Основания для проведения проверки роспотребнадзора

Подборка наиболее важных документов по запросу Основания для проведения проверки роспотребнадзора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Верховного Суда РФ от 19.07.2021 N 305-ЭС21-11842 по делу N А40-49659/2020
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу об оспаривании письма о проведении внеплановой выездной проверки и ее результатов.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку оспариваемое в настоящем случае письмо не обладает признаками ненормативного акта, так как не содержит властных распорядительных предписаний, влекущих для заявителя юридические последствия.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.
Отказывая в удовлетворении заявления в оставшейся части, суды признав, что проверка проведена в пределах компетенции Роспотребнадзора, не установили оснований для признания незаконными проведение внеплановой выездной проверки и ее результатов.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 9 "Организация и проведение плановой проверки" Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля""Правильно применив указанные выше нормы действующего законодательства, с учетом позиции высшего суда, установленных выше обстоятельств проведения Управлений Роспотребнадзора в отношении ООО "Максима групп" проверок, в их совокупности, суды обоснованно заключили, что срок, предусмотренный статьей 9 Закона N 294-ФЗ, распространяется в целом на юридическое лицо, включая филиалы, представительства и обособленные подразделения, а не на определенную территорию деятельности юридического лица, сделав правомерный вывод об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для проведения плановой проверки общества в 2021 году."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Готовое решение: Как Роспотребнадзор проводит административное расследование
(КонсультантПлюс, 2024)
Привлечь вас к административной ответственности могут как по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, так и без их проведения. Роспотребнадзор отмечал, что отсутствие оснований для проведения проверки не является обстоятельством, которое исключает производство по делу об административном правонарушении. Поэтому допускается возбуждение дела во всех случаях, когда в материалах или сообщениях, поступивших в Роспотребнадзор, содержатся данные, которые указывают на возможные нарушения, даже если они не могут стать основанием для внеплановой проверки. При получении таких данных уполномоченное должностное лицо получает повод к возбуждению дела об административном правонарушении немедленно и без проведения проверки (Письмо Роспотребнадзора от 30.03.2010 N 01/4556-0-32). В настоящее время проведение Роспотребнадзором контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе и проверок, регулируется Законом о государственном и муниципальном контроле. Однако данный Закон, как и Закон N 294-ФЗ, не препятствует возбуждению дела об административном правонарушении без предварительного проведения контрольных (надзорных) мероприятий. Отсутствие оснований для проведения контрольных (надзорных) мероприятий (как и ранее оснований для проверки) не должно быть обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Статья: Охрана и защита прав предпринимателей в контрольно-надзорной сфере
(Невидайло Л.К., Рябов А.А.)
("Закон", 2021, N 5)
В силу ч. 1 ст. 28.7 КоАП административные расследования проводятся лишь после выявления административного правонарушения и только в случаях, когда осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, а также в случаях совершения административных правонарушений, предусмотренных ст. 6.1.1, 7.27, 13.41, 20.6.1 КоАП. Однако на практике такие расследования проводятся для выявления административных правонарушений и привлечения контролируемого лица к административной ответственности под предлогом того, что были выявлены отдельные признаки административного правонарушения (но не оно само). При этом, как прямо указывает Управление Роспотребнадзора по Республике Мордовия, отсутствие основания для проведения внеплановой проверки, предусмотренного Законом 2008 г., не является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении <6>.

Нормативные акты

"Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с заключением трудового договора"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.04.2022)
Судом первой инстанции установлено, что согласно пункту 3.2.1 Должностного регламента государственного гражданского служащего, замещающего должность главного специалиста-эксперта территориального отдела Роспотребнадзора, должностные обязанности И. включали в себя в том числе функции осуществления государственного надзора в отношении государственного бюджетного учреждения здравоохранения - городской поликлиники (будущего работодателя). В частности, И. составляла протоколы об административных правонарушениях в отношении должностных лиц городской больницы, участвовала в проведении контрольно-надзорных мероприятий (плановой и внеплановой выездных проверках) в отношении указанной организации, являющейся объектом контроля (надзора) территориального органа Роспотребнадзора. По результатам таких проверок на основании актов, составленных с участием И., должностным лицом территориального органа Роспотребнадзора выносились предписания об устранении выявленных нарушений законодательства.
Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1100
(ред. от 28.09.2023)
"О федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре)"
(вместе с "Положением о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре)")
109. Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) в целях оценки соблюдения обязательных требований, а также оценки выполнения предписания Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федерального медико-биологического агентства об устранении выявленных нарушений обязательных требований.