Основания для проведения проверки роспотребнадзора
Подборка наиболее важных документов по запросу Основания для проведения проверки роспотребнадзора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Проверка Роспотребнадзора и порядок ее проведения
(КонсультантПлюс, 2025)Судами принят во внимание тот факт, что руководителем Управления Роспотребнадзора по... области на основании Плана проведения плановых проверок... были изданы распоряжения, из текста которых следует, что проверка будет осуществляться по фактическим местам осуществления деятельности Общества с единым сроком проведения проверки...
(КонсультантПлюс, 2025)Судами принят во внимание тот факт, что руководителем Управления Роспотребнадзора по... области на основании Плана проведения плановых проверок... были изданы распоряжения, из текста которых следует, что проверка будет осуществляться по фактическим местам осуществления деятельности Общества с единым сроком проведения проверки...
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Наименование филиала юрлица
(КонсультантПлюс, 2025)Судами принят во внимание тот факт, что руководителем Управления Роспотребнадзора по Московской области на основании Плана проведения плановых проверок... были изданы распоряжения, из текста которых следует, что проверка будет осуществляться по фактическим местам осуществления деятельности Общества, с единым сроком проведения проверки...
(КонсультантПлюс, 2025)Судами принят во внимание тот факт, что руководителем Управления Роспотребнадзора по Московской области на основании Плана проведения плановых проверок... были изданы распоряжения, из текста которых следует, что проверка будет осуществляться по фактическим местам осуществления деятельности Общества, с единым сроком проведения проверки...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Поставка товаров.
Обязан ли покупатель оплатить товар, если запрет на его реализацию введен после поставки
(КонсультантПлюс, 2025)Истец полученный товар не оплатил. Уведомлением о возврате от 07.04.2006 N 519-ЮО истец проинформировал ответчика (поставщика) о том, что полученная им по договору алкогольная продукция снята с реализации в связи с проведенной представителями Роспотребнадзора, СЭС, УБЭП 04.04.2006 проверкой на основании писем Роспотребнадзора от 25.03.2006 N 0100/3267-06-23 и N 0100/3268-06-23, и просил поставщика представить сведения о повторной сертификации продукции, либо в срок до 21.04.2006 оформить возврат товара.
Обязан ли покупатель оплатить товар, если запрет на его реализацию введен после поставки
(КонсультантПлюс, 2025)Истец полученный товар не оплатил. Уведомлением о возврате от 07.04.2006 N 519-ЮО истец проинформировал ответчика (поставщика) о том, что полученная им по договору алкогольная продукция снята с реализации в связи с проведенной представителями Роспотребнадзора, СЭС, УБЭП 04.04.2006 проверкой на основании писем Роспотребнадзора от 25.03.2006 N 0100/3267-06-23 и N 0100/3268-06-23, и просил поставщика представить сведения о повторной сертификации продукции, либо в срок до 21.04.2006 оформить возврат товара.
Путеводитель по судебной практике: Кредит.
Нарушает ли права потребителя возложение на него обязательства оплатить услуги по открытию и ведению ссудного счета в связи с предоставлением кредита
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как следует из материалов дела, в соответствии с обращением гражданина Чернова А.В. и на основании распоряжения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16.03.2010 N 17-2001 должностное лицо Управления провело проверку договора о предоставлении кредита от 27.05.2009 N 309561, заключенного между Банком и названным лицом, в ходе которой установило, что в нарушение пунктов 1, 2 статьи 16 Закона о защите прав потребителей в пункте 3.1 указанного договора содержится условие о единовременном платеже (тарифе) за обслуживание ссудного счета в размере 16 500 рублей не позднее даты выдачи кредита. По результатам проверки 08.04.2010 составлен акт N 17-2001.
Нарушает ли права потребителя возложение на него обязательства оплатить услуги по открытию и ведению ссудного счета в связи с предоставлением кредита
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как следует из материалов дела, в соответствии с обращением гражданина Чернова А.В. и на основании распоряжения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16.03.2010 N 17-2001 должностное лицо Управления провело проверку договора о предоставлении кредита от 27.05.2009 N 309561, заключенного между Банком и названным лицом, в ходе которой установило, что в нарушение пунктов 1, 2 статьи 16 Закона о защите прав потребителей в пункте 3.1 указанного договора содержится условие о единовременном платеже (тарифе) за обслуживание ссудного счета в размере 16 500 рублей не позднее даты выдачи кредита. По результатам проверки 08.04.2010 составлен акт N 17-2001.
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с заключением трудового договора"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.04.2022)Судом первой инстанции установлено, что согласно пункту 3.2.1 Должностного регламента государственного гражданского служащего, замещающего должность главного специалиста-эксперта территориального отдела Роспотребнадзора, должностные обязанности И. включали в себя в том числе функции осуществления государственного надзора в отношении государственного бюджетного учреждения здравоохранения - городской поликлиники (будущего работодателя). В частности, И. составляла протоколы об административных правонарушениях в отношении должностных лиц городской больницы, участвовала в проведении контрольно-надзорных мероприятий (плановой и внеплановой выездных проверках) в отношении указанной организации, являющейся объектом контроля (надзора) территориального органа Роспотребнадзора. По результатам таких проверок на основании актов, составленных с участием И., должностным лицом территориального органа Роспотребнадзора выносились предписания об устранении выявленных нарушений законодательства.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.04.2022)Судом первой инстанции установлено, что согласно пункту 3.2.1 Должностного регламента государственного гражданского служащего, замещающего должность главного специалиста-эксперта территориального отдела Роспотребнадзора, должностные обязанности И. включали в себя в том числе функции осуществления государственного надзора в отношении государственного бюджетного учреждения здравоохранения - городской поликлиники (будущего работодателя). В частности, И. составляла протоколы об административных правонарушениях в отношении должностных лиц городской больницы, участвовала в проведении контрольно-надзорных мероприятий (плановой и внеплановой выездных проверках) в отношении указанной организации, являющейся объектом контроля (надзора) территориального органа Роспотребнадзора. По результатам таких проверок на основании актов, составленных с участием И., должностным лицом территориального органа Роспотребнадзора выносились предписания об устранении выявленных нарушений законодательства.
Справочная информация: "Правовой календарь на IV квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Уточняются основания проведения внепланового инспекционного визита, а также внеплановых документарной и выездной проверок.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Уточняются основания проведения внепланового инспекционного визита, а также внеплановых документарной и выездной проверок.
Статья: Участие прокуроров в административно-деликтных спорах, рассматриваемых арбитражными судами: о сформировавшейся после марта 2022 г. практике
(Назрицкая Т.С.)
("Юрист", 2024, N 11)Так, Котласской транспортной прокуратурой на основании поступившего обращения гражданина совместно с представителями территориального управления Роспотребнадзора проведена проверка исполнения законодательства в целях защиты интересов государства и граждан в отношении одной из организаций общественного питания, которая организовывает питание курсантов Великоустюгского филиала ФГБОУ Вологодской области "Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова".
(Назрицкая Т.С.)
("Юрист", 2024, N 11)Так, Котласской транспортной прокуратурой на основании поступившего обращения гражданина совместно с представителями территориального управления Роспотребнадзора проведена проверка исполнения законодательства в целях защиты интересов государства и граждан в отношении одной из организаций общественного питания, которая организовывает питание курсантов Великоустюгского филиала ФГБОУ Вологодской области "Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова".
Путеводитель по судебной практике: Кредит.
Правомерно ли условие кредитного договора о дополнительном взыскании денежных средств за досрочное погашение кредита
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 07.03.2018 N 797 Управлением Роспотребнадзора по Волгоградской области проведена внеплановая документарная проверка АО "КБ "ДельтаКредит" с целью рассмотрения обращения Сторублевцева Д.А. о нарушении Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей).
Правомерно ли условие кредитного договора о дополнительном взыскании денежных средств за досрочное погашение кредита
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 07.03.2018 N 797 Управлением Роспотребнадзора по Волгоградской области проведена внеплановая документарная проверка АО "КБ "ДельтаКредит" с целью рассмотрения обращения Сторублевцева Д.А. о нарушении Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей).
Статья: Отписка как нарушение законодательства Российской Федерации о порядке рассмотрения обращений граждан: постановка проблемы
(Глухов Е.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2020, N 4)Вместе с тем с апреля 2020 г. у должностных лиц Роспотребнадзора появилось новое, часто надуманное, основание не проводить проверки и направлять отписки потребителям. В качестве примера приведем письмо Территориального управления Роспотребнадзора по г. Санкт-Петербург от 18 мая 2020 г. N 78-0003/21-24400-2020 обратившемуся потребителю, в котором после перечисления относящихся и не относящихся к жалобе норм законодательства указывается, что правоотношения между продавцом и покупателем (по жалобе об обмане потребителя) подлежат рассмотрению в рамках гражданского судопроизводства и в административном порядке не рассматриваются в силу ст. ст. 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. ст. 15, 17 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". Далее в ответе приводится еще более интересная фраза: "Сообщаю, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 <13> проверки в отношении хозяйствующих субъектов до 31.12.2020 не проводятся".
(Глухов Е.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2020, N 4)Вместе с тем с апреля 2020 г. у должностных лиц Роспотребнадзора появилось новое, часто надуманное, основание не проводить проверки и направлять отписки потребителям. В качестве примера приведем письмо Территориального управления Роспотребнадзора по г. Санкт-Петербург от 18 мая 2020 г. N 78-0003/21-24400-2020 обратившемуся потребителю, в котором после перечисления относящихся и не относящихся к жалобе норм законодательства указывается, что правоотношения между продавцом и покупателем (по жалобе об обмане потребителя) подлежат рассмотрению в рамках гражданского судопроизводства и в административном порядке не рассматриваются в силу ст. ст. 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. ст. 15, 17 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". Далее в ответе приводится еще более интересная фраза: "Сообщаю, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 <13> проверки в отношении хозяйствующих субъектов до 31.12.2020 не проводятся".
Статья: К вопросу о прокурорской проверке
(Афанасьева Т.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 9)Представляется, что указанные признаки характерны не только для прокурорской проверки, но и для аналогичных мероприятий контрольно-надзорных органов власти. Сложно представить себе как соответствующие нормам права, к примеру, проверки Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, проводимые не на основании закона, не обусловленные его властно-распорядительными полномочиями, при отсутствии объективности и независимости контролеров, с нарушением установленных сроков и без раскрытия информации.
(Афанасьева Т.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 9)Представляется, что указанные признаки характерны не только для прокурорской проверки, но и для аналогичных мероприятий контрольно-надзорных органов власти. Сложно представить себе как соответствующие нормам права, к примеру, проверки Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, проводимые не на основании закона, не обусловленные его властно-распорядительными полномочиями, при отсутствии объективности и независимости контролеров, с нарушением установленных сроков и без раскрытия информации.
Готовое решение: Как Роспотребнадзор проводит контрольную закупку
(КонсультантПлюс, 2025)мерам Роспотребнадзора по контролю за устранением нарушений, по их предупреждению, предотвращению возможного ущерба. Например, если в надзорный орган вы не представили документы и сведения об исполнении решения или если на их основании невозможно сделать вывод об устранении выявленного нарушения, Роспотребнадзор может провести внеплановое надзорное мероприятие, за исключением выездной проверки (п. 5 ч. 1 ст. 57, ч. 1 ст. 66, ч. 1 ст. 95 Закона о государственном и муниципальном контроле);
(КонсультантПлюс, 2025)мерам Роспотребнадзора по контролю за устранением нарушений, по их предупреждению, предотвращению возможного ущерба. Например, если в надзорный орган вы не представили документы и сведения об исполнении решения или если на их основании невозможно сделать вывод об устранении выявленного нарушения, Роспотребнадзор может провести внеплановое надзорное мероприятие, за исключением выездной проверки (п. 5 ч. 1 ст. 57, ч. 1 ст. 66, ч. 1 ст. 95 Закона о государственном и муниципальном контроле);
Готовое решение: Как Роспотребнадзор проводит административное расследование
(КонсультантПлюс, 2025)Привлечь вас к административной ответственности могут как по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, так и без их проведения. Роспотребнадзор отмечал, что отсутствие оснований для проведения проверки не является обстоятельством, которое исключает производство по делу об административном правонарушении. Поэтому допускается возбуждение дела во всех случаях, когда в материалах или сообщениях, поступивших в Роспотребнадзор, содержатся данные, которые указывают на возможные нарушения, даже если они не могут стать основанием для внеплановой проверки. При получении таких данных уполномоченное должностное лицо получает повод к возбуждению дела об административном правонарушении немедленно и без проведения проверки (Письмо Роспотребнадзора от 30.03.2010 N 01/4556-0-32). В настоящее время проведение Роспотребнадзором контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе и проверок, регулируется Законом о государственном и муниципальном контроле. Однако данный Закон, как и Закон N 294-ФЗ, не препятствует возбуждению дела об административном правонарушении без предварительного проведения контрольных (надзорных) мероприятий. Отсутствие оснований для проведения контрольных (надзорных) мероприятий (как и ранее оснований для проверки) не должно быть обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
(КонсультантПлюс, 2025)Привлечь вас к административной ответственности могут как по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, так и без их проведения. Роспотребнадзор отмечал, что отсутствие оснований для проведения проверки не является обстоятельством, которое исключает производство по делу об административном правонарушении. Поэтому допускается возбуждение дела во всех случаях, когда в материалах или сообщениях, поступивших в Роспотребнадзор, содержатся данные, которые указывают на возможные нарушения, даже если они не могут стать основанием для внеплановой проверки. При получении таких данных уполномоченное должностное лицо получает повод к возбуждению дела об административном правонарушении немедленно и без проведения проверки (Письмо Роспотребнадзора от 30.03.2010 N 01/4556-0-32). В настоящее время проведение Роспотребнадзором контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе и проверок, регулируется Законом о государственном и муниципальном контроле. Однако данный Закон, как и Закон N 294-ФЗ, не препятствует возбуждению дела об административном правонарушении без предварительного проведения контрольных (надзорных) мероприятий. Отсутствие оснований для проведения контрольных (надзорных) мероприятий (как и ранее оснований для проверки) не должно быть обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Статья: Охрана и защита прав предпринимателей в контрольно-надзорной сфере
(Невидайло Л.К., Рябов А.А.)
("Закон", 2021, N 5)В силу ч. 1 ст. 28.7 КоАП административные расследования проводятся лишь после выявления административного правонарушения и только в случаях, когда осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, а также в случаях совершения административных правонарушений, предусмотренных ст. 6.1.1, 7.27, 13.41, 20.6.1 КоАП. Однако на практике такие расследования проводятся для выявления административных правонарушений и привлечения контролируемого лица к административной ответственности под предлогом того, что были выявлены отдельные признаки административного правонарушения (но не оно само). При этом, как прямо указывает Управление Роспотребнадзора по Республике Мордовия, отсутствие основания для проведения внеплановой проверки, предусмотренного Законом 2008 г., не является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении <6>.
(Невидайло Л.К., Рябов А.А.)
("Закон", 2021, N 5)В силу ч. 1 ст. 28.7 КоАП административные расследования проводятся лишь после выявления административного правонарушения и только в случаях, когда осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, а также в случаях совершения административных правонарушений, предусмотренных ст. 6.1.1, 7.27, 13.41, 20.6.1 КоАП. Однако на практике такие расследования проводятся для выявления административных правонарушений и привлечения контролируемого лица к административной ответственности под предлогом того, что были выявлены отдельные признаки административного правонарушения (но не оно само). При этом, как прямо указывает Управление Роспотребнадзора по Республике Мордовия, отсутствие основания для проведения внеплановой проверки, предусмотренного Законом 2008 г., не является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении <6>.
Ситуация: Что делать, если оператор сотовой связи требует оплатить навязанные услуги?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если оператор связи не рассмотрел ваше обращение или не удовлетворил ваши требования, вы вправе обратиться с заявлением (жалобой) в территориальный орган Роспотребнадзора, осуществляющий федеральный государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей. Роспотребнадзор на основании обращений граждан проводит контрольные (надзорные) мероприятия, в частности внеплановые проверки (ст. 2, п. п. 1, 3, 4 ст. 4 Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ; п. п. 1 - 3 ст. 40, п. 1 ст. 42.3 Закона N 2300-1; п. 2 ч. 3 ст. 2, ч. 1, 2 ст. 31, ч. 2 ст. 56, п. 1 ч. 1 ст. 57, п. 1 ч. 1 ст. 58 Закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ; п. п. 2, 4, 8, 22, 23 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 1005; п. 5.12 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если оператор связи не рассмотрел ваше обращение или не удовлетворил ваши требования, вы вправе обратиться с заявлением (жалобой) в территориальный орган Роспотребнадзора, осуществляющий федеральный государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей. Роспотребнадзор на основании обращений граждан проводит контрольные (надзорные) мероприятия, в частности внеплановые проверки (ст. 2, п. п. 1, 3, 4 ст. 4 Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ; п. п. 1 - 3 ст. 40, п. 1 ст. 42.3 Закона N 2300-1; п. 2 ч. 3 ст. 2, ч. 1, 2 ст. 31, ч. 2 ст. 56, п. 1 ч. 1 ст. 57, п. 1 ч. 1 ст. 58 Закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ; п. п. 2, 4, 8, 22, 23 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 1005; п. 5.12 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322).
Ситуация: Как потребителю заменить автомобиль при обнаружении в нем недостатков?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если продавец не рассмотрел ваше обращение или не удовлетворил ваши требования о замене автомобиля, вы можете обратиться с заявлением (жалобой) в территориальный орган Роспотребнадзора, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей. Роспотребнадзор на основании обращений граждан проводит контрольные (надзорные) мероприятия, в частности внеплановые проверки (ст. 2, п. п. 1, 3, 4 ст. 4 Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ; п. п. 1 - 3 ст. 40, п. 1 ст. 42.3 Закона N 2300-1; п. 2 ч. 3 ст. 2, ч. 1, 2 ст. 31, ч. 2 ст. 56, п. 1 ч. 1 ст. 57, п. 1 ч. 1 ст. 58 Закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ; п. п. 2, 4, 8, 22, 23 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 1005; п. 5.12 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если продавец не рассмотрел ваше обращение или не удовлетворил ваши требования о замене автомобиля, вы можете обратиться с заявлением (жалобой) в территориальный орган Роспотребнадзора, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей. Роспотребнадзор на основании обращений граждан проводит контрольные (надзорные) мероприятия, в частности внеплановые проверки (ст. 2, п. п. 1, 3, 4 ст. 4 Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ; п. п. 1 - 3 ст. 40, п. 1 ст. 42.3 Закона N 2300-1; п. 2 ч. 3 ст. 2, ч. 1, 2 ст. 31, ч. 2 ст. 56, п. 1 ч. 1 ст. 57, п. 1 ч. 1 ст. 58 Закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ; п. п. 2, 4, 8, 22, 23 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 1005; п. 5.12 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322).
Статья: С октября 2024 года ввели новые индикаторы риска для контроля за маркированными товарами
("Главная книга", 2024, N 23)Роспотребнадзор может проводить внеплановые контрольные закупки, проверки изготовителей, продавцов, исполнителей и других подконтрольных лиц. Одним из оснований для контроля является соответствие объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска <1>. К индикаторам риска, в частности, относятся <2>:
("Главная книга", 2024, N 23)Роспотребнадзор может проводить внеплановые контрольные закупки, проверки изготовителей, продавцов, исполнителей и других подконтрольных лиц. Одним из оснований для контроля является соответствие объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска <1>. К индикаторам риска, в частности, относятся <2>: