Очередность предложения вакантных должностей при сокращении
Подборка наиболее важных документов по запросу Очередность предложения вакантных должностей при сокращении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Верховный Суд Российской Федерации - законодатель в сфере трудового права?
(Головина С.Ю., Лютов Н.Л.)
("Журнал российского права", 2022, N 10)В Обзоре практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прекращением трудового договора по инициативе работодателя, утвержденном Президиумом ВС РФ 9 декабря 2020 г. (далее - Обзор 2020 г.), Суд в очередной раз напоминает: в целях обеспечения единообразного подхода к разрешению судами споров, связанных с прекращением трудового договора по инициативе работодателя, и принимая во внимание, что судами по отдельным категориям споров допускаются ошибки, для их устранения необходимо обратить внимание на выработанные судами правовые позиции. В Обзоре 2020 г. приводится ряд конкретных судебных решений, которые, с точки зрения Верховного Суда, основаны на неправильном применении и толковании норм материального и процессуального права. На этих примерах высший судебный орган показывает, какие обстоятельства следует исследовать и какие факты учитывать при принятии судебных решений, а также формулирует важные выводы, которые суды должны в дальнейшем учитывать в своей деятельности. Некоторые из этих выводов явно противоречат сложившейся годами судебной практике. Так, при увольнении по сокращению штата традиционно считалось, что работодатель вправе самостоятельно определять очередность предложения высвобождаемым работникам вакантных должностей. Суды аргументировали свои выводы тем, что право выбора принадлежит работодателю, поскольку ст. 180 ТК РФ не обязывает работодателя в такой ситуации принимать во внимание преимущественное право работника на оставление на работе, предусмотренное ст. 179 ТК РФ.
(Головина С.Ю., Лютов Н.Л.)
("Журнал российского права", 2022, N 10)В Обзоре практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прекращением трудового договора по инициативе работодателя, утвержденном Президиумом ВС РФ 9 декабря 2020 г. (далее - Обзор 2020 г.), Суд в очередной раз напоминает: в целях обеспечения единообразного подхода к разрешению судами споров, связанных с прекращением трудового договора по инициативе работодателя, и принимая во внимание, что судами по отдельным категориям споров допускаются ошибки, для их устранения необходимо обратить внимание на выработанные судами правовые позиции. В Обзоре 2020 г. приводится ряд конкретных судебных решений, которые, с точки зрения Верховного Суда, основаны на неправильном применении и толковании норм материального и процессуального права. На этих примерах высший судебный орган показывает, какие обстоятельства следует исследовать и какие факты учитывать при принятии судебных решений, а также формулирует важные выводы, которые суды должны в дальнейшем учитывать в своей деятельности. Некоторые из этих выводов явно противоречат сложившейся годами судебной практике. Так, при увольнении по сокращению штата традиционно считалось, что работодатель вправе самостоятельно определять очередность предложения высвобождаемым работникам вакантных должностей. Суды аргументировали свои выводы тем, что право выбора принадлежит работодателю, поскольку ст. 180 ТК РФ не обязывает работодателя в такой ситуации принимать во внимание преимущественное право работника на оставление на работе, предусмотренное ст. 179 ТК РФ.
Статья: Обязательно ли при сокращении согласие на предложенную вакансию выражать письменно?
(Русаков И.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 2)Суды трех инстанций в удовлетворении исковых требований отказали. Они исходили из того, что работница была своевременно предупреждена о сокращении ее штатной единицы, срок и порядок уведомления об увольнении нарушены компанией не были. Факт сокращения штата подтвержден, работнице были предложены все вакантные должности с учетом предъявляемых к ним квалификационных требований, а работница, в свою очередь, не выразила в надлежащей письменной форме согласия на занятие какой-либо из предложенных должностей.
(Русаков И.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 2)Суды трех инстанций в удовлетворении исковых требований отказали. Они исходили из того, что работница была своевременно предупреждена о сокращении ее штатной единицы, срок и порядок уведомления об увольнении нарушены компанией не были. Факт сокращения штата подтвержден, работнице были предложены все вакантные должности с учетом предъявляемых к ним квалификационных требований, а работница, в свою очередь, не выразила в надлежащей письменной форме согласия на занятие какой-либо из предложенных должностей.
Нормативные акты
"Отраслевое соглашение по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2024 - 2026 годы"
(утв. Минстроем России, Профессиональным союзом работников строительства и промышленности строительных материалов РФ, Общероссийским межотраслевым объединением работодателей "Российский Союз строителей" 05.04.2024)- не осуществлять прием на работу новых работников в период проведения мероприятий по сокращению численности или штата работников организации, за исключением случаев, когда работники, подлежащие увольнению, отказались от предложенной работодателем работы (вакантных рабочих мест (должностей) или их квалификация не соответствует требованиям имеющихся вакансий;
(утв. Минстроем России, Профессиональным союзом работников строительства и промышленности строительных материалов РФ, Общероссийским межотраслевым объединением работодателей "Российский Союз строителей" 05.04.2024)- не осуществлять прием на работу новых работников в период проведения мероприятий по сокращению численности или штата работников организации, за исключением случаев, когда работники, подлежащие увольнению, отказались от предложенной работодателем работы (вакантных рабочих мест (должностей) или их квалификация не соответствует требованиям имеющихся вакансий;
"Методические рекомендации по внедрению механизмов, обеспечивающих сохранение кадрового потенциала государственной гражданской службы при проведении организационно-штатных мероприятий в федеральных органах исполнительной власти"Мероприятия по профессиональному развитию в отношении гражданских служащих рекомендуется проводить, в первую очередь, в тех случаях, когда государственными органами, в которые в соответствии с разделом VII настоящих Методических рекомендаций и положениями постановления N 822 направлена информация о гражданских служащих, увольняемых из органа в связи с организационно-штатными мероприятиями, для рассмотрения на предмет предложения им для замещения вакантных должностей, имеющихся в государственном органе, представлена информация о готовности принять служащего на гражданскую службу в государственный орган в случае повышения им уровня квалификации в определенной сфере и области деятельности.
Статья: Использование позиций судебной практики в регулировании трудовых отношений на локальном уровне
(Филиппов В.Н.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)Практика Конституционного Суда РФ. Одним из сложных, но важных вопросов трудового права, к которым обращался Конституционный Суд РФ, является предложение вакансий при сокращении численности и штата. Такая обязанность работодателя предусмотрена в ч. 3 ст. 81 ТК РФ. При этом критерии предложения вакансий довольно широки: соответствие вакантной должности квалификации работника и состоянию его здоровья. В данной норме обойден стороной вопрос о предложении сокращаемым работникам в первую очередь временно свободных ставок, когда работники, их занимающие, находятся в отпуске по уходу за ребенком. По этому поводу Конституционный Суд РФ сформулировал позицию, согласно которой предложение таких вакансий - это не обязанность, но право работодателя (Определения от 17 июля 2018 г. N 1894-О и от 26 марта 2019 г. N 661-О). Фактически Суд допускает самостоятельное регулирование работодателем этого вопроса.
(Филиппов В.Н.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)Практика Конституционного Суда РФ. Одним из сложных, но важных вопросов трудового права, к которым обращался Конституционный Суд РФ, является предложение вакансий при сокращении численности и штата. Такая обязанность работодателя предусмотрена в ч. 3 ст. 81 ТК РФ. При этом критерии предложения вакансий довольно широки: соответствие вакантной должности квалификации работника и состоянию его здоровья. В данной норме обойден стороной вопрос о предложении сокращаемым работникам в первую очередь временно свободных ставок, когда работники, их занимающие, находятся в отпуске по уходу за ребенком. По этому поводу Конституционный Суд РФ сформулировал позицию, согласно которой предложение таких вакансий - это не обязанность, но право работодателя (Определения от 17 июля 2018 г. N 1894-О и от 26 марта 2019 г. N 661-О). Фактически Суд допускает самостоятельное регулирование работодателем этого вопроса.
Статья: Приостановление экономической деятельности организации и увольнение работников в связи с сокращением штата
(Болдырев В.А., Горбунов Д.В.)
("Право и экономика", 2023, N 6)Проблему соблюдения норм о предложении вакансии в случае приостановления экономической деятельности работодателя не считаем возможным рассматривать подробно, поскольку соответствующий работодатель чаще всего должен будет в первую очередь упразднить все имеющиеся вакантные должности. Однако во избежание дополнительных рисков напомним, что "работодатель обязан предлагать сокращаемому работнику имеющуюся в организации работу временного характера, даже если очевидно, что через обозримый промежуток времени ее не будет, а в штатном расписании она обозначена как введенная временно на 1 - 2 месяца" <16>. Это напоминание будет нелишним, поскольку возможна и такая ситуация, когда в связи с приостановлением деятельности организации может оказаться необходимым введение в штатное расписание новых должности или должностей, которые ранее были не нужны. Речь идет о ночных сторожах, вахтерах, разнорабочих, сантехниках и других работниках, чей труд требуется для приведения в полный порядок и обеспечения сохранности или консервации освободившихся помещений. Вероятно, в большинстве случаев работодатель предпочтет отдать такого рода функции на аутсорсинг, но, если решение сделано в пользу трудовых договоров, кандидатуры увольняемых сотрудников придется рассмотреть не просто как приоритетные, а как обязательные в силу закона, если, конечно, соответствующие навыки у них имеются.
(Болдырев В.А., Горбунов Д.В.)
("Право и экономика", 2023, N 6)Проблему соблюдения норм о предложении вакансии в случае приостановления экономической деятельности работодателя не считаем возможным рассматривать подробно, поскольку соответствующий работодатель чаще всего должен будет в первую очередь упразднить все имеющиеся вакантные должности. Однако во избежание дополнительных рисков напомним, что "работодатель обязан предлагать сокращаемому работнику имеющуюся в организации работу временного характера, даже если очевидно, что через обозримый промежуток времени ее не будет, а в штатном расписании она обозначена как введенная временно на 1 - 2 месяца" <16>. Это напоминание будет нелишним, поскольку возможна и такая ситуация, когда в связи с приостановлением деятельности организации может оказаться необходимым введение в штатное расписание новых должности или должностей, которые ранее были не нужны. Речь идет о ночных сторожах, вахтерах, разнорабочих, сантехниках и других работниках, чей труд требуется для приведения в полный порядок и обеспечения сохранности или консервации освободившихся помещений. Вероятно, в большинстве случаев работодатель предпочтет отдать такого рода функции на аутсорсинг, но, если решение сделано в пользу трудовых договоров, кандидатуры увольняемых сотрудников придется рассмотреть не просто как приоритетные, а как обязательные в силу закона, если, конечно, соответствующие навыки у них имеются.
Статья: Актуальные вопросы сокращения должностей госслужбы
(Зобова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 12)Уведомление о предложении государственному гражданскому служащему вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах с приложением списка этих вакантных должностей, подписанное представителем нанимателя или уполномоченным им лицом, вручается кадровой службой государственному гражданскому служащему под подпись не позднее чем за 25 дней до дня предстоящего увольнения в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы.
(Зобова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 12)Уведомление о предложении государственному гражданскому служащему вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах с приложением списка этих вакантных должностей, подписанное представителем нанимателя или уполномоченным им лицом, вручается кадровой службой государственному гражданскому служащему под подпись не позднее чем за 25 дней до дня предстоящего увольнения в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы.
Статья: Проблемы непоследовательности судебного правотворчества на примере определения преимущественного права оставления на работе
(Смирнов П.М.)
("Вестник Российской правовой академии", 2024, N 2)При этом многочисленные аналитические статьи правоведов по данному вопросу в большинстве своем содержат выводы о недостаточном обеспечении трудовых прав и свобод работников при реализации права работодателя на сокращение численности или штата. Однако анализ формируемой именно в последние годы судебной практики позволяет выявить противоположную тенденцию, при которой суды, исходя из необходимости защиты прав работников и оценочных категорий, выносят решения, по сути, лишающие работодателя возможности реализовать свое право на сокращение численности или штата и, как следствие, вынуждающие работодателя сохранять в штате организации неэффективную должность, необходимость в наличии которой у работодателя отсутствует. Аналогичная ситуация также складывается и по вопросам привлечения работников к дисциплинарной ответственности. В свою очередь, наличие такой судебной практики позволяет работникам злоупотреблять имеющимися у них правами. Отдельного упоминания в этой части заслуживает используемое на практике и ничем не ограниченное право работника, уведомленного о сокращении, годами открывать листы временной нетрудоспособности, меняя медицинскую организацию и лечащего врача (с периодичностью раз в две недели, чтобы не выходить на врачебную комиссию), и при этом оставаться работником организации, которому работодатель обязан предлагать все появляющиеся у него вакансии, а государство за счет средств Социального фонда оплачивать пребывание на листах временной нетрудоспособности. Причиной данной ситуации представляется недостаточное правовое регулирование и наличие правовых пробелов в нормах права, регулирующих вопросы сокращения численности или штата работников. При этом, формируя предложения о внесении изменений в ТК РФ в части совершенствования его норм, представляется необходимым исходить из того, что отношения работника и работодателя являются взаимозависимыми, а добросовестность их использования является обязательной как для одной стороны, так и для другой. В свою очередь суды, формируя судебную практику, расширяющую полномочия работника и возлагающую на работодателя новые обязанности, должны учитывать, что данная ситуация негативно отражается на соблюдении баланса интересов и защиты законных интересов работодателя, которых также необходимо защищать.
(Смирнов П.М.)
("Вестник Российской правовой академии", 2024, N 2)При этом многочисленные аналитические статьи правоведов по данному вопросу в большинстве своем содержат выводы о недостаточном обеспечении трудовых прав и свобод работников при реализации права работодателя на сокращение численности или штата. Однако анализ формируемой именно в последние годы судебной практики позволяет выявить противоположную тенденцию, при которой суды, исходя из необходимости защиты прав работников и оценочных категорий, выносят решения, по сути, лишающие работодателя возможности реализовать свое право на сокращение численности или штата и, как следствие, вынуждающие работодателя сохранять в штате организации неэффективную должность, необходимость в наличии которой у работодателя отсутствует. Аналогичная ситуация также складывается и по вопросам привлечения работников к дисциплинарной ответственности. В свою очередь, наличие такой судебной практики позволяет работникам злоупотреблять имеющимися у них правами. Отдельного упоминания в этой части заслуживает используемое на практике и ничем не ограниченное право работника, уведомленного о сокращении, годами открывать листы временной нетрудоспособности, меняя медицинскую организацию и лечащего врача (с периодичностью раз в две недели, чтобы не выходить на врачебную комиссию), и при этом оставаться работником организации, которому работодатель обязан предлагать все появляющиеся у него вакансии, а государство за счет средств Социального фонда оплачивать пребывание на листах временной нетрудоспособности. Причиной данной ситуации представляется недостаточное правовое регулирование и наличие правовых пробелов в нормах права, регулирующих вопросы сокращения численности или штата работников. При этом, формируя предложения о внесении изменений в ТК РФ в части совершенствования его норм, представляется необходимым исходить из того, что отношения работника и работодателя являются взаимозависимыми, а добросовестность их использования является обязательной как для одной стороны, так и для другой. В свою очередь суды, формируя судебную практику, расширяющую полномочия работника и возлагающую на работодателя новые обязанности, должны учитывать, что данная ситуация негативно отражается на соблюдении баланса интересов и защиты законных интересов работодателя, которых также необходимо защищать.