Основные направления государственной политики в области охраны труда
Подборка наиболее важных документов по запросу Основные направления государственной политики в области охраны труда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 154 "Оплата труда в ночное время" Трудового кодекса РФКак неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, такое регулирование предполагает оплату работы в ночное время в размере, превышающем оплату равного количества времени при выполнении работником той же работы в период, не относящийся к ночному времени (обычное вознаграждение работника), а потому призвано гарантировать его право на справедливую заработную плату, что отвечает целям трудового законодательства и согласуется с основными направлениями государственной политики в области охраны труда, одним из которых является приоритет сохранения жизни и здоровья работников (Постановление от 27 июня 2023 года N 35-П; определения от 21 июля 2022 года N 2002-О и от 31 января 2023 года N 53-О).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Охрана труда в Российской Федерации. Научно-практический комментарий к разделу X Трудового кодекса Российской Федерации"
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда
"Комментарий к разделу X "Охрана труда" Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда
Нормативные акты
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда
(ред. от 29.09.2025)Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда
Указ Президента РФ от 11.07.2004 N 868
(ред. от 21.07.2025)
"Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)выполнение мероприятий по реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда и координацию деятельности по охране труда в системе МЧС России;
(ред. от 21.07.2025)
"Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)выполнение мероприятий по реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда и координацию деятельности по охране труда в системе МЧС России;
Статья: Нулевой травматизм
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статья 210 ТК РФ устанавливает, что обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственное управление охраной труда, предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда. Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статья 210 ТК РФ устанавливает, что обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственное управление охраной труда, предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда. Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.
"Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда
Статья: Закрепление основных принципов института охраны труда в Российской Федерации, Республиках Беларусь и Казахстан
(Голенских С.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 3)Если обратиться к проблематике раскрытия содержания отраслевого принципа охраны труда, то одни авторы зачастую отождествляют основные направления государственной политики, изложенные в ст. 210 ТК РФ, с принципами правового регулирования в сфере охраны труда <4>. Другие авторы предлагают свой перечень принципов охраны труда. Так, например, И.Э. Гущина выделяет пять принципов охраны труда: обеспечение сохранения жизни, здоровья и трудоспособности работников в процессе трудовой деятельности; социальное партнерство работодателей и работников в сфере охраны труда; обеспечение гарантированной защиты права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда; организация социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; проведение реабилитационных мероприятий в случаях производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников <5>. Р.В. Кирсанов предлагает закрепить три важнейших принципа института охраны труда: императивность, непрерывность и системность регулирования отношений по обеспечению здоровых и безопасных условий труда <6>. Думается, мысль об использовании отдельных основных направлений государственной политики охраны труда в качестве принципов, раскрывающих суть норм института трудового права, так же как и о закреплении новых принципов, закладывающих приемлемый уровень обеспечения охраны труда, верна, и в настоящее время может получить развитие как в теории трудового права, так и в законодательстве.
(Голенских С.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 3)Если обратиться к проблематике раскрытия содержания отраслевого принципа охраны труда, то одни авторы зачастую отождествляют основные направления государственной политики, изложенные в ст. 210 ТК РФ, с принципами правового регулирования в сфере охраны труда <4>. Другие авторы предлагают свой перечень принципов охраны труда. Так, например, И.Э. Гущина выделяет пять принципов охраны труда: обеспечение сохранения жизни, здоровья и трудоспособности работников в процессе трудовой деятельности; социальное партнерство работодателей и работников в сфере охраны труда; обеспечение гарантированной защиты права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда; организация социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; проведение реабилитационных мероприятий в случаях производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников <5>. Р.В. Кирсанов предлагает закрепить три важнейших принципа института охраны труда: императивность, непрерывность и системность регулирования отношений по обеспечению здоровых и безопасных условий труда <6>. Думается, мысль об использовании отдельных основных направлений государственной политики охраны труда в качестве принципов, раскрывающих суть норм института трудового права, так же как и о закреплении новых принципов, закладывающих приемлемый уровень обеспечения охраны труда, верна, и в настоящее время может получить развитие как в теории трудового права, так и в законодательстве.
Статья: К вопросу о соотношении несчастного и страхового случаев в трудовых отношениях
(Васильева Ю.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 4)Статья 210 ТК РФ среди основных направлений государственной политики в области охраны труда называет защиту законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве, в том числе посредством обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и стимулирования экономической заинтересованности работодателей в снижении профессиональных рисков. Указанные отношения регулируются Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" <2> (далее - Закон N 125-ФЗ), который был принят еще во время действия КЗоТ РФ 1971 г.
(Васильева Ю.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 4)Статья 210 ТК РФ среди основных направлений государственной политики в области охраны труда называет защиту законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве, в том числе посредством обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и стимулирования экономической заинтересованности работодателей в снижении профессиональных рисков. Указанные отношения регулируются Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" <2> (далее - Закон N 125-ФЗ), который был принят еще во время действия КЗоТ РФ 1971 г.
Статья: О легальной дефиниции понятия "безопасные условия труда"
(Менкенов А.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 1)Очевидно, что Роспотребнадзор просто воспроизвел в п. 251 приложения к СП 2.2.3670-20 вторую часть рассматриваемой легальной дефиниции. Как следствие, формальных противоречий между СП 2.2.3670-20 и ч. 3 ст. 209 ТК РФ, в которой изложена дефиниция понятия "безопасные условия труда", нет. Однако такое регулирование проводит к нарушению принципов обеспечения безопасности труда и не соответствует основным направлениям государственной политики в области охраны труда (ст. 209.1 и 210 ТК РФ).
(Менкенов А.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 1)Очевидно, что Роспотребнадзор просто воспроизвел в п. 251 приложения к СП 2.2.3670-20 вторую часть рассматриваемой легальной дефиниции. Как следствие, формальных противоречий между СП 2.2.3670-20 и ч. 3 ст. 209 ТК РФ, в которой изложена дефиниция понятия "безопасные условия труда", нет. Однако такое регулирование проводит к нарушению принципов обеспечения безопасности труда и не соответствует основным направлениям государственной политики в области охраны труда (ст. 209.1 и 210 ТК РФ).