Основания для снятия объекта с кадастрового учета
Подборка наиболее важных документов по запросу Основания для снятия объекта с кадастрового учета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Споры в сфере регистрации прав на недвижимость (в т.ч. в области кадастрового учета): Заявитель не согласен с отказом в снятии недвижимости (объекта, учтенного в качестве таковой) с кадастрового учета
(КонсультантПлюс, 2024)Наличие оснований для снятия объекта с кадастрового учета
(КонсультантПлюс, 2024)Наличие оснований для снятия объекта с кадастрового учета
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 15 "Лица, по заявлению которых осуществляются государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав" Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости""Суд первой инстанции обоснованно указал, что, исходя из положений части 1 статьи 15 Закона М 218-ФЗ, истец не является лицом, по заявлению которого регистрирующим органом может быть произведено снятие спорного объекта недвижимости с государственного кадастрового учета; оснований для осуществления соответствующей процедуры в судебном порядке по инициативе лица, осуществляющего полномочия собственника находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, занятого данной недвижимостью, действующее законодательство не устанавливает; оснований для прекращения права собственности, перечисленных в статье 235 ГК РФ, в рассматриваемом случае не имеется; оснований для защиты права в порядке статьи 304 ГК РФ судом не установлено, поскольку материалами дела подтверждено, что у собственника здания имелись препятствия в использовании участка и реализации права на реконструкцию объекта, обусловленные бездействием уполномоченного публичного органа, признанным в судебном порядке незаконным."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Что является основанием для снятия с кадастрового учета разрушенного объекта недвижимости организации?
(Консультация эксперта, Минэкономразвития России, 2024)Вопрос: Что является основанием для снятия с кадастрового учета разрушенного объекта недвижимости организации?
(Консультация эксперта, Минэкономразвития России, 2024)Вопрос: Что является основанием для снятия с кадастрового учета разрушенного объекта недвижимости организации?
Статья: Земельные споры - самые важные примеры и их анализ
(Сиражетдинова О.)
("Жилищное право", 2019, N 12)Действующим законодательством установлен исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка с государственного кадастрового учета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер. Ни орган кадастрового учета, ни суды не могут принимать решения о снятии земельных участков с кадастрового учета при отсутствии к тому оснований, установленных в законе. Акты органов власти не могут создавать основания для снятия с кадастрового учета ранее поставленных на учет в соответствии с требованиями закона земельных участков. Данную позицию выразила Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ в Определении от 27.12.2018 N 306-КГ18-16823 по делу N А55-12346/2017, Обзоре судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016. Вместе с тем подход, мотивированный отсутствием оснований для снятия с кадастрового учета объекта, ранее поставленного на учет, без должной правовой экспертизы и проверки наличия у объекта признаков недвижимости, нарушает принцип достоверности сведений Единого государственного реестра недвижимости и не может в связи с этим быть признан обоснованным (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 27 декабря 2018 г. N 310-ЭС18-13357).
(Сиражетдинова О.)
("Жилищное право", 2019, N 12)Действующим законодательством установлен исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка с государственного кадастрового учета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер. Ни орган кадастрового учета, ни суды не могут принимать решения о снятии земельных участков с кадастрового учета при отсутствии к тому оснований, установленных в законе. Акты органов власти не могут создавать основания для снятия с кадастрового учета ранее поставленных на учет в соответствии с требованиями закона земельных участков. Данную позицию выразила Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ в Определении от 27.12.2018 N 306-КГ18-16823 по делу N А55-12346/2017, Обзоре судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016. Вместе с тем подход, мотивированный отсутствием оснований для снятия с кадастрового учета объекта, ранее поставленного на учет, без должной правовой экспертизы и проверки наличия у объекта признаков недвижимости, нарушает принцип достоверности сведений Единого государственного реестра недвижимости и не может в связи с этим быть признан обоснованным (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 27 декабря 2018 г. N 310-ЭС18-13357).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019)Подход, мотивированный отсутствием оснований для снятия с кадастрового учета объекта, ранее поставленного на учет, без должной правовой экспертизы и проверки наличия у объекта признаков недвижимости, нарушает принцип достоверности сведений ЕГРН и не может в связи с этим быть признан обоснованным.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019)Подход, мотивированный отсутствием оснований для снятия с кадастрового учета объекта, ранее поставленного на учет, без должной правовой экспертизы и проверки наличия у объекта признаков недвижимости, нарушает принцип достоверности сведений ЕГРН и не может в связи с этим быть признан обоснованным.
Федеральный закон от 02.11.2023 N 509-ФЗ
"Об особенностях оформления прав на отдельные виды объектов недвижимости и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"3. Орган регистрации прав снимает с государственного кадастрового учета здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, и осуществляет погашение записи о государственной регистрации права, об ограничении права на соответствующий объект недвижимости или обременении соответствующего объекта недвижимости в случае его отнесения к объектам недвижимости, предусмотренным частью 1 настоящей статьи, по заявлению уполномоченного федерального органа государственной власти (иного публично-правового образования). Подготовка и представление в орган регистрации прав акта обследования здания, сооружения, помещения, машино-места, объекта незавершенного строительства в таком случае не требуются. Документы на бумажном носителе, на основании которых были осуществлены государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация права собственности Российской Федерации (иного публично-правового образования), права хозяйственного ведения, права оперативного управления, аренды, иного ограничения права, обременения здания, сооружения, помещения, машино-места, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса, предприятия как имущественного комплекса, а также документы, на основании которых осуществлены государственный кадастровый учет в связи со снятием объекта недвижимости с государственного кадастрового учета и (или) государственная регистрация прекращения соответствующих права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, подлежат возврату заявителю после осуществления государственной регистрации прекращения права, ограничения права или обременения объекта недвижимости.
"Об особенностях оформления прав на отдельные виды объектов недвижимости и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"3. Орган регистрации прав снимает с государственного кадастрового учета здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, и осуществляет погашение записи о государственной регистрации права, об ограничении права на соответствующий объект недвижимости или обременении соответствующего объекта недвижимости в случае его отнесения к объектам недвижимости, предусмотренным частью 1 настоящей статьи, по заявлению уполномоченного федерального органа государственной власти (иного публично-правового образования). Подготовка и представление в орган регистрации прав акта обследования здания, сооружения, помещения, машино-места, объекта незавершенного строительства в таком случае не требуются. Документы на бумажном носителе, на основании которых были осуществлены государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация права собственности Российской Федерации (иного публично-правового образования), права хозяйственного ведения, права оперативного управления, аренды, иного ограничения права, обременения здания, сооружения, помещения, машино-места, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса, предприятия как имущественного комплекса, а также документы, на основании которых осуществлены государственный кадастровый учет в связи со снятием объекта недвижимости с государственного кадастрового учета и (или) государственная регистрация прекращения соответствующих права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, подлежат возврату заявителю после осуществления государственной регистрации прекращения права, ограничения права или обременения объекта недвижимости.