Обжалование решения заказчика об одностороннем отказе
Подборка наиболее важных документов по запросу Обжалование решения заказчика об одностороннем отказе (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 104 "Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""Следует также обратить внимание, что общество одновременно реализовало как свое право на обжалование решения антимонопольного органа о включении в РНП, так и на обжалование одностороннего отказа заказчика от исполнения государственного контракта. Правовые последствия удовлетворения любого из данных требований для общества будут означать обязанность исключения информации, предусмотренной частью 3 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, из реестра недобросовестных поставщиков."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 14.55 "Нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа" КоАП РФ"Поскольку Обществом, в связи с неоднократным нарушением сроков поставки товара, осуществлена его поставка не в полном объеме (поставлены носки хлопчатобумажные, не поставлены носки полушерстяные мужские/женские), 14 октября 2022 года заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое было обжаловано Обществом в арбитражный суд Приморского края. Решением указанного суда от 19 сентября 2023 года (вступившим в законную силу 30 ноября 2023 года), в иске Обществу отказано. При этом судьей арбитражного суда сделан вывод о том, что в рассматриваемом случае имела место поставка товара, не отвечающего требованиям, установленным контрактом, что является существенным нарушением его условий (т. 3 л.д. 188 - 194).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Вправе ли антимонопольный орган подготовить заключение об отсутствии оснований для включения в РНП по причине наличия судебного спора о нарушении условий договора, или антимонопольный орган обязан высказаться по существу в случае обжалования принятого заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения договора?
("Официальный сайт ФАС России", 2024)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2024
("Официальный сайт ФАС России", 2024)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2024
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Споры и обжалования по Закону N 44-ФЗ.
Может ли поставщик (подрядчик, исполнитель) взыскать убытки в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Направление сведений о подрядчике в РНП является обязанностью, предусмотренной Законом N 44-ФЗ, и не может быть признано противоправным действием. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в суде не оспорено. Противоправность поведения заказчика, причинно-следственная связь между действиями заказчика и возникновением убытков не доказаны.
Может ли поставщик (подрядчик, исполнитель) взыскать убытки в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Направление сведений о подрядчике в РНП является обязанностью, предусмотренной Законом N 44-ФЗ, и не может быть признано противоправным действием. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в суде не оспорено. Противоправность поведения заказчика, причинно-следственная связь между действиями заказчика и возникновением убытков не доказаны.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)В силу части 11 статьи 104 Закона о контрактной системе включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки, уклонившемся от заключения контракта, о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт расторгнут по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков информация, неисполнение действий, предусмотренных частью 9 данной статьи, могут быть обжалованы заинтересованным лицом в судебном порядке.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)В силу части 11 статьи 104 Закона о контрактной системе включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки, уклонившемся от заключения контракта, о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт расторгнут по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков информация, неисполнение действий, предусмотренных частью 9 данной статьи, могут быть обжалованы заинтересованным лицом в судебном порядке.
Обзор: "Односторонний отказ заказчика от госконтракта: интересные примеры из практики за 2024 - 2025 годы"
(КонсультантПлюс, 2025)По ГК РФ заказчик обязан содействовать подрядчику в работе, если это предусмотрели в договоре. В практике нередки случаи, когда исполнитель успешно оспаривал односторонний отказ, если заказчик не помогал решать сложности при исполнении контракта, например:
(КонсультантПлюс, 2025)По ГК РФ заказчик обязан содействовать подрядчику в работе, если это предусмотрели в договоре. В практике нередки случаи, когда исполнитель успешно оспаривал односторонний отказ, если заказчик не помогал решать сложности при исполнении контракта, например:
Статья: Развитие системы государственных закупок в условиях внедрения цифровых технологий
(Балтутите И.В., Аппазов Д.А.)
("Цивилист", 2022, N 1)- в области защиты прав предпринимателей - предоставить предпринимателям возможность защищать свои права путем установления закрытого перечня случаев одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта и предоставления исполнителю права обжаловать такое решение заказчика; внедрить короткую досудебную процедуру расторжения контракта.
(Балтутите И.В., Аппазов Д.А.)
("Цивилист", 2022, N 1)- в области защиты прав предпринимателей - предоставить предпринимателям возможность защищать свои права путем установления закрытого перечня случаев одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта и предоставления исполнителю права обжаловать такое решение заказчика; внедрить короткую досудебную процедуру расторжения контракта.
Статья: Проблемы правового регулирования сделок B2B
(Дургарян К.В.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 3)Во-вторых, исполнители лишены потенциальной возможности противодействовать нарушению своих прав. К примеру, соглашение с заказчиком не может быть расторгнуто по инициативе самого поставщика, ведь это действие может быть расценено в качестве злоупотребления правом по отношению к добросовестной стороне. Данное обстоятельство обусловлено тем, что в ФЗ N 44 не содержится список оснований, которые дали бы возможность расторгнуть договор в одностороннем порядке, однако подобное условие присутствует у покупателя. Если со стороны заказчика поступит подобный отказ, то информация о контрагенте сразу будет передана в Реестр недобросовестных поставщиков, что повлечет за собой невозможность его дальнейшего участия в тендерной деятельности на протяжении двух лет. Это правило породило увеличение случаев внесения в Реестр исполнителей, основанных на обращениях заказчиков. При этом, по данным статистики, далеко не все жалобы на поставщиков приводили к внесению в указанный реестр из-за необоснованности и отсутствия оснований для реального расторжения договора. Справиться с подобной ситуацией позволит предоставление поставщикам правомочия по защите своих прав, установления четкого перечня обстоятельств одностороннего отказа от сделки, а также предоставление возможности обжалования такого решения контрагентом.
(Дургарян К.В.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 3)Во-вторых, исполнители лишены потенциальной возможности противодействовать нарушению своих прав. К примеру, соглашение с заказчиком не может быть расторгнуто по инициативе самого поставщика, ведь это действие может быть расценено в качестве злоупотребления правом по отношению к добросовестной стороне. Данное обстоятельство обусловлено тем, что в ФЗ N 44 не содержится список оснований, которые дали бы возможность расторгнуть договор в одностороннем порядке, однако подобное условие присутствует у покупателя. Если со стороны заказчика поступит подобный отказ, то информация о контрагенте сразу будет передана в Реестр недобросовестных поставщиков, что повлечет за собой невозможность его дальнейшего участия в тендерной деятельности на протяжении двух лет. Это правило породило увеличение случаев внесения в Реестр исполнителей, основанных на обращениях заказчиков. При этом, по данным статистики, далеко не все жалобы на поставщиков приводили к внесению в указанный реестр из-за необоснованности и отсутствия оснований для реального расторжения договора. Справиться с подобной ситуацией позволит предоставление поставщикам правомочия по защите своих прав, установления четкого перечня обстоятельств одностороннего отказа от сделки, а также предоставление возможности обжалования такого решения контрагентом.
Готовое решение: Как контролируются закупки, проводимые по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025) Дополнение Готового решения
(КонсультантПлюс, 2025) Дополнение Готового решения
Статья: Расторжение контракта: соглашение сторон или односторонний отказ от исполнения контракта? Риски, последствия для заказчиков и исполнителей по контракту
(Милонаец О.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 10)К такой практике следует отнестись с осторожностью, поскольку приведенное решение суда не обжаловалось в вышестоящую инстанцию и носит единичный характер.
(Милонаец О.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 10)К такой практике следует отнестись с осторожностью, поскольку приведенное решение суда не обжаловалось в вышестоящую инстанцию и носит единичный характер.