Основания для снятия объекта с кадастрового учета
Подборка наиболее важных документов по запросу Основания для снятия объекта с кадастрового учета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Споры в сфере регистрации прав на недвижимость (в т.ч. в области кадастрового учета): Заявитель не согласен с отказом в снятии недвижимости (объекта, учтенного в качестве таковой) с кадастрового учета
(КонсультантПлюс, 2025)1. Наличие оснований для снятия объекта с кадастрового учета
(КонсультантПлюс, 2025)1. Наличие оснований для снятия объекта с кадастрового учета
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 40 "Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в связи с созданием, реконструкцией, прекращением существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства" Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости""Вместе с тем, снятие с кадастрового учета объекта недвижимого имущества возможно не только по основаниям, предусмотренным Законом N 218-ФЗ (например, в связи с прекращением существования объекта недвижимости - пункт 7 статьи 40 Закона N 218-ФЗ), но и в случае, если объект недвижимого имущества был поставлен на государственный кадастровый учет с нарушением действующего законодательства."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как организации снять недвижимость с кадастрового учета
(КонсультантПлюс, 2025)1. В каких случаях недвижимость нужно снять с кадастрового учета
(КонсультантПлюс, 2025)1. В каких случаях недвижимость нужно снять с кадастрового учета
Вопрос: Что является основанием для снятия с кадастрового учета разрушенного объекта недвижимости организации?
(Консультация эксперта, Минэкономразвития России, 2024)Вопрос: Что является основанием для снятия с кадастрового учета разрушенного объекта недвижимости организации?
(Консультация эксперта, Минэкономразвития России, 2024)Вопрос: Что является основанием для снятия с кадастрового учета разрушенного объекта недвижимости организации?
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с:
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с:
Статья: Выявление правообладателей объектов недвижимости: порядок правоприменения законодательной новеллы
(Шафранова Е.П.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 1)В случае если в ЕГРН имеются зарегистрированные права на объект недвижимости или его помещения, то снятие таких объектов с кадастрового учета в порядке статьи 69.1 Закона N 218-ФЗ на основании акта осмотра невозможно. Такие объекты снимаются с кадастрового учета на основании акта обследования, подготовленного кадастровым инженером, с одновременным прекращением зарегистрированных прав на основании заявлений уполномоченных лиц, указанных в статье 15 Закона N 218-ФЗ.
(Шафранова Е.П.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 1)В случае если в ЕГРН имеются зарегистрированные права на объект недвижимости или его помещения, то снятие таких объектов с кадастрового учета в порядке статьи 69.1 Закона N 218-ФЗ на основании акта осмотра невозможно. Такие объекты снимаются с кадастрового учета на основании акта обследования, подготовленного кадастровым инженером, с одновременным прекращением зарегистрированных прав на основании заявлений уполномоченных лиц, указанных в статье 15 Закона N 218-ФЗ.
Статья: ГК РФ и недвижимость: нуждается ли Кодекс в обновлении?
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2025, N 1)ГК РФ называет в качестве критерия недвижимости прочную связь с землей и говорит, что объектом регулируемых им отношений, т.е. объектом оборота, выступает то недвижимое имущество, права на которое зарегистрировано. Механизм реализации данных положений содержится уже в регистрационном законодательстве, прежде всего Законе о госрегистрации недвижимости, основанном на обеспечении принципа достоверности сведений ЕГРН, закрепленном в ч. 1 ст. 7 Закона. Как совершенно справедливо указал Верховный Суд РФ, подход, мотивированный отсутствием оснований для снятия с кадастрового учета объекта, ранее поставленного на учет без должной правовой экспертизы и проверки наличия у объектов признаков недвижимости, нарушает принцип достоверности сведений ЕГРН и не может в связи с этим быть обоснованным <44>. Таким образом, сфера ответственности Росреестра - квалификация объекта в качестве недвижимого имущества для целей его оборота; достигается это путем проведения правовой экспертизы с целью выявить наличие или отсутствие признаков недвижимости у объекта, в отношении которого подано заявление о его учете в реестре недвижимости. При возникновении сомнений регистратор принимает решение о приостановлении учета (ст. 26 Закона о госрегистрации недвижимости) и назначает срок для предоставления дополнительных документов, наличие которых будет свидетельствовать о соблюдении принципа достоверности сведений ЕГРН в случае внесения в реестр информации о таком объекте. Сложно представить, какие изменения и дополнения могут быть внесены в ГК РФ, чтобы упростить процесс правовой экспертизы, проводимой Росреестром. И уж совсем бессмысленной кажется попытка внести в ГК РФ изменения для целей определения объекта налогообложения. Как было показано выше, ГК РФ гибко реагирует на изменения специального законодательства, когда это оправданно, - из ГК РФ были исключены части объектов недвижимости, древесно-кустарниковая растительность как объекты оборота. Налоговый же кодекс должен сам решать свои проблемы.
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2025, N 1)ГК РФ называет в качестве критерия недвижимости прочную связь с землей и говорит, что объектом регулируемых им отношений, т.е. объектом оборота, выступает то недвижимое имущество, права на которое зарегистрировано. Механизм реализации данных положений содержится уже в регистрационном законодательстве, прежде всего Законе о госрегистрации недвижимости, основанном на обеспечении принципа достоверности сведений ЕГРН, закрепленном в ч. 1 ст. 7 Закона. Как совершенно справедливо указал Верховный Суд РФ, подход, мотивированный отсутствием оснований для снятия с кадастрового учета объекта, ранее поставленного на учет без должной правовой экспертизы и проверки наличия у объектов признаков недвижимости, нарушает принцип достоверности сведений ЕГРН и не может в связи с этим быть обоснованным <44>. Таким образом, сфера ответственности Росреестра - квалификация объекта в качестве недвижимого имущества для целей его оборота; достигается это путем проведения правовой экспертизы с целью выявить наличие или отсутствие признаков недвижимости у объекта, в отношении которого подано заявление о его учете в реестре недвижимости. При возникновении сомнений регистратор принимает решение о приостановлении учета (ст. 26 Закона о госрегистрации недвижимости) и назначает срок для предоставления дополнительных документов, наличие которых будет свидетельствовать о соблюдении принципа достоверности сведений ЕГРН в случае внесения в реестр информации о таком объекте. Сложно представить, какие изменения и дополнения могут быть внесены в ГК РФ, чтобы упростить процесс правовой экспертизы, проводимой Росреестром. И уж совсем бессмысленной кажется попытка внести в ГК РФ изменения для целей определения объекта налогообложения. Как было показано выше, ГК РФ гибко реагирует на изменения специального законодательства, когда это оправданно, - из ГК РФ были исключены части объектов недвижимости, древесно-кустарниковая растительность как объекты оборота. Налоговый же кодекс должен сам решать свои проблемы.