Органы исполнительной власти уполномоченные давать разъяснения законодательства
Подборка наиболее важных документов по запросу Органы исполнительной власти уполномоченные давать разъяснения законодательства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Кто вправе заниматься официальным толкованием нормативно-правовых актов?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На практике в РФ разъяснения к нормативно-правовым актам в рамках своей компетенции также дают, к примеру, Правительство РФ, отдельные министерства и ведомства, Центральная избирательная комиссия и др. Однако в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 17.11.1997 N 17-П "По делу о проверке конституционности Постановлений Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 июля 1995 г. N 1090-1 ГД "О некоторых вопросах применения Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и от 11 октября 1996 г. N 682-II ГД "О порядке применения пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации" официальное разъяснение или толкование положений нормативного правового акта должно приниматься и обнародоваться в порядке, установленном для таких актов. Таким образом, орган государственной власти может только высказать свое мнение, которое не является обязательным для правоприменителя (см., напр., Письмо Минэкономразвития России от 28.05.2019 N Д22и-17463, Письмо Минстроя России от 27.04.2018 N 19369-НС/07, в котором указано, что в компетенцию Минэкономразвития России не входит разъяснение положений законодательства).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На практике в РФ разъяснения к нормативно-правовым актам в рамках своей компетенции также дают, к примеру, Правительство РФ, отдельные министерства и ведомства, Центральная избирательная комиссия и др. Однако в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 17.11.1997 N 17-П "По делу о проверке конституционности Постановлений Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 июля 1995 г. N 1090-1 ГД "О некоторых вопросах применения Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и от 11 октября 1996 г. N 682-II ГД "О порядке применения пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации" официальное разъяснение или толкование положений нормативного правового акта должно приниматься и обнародоваться в порядке, установленном для таких актов. Таким образом, орган государственной власти может только высказать свое мнение, которое не является обязательным для правоприменителя (см., напр., Письмо Минэкономразвития России от 28.05.2019 N Д22и-17463, Письмо Минстроя России от 27.04.2018 N 19369-НС/07, в котором указано, что в компетенцию Минэкономразвития России не входит разъяснение положений законодательства).
Статья: Некоторые вопросы применения общих положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в практике Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации (2019 - 2021 годы)
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)Сходное регулирование имеет место в таможенных правоотношениях. В пункте 29 Постановления Пленума ВС РФ от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" разъяснено, что с учетом положений пункта 5 части 1 статьи 254 Закона о таможенном регулировании начисление пеней может быть признано необоснованным, если суд установит, что декларант добросовестно следовал письменным разъяснениям уполномоченного федерального органа исполнительной власти о применении таможенного законодательства, данным ему либо неопределенному кругу лиц, письменным консультациям, полученным декларантом от наделенных соответствующей компетенцией должностных лиц таможенных органов (статья 264 Закона о таможенном регулировании).
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)Сходное регулирование имеет место в таможенных правоотношениях. В пункте 29 Постановления Пленума ВС РФ от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" разъяснено, что с учетом положений пункта 5 части 1 статьи 254 Закона о таможенном регулировании начисление пеней может быть признано необоснованным, если суд установит, что декларант добросовестно следовал письменным разъяснениям уполномоченного федерального органа исполнительной власти о применении таможенного законодательства, данным ему либо неопределенному кругу лиц, письменным консультациям, полученным декларантом от наделенных соответствующей компетенцией должностных лиц таможенных органов (статья 264 Закона о таможенном регулировании).
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 17.11.1997 N 17-П
"По делу о проверке конституционности Постановлений Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 июля 1995 г. N 1090-1 ГД "О некоторых вопросах применения Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и от 11 октября 1996 г. N 682-II ГД "О порядке применения пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации"В том же порядке должен приниматься, подписываться и обнародоваться и акт законодательного органа, посредством которого осуществляется официальное, имеющее силу закона разъяснение федерального закона. Если же разъяснение предпринято в форме постановления Государственной Думы, то есть без соблюдения требований статей 105, 106, 107 Конституции Российской Федерации, предъявляемых к принятию федеральных законов, то оно не может рассматриваться в качестве акта Федерального Собрания - законодательного органа Российской Федерации. Будучи актом лишь одной из его палат, такое постановление не является аутентичным официальным разъяснением закона. Нельзя его признать и делегированным официальным разъяснением закона, поскольку Конституция Российской Федерации не предоставляет Государственной Думе соответствующего права.
"По делу о проверке конституционности Постановлений Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 июля 1995 г. N 1090-1 ГД "О некоторых вопросах применения Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и от 11 октября 1996 г. N 682-II ГД "О порядке применения пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации"В том же порядке должен приниматься, подписываться и обнародоваться и акт законодательного органа, посредством которого осуществляется официальное, имеющее силу закона разъяснение федерального закона. Если же разъяснение предпринято в форме постановления Государственной Думы, то есть без соблюдения требований статей 105, 106, 107 Конституции Российской Федерации, предъявляемых к принятию федеральных законов, то оно не может рассматриваться в качестве акта Федерального Собрания - законодательного органа Российской Федерации. Будучи актом лишь одной из его палат, такое постановление не является аутентичным официальным разъяснением закона. Нельзя его признать и делегированным официальным разъяснением закона, поскольку Конституция Российской Федерации не предоставляет Государственной Думе соответствующего права.
Статья: Регулятивный потенциал писем федеральных органов исполнительной власти
(Домченко А.С.)
("Административное право и процесс", 2022, N 1)Письма федеральных органов исполнительной власти как акты разъяснения законодательства. Большая часть данных документов может быть отнесена к актам интерпретационного характера, с помощью которых позиция законодателя (иного государственного органа или должностного лица) доводится до субъектов общественных отношений, урегулированных нормами, требующими разъяснения. Например, согласно положениям о Министерстве науки и высшего образования РФ <2>, Министерстве здравоохранения РФ <3>, Федеральной налоговой службе РФ <4> и других органах исполнительной власти такие органы уполномочены давать разъяснения юридическим и физическим лицам по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности. Письма ФОИВ данной разновидности направлены в большинстве случаев на информирование индивидуальных и коллективных субъектов в доступной форме по ситуациям, где и когда возникают вопросы относительно характера и содержания реализуемых норм и содержащих их официальных документов. Новых правовых норм подобные письма не содержат <5> (они лишь интерпретируют систему действующих), в связи с чем могут быть условно определены, согласно позиции А.Ф. Ноздрачева, в качестве общих предписаний, а не нормативных правовых актов <6>.
(Домченко А.С.)
("Административное право и процесс", 2022, N 1)Письма федеральных органов исполнительной власти как акты разъяснения законодательства. Большая часть данных документов может быть отнесена к актам интерпретационного характера, с помощью которых позиция законодателя (иного государственного органа или должностного лица) доводится до субъектов общественных отношений, урегулированных нормами, требующими разъяснения. Например, согласно положениям о Министерстве науки и высшего образования РФ <2>, Министерстве здравоохранения РФ <3>, Федеральной налоговой службе РФ <4> и других органах исполнительной власти такие органы уполномочены давать разъяснения юридическим и физическим лицам по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности. Письма ФОИВ данной разновидности направлены в большинстве случаев на информирование индивидуальных и коллективных субъектов в доступной форме по ситуациям, где и когда возникают вопросы относительно характера и содержания реализуемых норм и содержащих их официальных документов. Новых правовых норм подобные письма не содержат <5> (они лишь интерпретируют систему действующих), в связи с чем могут быть условно определены, согласно позиции А.Ф. Ноздрачева, в качестве общих предписаний, а не нормативных правовых актов <6>.
Статья: Обзор практики по таможенным спорам за ноябрь 2020 года
(Филиал партнерства с ограниченной ответственностью Брайан Кейв Лейтон Пейзнер (Раша) ЛЛП в г. Москве, Таможенное право и внешняя торговля)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Неопределенность правового регулирования не должна порождать негативные последствия для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности, а должна устраняться с помощью соответствующих правовых механизмов. Такой подход соотносится с подходом, разъясненным в п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49, согласно которому начисление пеней (или иное негативное последствие) может быть признано необоснованным, если суд установит, что декларант добросовестно следовал письменным разъяснениям уполномоченного федерального органа исполнительной власти о применении таможенного законодательства, данным ему либо неопределенному кругу лиц, письменным консультациям, полученным декларантом от наделенных соответствующей компетенцией должностных лиц таможенных органов (ст. 264 Закона о таможенном регулировании).
(Филиал партнерства с ограниченной ответственностью Брайан Кейв Лейтон Пейзнер (Раша) ЛЛП в г. Москве, Таможенное право и внешняя торговля)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Неопределенность правового регулирования не должна порождать негативные последствия для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности, а должна устраняться с помощью соответствующих правовых механизмов. Такой подход соотносится с подходом, разъясненным в п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49, согласно которому начисление пеней (или иное негативное последствие) может быть признано необоснованным, если суд установит, что декларант добросовестно следовал письменным разъяснениям уполномоченного федерального органа исполнительной власти о применении таможенного законодательства, данным ему либо неопределенному кругу лиц, письменным консультациям, полученным декларантом от наделенных соответствующей компетенцией должностных лиц таможенных органов (ст. 264 Закона о таможенном регулировании).
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Следует подчеркнуть, что в абз. 2 ч. 1 комментируемой статьи говорится об издании органами валютного регулирования именно нормативных правовых актов. В частях 5 и 5.1 данной статьи, посвященных соответственно актам органов валютного контроля и актам агента валютного контроля, являющегося федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с законодательством РФ на осуществление бюджетных полномочий по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, об этом речь не идет. В указанных частях непосредственно установлено, что такие акты не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Следует подчеркнуть, что в абз. 2 ч. 1 комментируемой статьи говорится об издании органами валютного регулирования именно нормативных правовых актов. В частях 5 и 5.1 данной статьи, посвященных соответственно актам органов валютного контроля и актам агента валютного контроля, являющегося федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с законодательством РФ на осуществление бюджетных полномочий по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, об этом речь не идет. В указанных частях непосредственно установлено, что такие акты не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций.
Статья: Актуальные вопросы судебной практики по налоговым спорам, связанным с объектами движимого и недвижимого имущества
(Ильина С.О.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)После введения в главу 30 НК РФ Федеральным законом от 02.11.2013 N 307-ФЗ статьи 378.2 НК РФ, принятия соответствующего закона субъекта Российской Федерации, устанавливающего особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, утверждения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации Перечня в порядке пункта 7 статьи 378.2 НК РФ рассматриваемые арбитражными судами категории дел пополнились спорами данной тематики.
(Ильина С.О.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)После введения в главу 30 НК РФ Федеральным законом от 02.11.2013 N 307-ФЗ статьи 378.2 НК РФ, принятия соответствующего закона субъекта Российской Федерации, устанавливающего особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, утверждения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации Перечня в порядке пункта 7 статьи 378.2 НК РФ рассматриваемые арбитражными судами категории дел пополнились спорами данной тематики.
"Научно-практический постатейный комментарий к Федеральному закону "О персональных данных"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Савельев А.И.)
("Статут", 2021)5. Среди важных документов, формально не являющихся нормативными правовыми актами, но оказывающих немалое влияние на правоприменительную практику в сфере законодательства о персональных данных, следует отметить разъяснения Минцифры России, которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обработки персональных данных, и уполномочено на дачу разъяснений по данным вопросам <1>. Кроме них также следует упомянуть комментарии и информацию Роскомнадзора, которые хотя и не являются официальными актами толкования законодательства, выражая "личное мнение должностного лица" (Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 30 октября 2018 г. по делу N 33-12858/2018), но могут оказывать существенное влияние на практику в силу убедительности содержащихся в них аргументов либо в силу статуса лица, которое их предоставило.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Савельев А.И.)
("Статут", 2021)5. Среди важных документов, формально не являющихся нормативными правовыми актами, но оказывающих немалое влияние на правоприменительную практику в сфере законодательства о персональных данных, следует отметить разъяснения Минцифры России, которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обработки персональных данных, и уполномочено на дачу разъяснений по данным вопросам <1>. Кроме них также следует упомянуть комментарии и информацию Роскомнадзора, которые хотя и не являются официальными актами толкования законодательства, выражая "личное мнение должностного лица" (Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 30 октября 2018 г. по делу N 33-12858/2018), но могут оказывать существенное влияние на практику в силу убедительности содержащихся в них аргументов либо в силу статуса лица, которое их предоставило.
Статья: Системные дефекты федерального законодательства
(Голещихин В.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, NN 10, 11)Поэтому ничто не препятствует назначить применительно к каждому федеральному закону конкретный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный давать официальные разъяснения такого закона (по сложившейся традиции можно продолжить использование в законодательстве именно термина "разъяснение", а не "толкование"). Это не приведет к многократному увеличению обращений в федеральные органы исполнительной власти: даже при отсутствии предлагаемых полномочий в эти органы ежегодно поступает множество обращений о разъяснении законодательства. Напротив, формирование и совершенствование обширной базы официальных разъяснений приведет к снижению числа таких обращений.
(Голещихин В.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, NN 10, 11)Поэтому ничто не препятствует назначить применительно к каждому федеральному закону конкретный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный давать официальные разъяснения такого закона (по сложившейся традиции можно продолжить использование в законодательстве именно термина "разъяснение", а не "толкование"). Это не приведет к многократному увеличению обращений в федеральные органы исполнительной власти: даже при отсутствии предлагаемых полномочий в эти органы ежегодно поступает множество обращений о разъяснении законодательства. Напротив, формирование и совершенствование обширной базы официальных разъяснений приведет к снижению числа таких обращений.
Вопрос: Об НДФЛ с выплат, являющихся денежным довольствием и имеющих статус мер социальной поддержки.
(Письмо Минфина России от 21.11.2024 N 03-04-09/116101)В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 02.11.2021 N 1908 "О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - перечень) Минтруд России и Минфин России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти уполномочены давать разъяснения по применению перечня.
(Письмо Минфина России от 21.11.2024 N 03-04-09/116101)В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 02.11.2021 N 1908 "О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - перечень) Минтруд России и Минфин России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти уполномочены давать разъяснения по применению перечня.
Статья: "Закупочный ликбез": почему письма Минфина России и ФАС России не являются официальными разъяснениями законодательства в сфере закупок
(Байрашев В., Дон В.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 4)Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", п. 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (далее - Положение), ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в числе прочего функции по контролю (надзору) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
(Байрашев В., Дон В.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 4)Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", п. 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (далее - Положение), ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в числе прочего функции по контролю (надзору) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Вопрос: О расчете лимита кредитования застройщиков, установленного для банков с кредитным рейтингом ниже "А-" и до "ВВВ-" включительно, в целях открытия счетов эскроу для расчетов по ДДУ.
(Письмо Банка России от 28.04.2023 N 08-23-1/3653)Официальное разъяснение законодательства Российской Федерации о долевом строительстве не относится к компетенции Банка России, предусмотренной Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
(Письмо Банка России от 28.04.2023 N 08-23-1/3653)Официальное разъяснение законодательства Российской Федерации о долевом строительстве не относится к компетенции Банка России, предусмотренной Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Статья: Эколого-правовые риски как универсальный критерий оценки экологического законодательства
(Кичигин Н.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 3)Данная ситуация разрешается путем подготовки и издания разъяснений той или иной спорной ситуации. Разъяснения могут быть обязательными для территориальных органов федерального органа исполнительной власти или содержать позицию уполномоченного органа по конкретной ситуации. В любом случае письменные разъяснения должны носить рекомендательный характер для природопользователей и не должны подменять или заменять положения законодательства.
(Кичигин Н.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 3)Данная ситуация разрешается путем подготовки и издания разъяснений той или иной спорной ситуации. Разъяснения могут быть обязательными для территориальных органов федерального органа исполнительной власти или содержать позицию уполномоченного органа по конкретной ситуации. В любом случае письменные разъяснения должны носить рекомендательный характер для природопользователей и не должны подменять или заменять положения законодательства.