Основания предоставления земельного участка без проведения торгов
Подборка наиболее важных документов по запросу Основания предоставления земельного участка без проведения торгов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 39.15 "Предварительное согласование предоставления земельного участка" ЗК РФ"Доводы Министерства об обратном со ссылкой на неуказание заявителем необходимого в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.15 ЗК РФ основания предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 ЗК РФ оснований были правомерно отклонены судом первой инстанции как противоречащие материалам дела."
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Соглашение о продлении договора аренды
(КонсультантПлюс, 2025)"...Администрация муниципального образования (арендодатель) и глава КФХ (арендатор) заключили договор аренды земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства на основании заявления о предоставлении земельного участка без проведения торгов. Впоследствии к данному договору стороны подписали дополнительное соглашение, которым продлили срок действия договора на 5 лет.
(КонсультантПлюс, 2025)"...Администрация муниципального образования (арендодатель) и глава КФХ (арендатор) заключили договор аренды земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства на основании заявления о предоставлении земельного участка без проведения торгов. Впоследствии к данному договору стороны подписали дополнительное соглашение, которым продлили срок действия договора на 5 лет.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как предоставить в аренду государственный или муниципальный земельный участок
(КонсультантПлюс, 2025)Случаи, когда аукцион не нужен, предусмотрены п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ. Например, участок предоставляется:
(КонсультантПлюс, 2025)Случаи, когда аукцион не нужен, предусмотрены п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ. Например, участок предоставляется:
Ситуация: Каков порядок предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Исключением является, в частности, предоставление без проведения торгов (пп. 7, 8.2, 10, 11, 14, 15, 16, 19 п. 2, п. 5 ст. 39.6, п. п. 5, 8 ст. 39.18 ЗК РФ; п. п. 1, 2 ст. 10.1 Закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ; ст. 1, п. 21.1 ст. 3, п. п. 1, 2, 3, 14, 19 ст. 3.7, п. п. 1, 2, 15 ст. 3.8 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ; ст. 1 Закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ; ч. 3.4 ст. 8 Закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ; ст. 13.2 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ):
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Исключением является, в частности, предоставление без проведения торгов (пп. 7, 8.2, 10, 11, 14, 15, 16, 19 п. 2, п. 5 ст. 39.6, п. п. 5, 8 ст. 39.18 ЗК РФ; п. п. 1, 2 ст. 10.1 Закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ; ст. 1, п. 21.1 ст. 3, п. п. 1, 2, 3, 14, 19 ст. 3.7, п. п. 1, 2, 15 ст. 3.8 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ; ст. 1 Закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ; ч. 3.4 ст. 8 Закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ; ст. 13.2 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ):
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Без проведения торгов осуществляется продажа:
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Без проведения торгов осуществляется продажа:
Статья: Изменение цели использования публичных земельных участков при изменении правил землепользования и застройки
(Судариков К.В.)
("Закон", 2025, N 3)В этом же деле был предложен контраргумент на распространенную идею о том, что изменение договора аренды является фактическим обходом процедур предоставления земельных участков. Направляя дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, кассационный суд указал на необходимость исследовать вопрос о том, мог ли истец выполнить условия для предоставления в аренду без проведения торгов земельного участка для индивидуального жилищного строительства в рамках процедуры внесения изменений в договор аренды земельного участка. Подпункт 15 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ позволяет предоставлять земельный участок для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов только в случае, если в течение 30 дней иные граждане не заявят о своем намерении участвовать в аукционе. Если же такие заявления поступят в адрес уполномоченного органа, то он обязан отказать в предоставлении земельного участка без торгов и принять решение о проведении аукциона. Однако в соответствии с подп. 7 п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ земельный участок не может стать предметом аукциона, если он предоставлен кому-либо на праве аренды. Поэтому реализовать предложенный судом кассационной инстанции в данном деле вариант представляется затруднительным в силу императивных норм земельного законодательства. Но сама по себе идея внесения изменений в договор аренды публичного земельного участка в части цели использования участка через процедуру предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могла бы исключить обоснованные опасения в возможном обходе законного порядка предоставления публичных земельных участков, установленного для защиты конкуренции, в тех случаях, когда после внесения изменений в правила землепользования и застройки арендатор либо сохраняет первоначальное, либо приобретает иное основание для получения земельного участка без проведения торгов. Впрочем, действующее земельное законодательство такой процедуры внесения изменений в договор аренды не предусматривает, поэтому перспективы ее применения на практике остаются туманными.
(Судариков К.В.)
("Закон", 2025, N 3)В этом же деле был предложен контраргумент на распространенную идею о том, что изменение договора аренды является фактическим обходом процедур предоставления земельных участков. Направляя дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, кассационный суд указал на необходимость исследовать вопрос о том, мог ли истец выполнить условия для предоставления в аренду без проведения торгов земельного участка для индивидуального жилищного строительства в рамках процедуры внесения изменений в договор аренды земельного участка. Подпункт 15 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ позволяет предоставлять земельный участок для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов только в случае, если в течение 30 дней иные граждане не заявят о своем намерении участвовать в аукционе. Если же такие заявления поступят в адрес уполномоченного органа, то он обязан отказать в предоставлении земельного участка без торгов и принять решение о проведении аукциона. Однако в соответствии с подп. 7 п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ земельный участок не может стать предметом аукциона, если он предоставлен кому-либо на праве аренды. Поэтому реализовать предложенный судом кассационной инстанции в данном деле вариант представляется затруднительным в силу императивных норм земельного законодательства. Но сама по себе идея внесения изменений в договор аренды публичного земельного участка в части цели использования участка через процедуру предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могла бы исключить обоснованные опасения в возможном обходе законного порядка предоставления публичных земельных участков, установленного для защиты конкуренции, в тех случаях, когда после внесения изменений в правила землепользования и застройки арендатор либо сохраняет первоначальное, либо приобретает иное основание для получения земельного участка без проведения торгов. Впрочем, действующее земельное законодательство такой процедуры внесения изменений в договор аренды не предусматривает, поэтому перспективы ее применения на практике остаются туманными.
"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Основания предоставления земельного участка без проведения торгов, в соответствии с которыми определяются субъекты, правомочные на подачу заявлений, установлены следующими нормами:
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Основания предоставления земельного участка без проведения торгов, в соответствии с которыми определяются субъекты, правомочные на подачу заявлений, установлены следующими нормами:
Статья: Опыт применения интерактивных методов обучения по предмету "Земельное право" в форме деловой игры
(Багаутдинова С.Р.)
("Экологическое право", 2021, N 6)Так как основания для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов, установленные в ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, связаны в том числе с правовым режимом земельного участка и требованиями к содержанию заявления, в ответе должно быть продемонстрировано понимание материала, который разбирался при анализе заявлений на практическом занятии. Облегчить составление отказа, предотвратить путаницу в знаниях и обеспечить быстрое продвижение деловой игры поможет предварительный разбор оснований для отказа в предоставлении земельных участков без проведения торгов.
(Багаутдинова С.Р.)
("Экологическое право", 2021, N 6)Так как основания для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов, установленные в ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, связаны в том числе с правовым режимом земельного участка и требованиями к содержанию заявления, в ответе должно быть продемонстрировано понимание материала, который разбирался при анализе заявлений на практическом занятии. Облегчить составление отказа, предотвратить путаницу в знаниях и обеспечить быстрое продвижение деловой игры поможет предварительный разбор оснований для отказа в предоставлении земельных участков без проведения торгов.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Отметим, что до 01.01.2020 исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления были вправе принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями, установленными ЗК РФ. С 01.01.2020 исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления лишены такой возможности: отказ допускается только по основаниям, установленным ЗК РФ.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Отметим, что до 01.01.2020 исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления были вправе принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями, установленными ЗК РФ. С 01.01.2020 исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления лишены такой возможности: отказ допускается только по основаниям, установленным ЗК РФ.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за январь 2025 года
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Михайлова В.С., Саргсян Т.А., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 3)Если прокурор в интересах муниципального образования обращается к физическим лицам с требованием о признании недействительными договора аренды публичного земельного участка, предоставленного при отсутствии к тому оснований без проведения торгов, заключенного после этого договора выкупа земельного участка арендатором, а также договора последующей его продажи от 2018 - 2019 годов, то судам при рассмотрении требования следовало учитывать следующее:
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Михайлова В.С., Саргсян Т.А., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 3)Если прокурор в интересах муниципального образования обращается к физическим лицам с требованием о признании недействительными договора аренды публичного земельного участка, предоставленного при отсутствии к тому оснований без проведения торгов, заключенного после этого договора выкупа земельного участка арендатором, а также договора последующей его продажи от 2018 - 2019 годов, то судам при рассмотрении требования следовало учитывать следующее:
Ситуация: Каков порядок предоставления в аренду гражданину земельного участка в СНТ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)принятие уполномоченным органом решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в установленном порядке. Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для его предоставления в аренду без проведения торгов;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)принятие уполномоченным органом решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в установленном порядке. Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для его предоставления в аренду без проведения торгов;
Путеводитель по судебной практике. Продажа недвижимостиВ соответствии с п. 1 ст. 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, либо без проведения торгов в случаях, указанных в п. 2 данной статьи. В ст. 39.16 ЗК РФ предусмотрен перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. При этом до 1 января 2020 г. исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законом субъекта РФ наряду с основаниями, указанными в ст. 39.16 ЗК РФ (ч. 31 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ).