К вопросу участия добровольцев (волонтеров) в реализации Федерального закона от 06.02.2023 N 10-ФЗ "О пробации в Российской Федерации"
(Хасанова С.К.)
("Российский судья", 2024, N 1)И сегодня в информационном пространстве в основном встречаются публикации с аналогичными примерами взаимодействия УИИ с волонтерскими организациями. Так, в Забайкальском крае сотрудники инспекции и осужденные к обязательным работам приняли участие в акции "Экологический десант" - от мусора очистили русло реки Анчер, а осужденные заранее изготовили предупреждающие таблички и установили их на берегах реки в местах, запрещенных для купания <8>.
(Хасанова С.К.)
("Российский судья", 2024, N 1)И сегодня в информационном пространстве в основном встречаются публикации с аналогичными примерами взаимодействия УИИ с волонтерскими организациями. Так, в Забайкальском крае сотрудники инспекции и осужденные к обязательным работам приняли участие в акции "Экологический десант" - от мусора очистили русло реки Анчер, а осужденные заранее изготовили предупреждающие таблички и установили их на берегах реки в местах, запрещенных для купания <8>.