Обжалование отказа в возбуждении административного дела
Подборка наиболее важных документов по запросу Обжалование отказа в возбуждении административного дела (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 15 ГК РФ расходы на оформление доверенности и оплату услуг представителя (защитника), связанные с обжалованием определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, когда жалоба удовлетворена >>>
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 29.9 "Виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении" КоАП РФТаким образом, принимая во внимание истечение годичного срока давности привлечения к административной ответственности за допущенные третьими лицами правонарушения, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований и отмены оспариваемых определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Порядок отказа в возбуждении дела об административном правонарушении
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. Порядок обжалования определения об отказе
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. Порядок обжалования определения об отказе
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)4. Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, а также определения, указанные в пункте 4 части 1 статьи 29.4, пункте 3 части 2 статьи 29.9 настоящего Кодекса, обжалуются в соответствии с правилами, установленными настоящей главой.
(ред. от 04.11.2025)4. Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, а также определения, указанные в пункте 4 части 1 статьи 29.4, пункте 3 части 2 статьи 29.9 настоящего Кодекса, обжалуются в соответствии с правилами, установленными настоящей главой.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.10.2025)62. Рассмотрение жалобы потерпевшего, являющегося физическим лицом и не имеющего статуса индивидуального предпринимателя, на определение об отказе в возбуждении в отношении юридического лица дела об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, относится к полномочиям арбитражного суда.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.10.2025)62. Рассмотрение жалобы потерпевшего, являющегося физическим лицом и не имеющего статуса индивидуального предпринимателя, на определение об отказе в возбуждении в отношении юридического лица дела об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, относится к полномочиям арбитражного суда.
Ситуация: Каков порядок обжалования действий (бездействия) сотрудника ГИБДД?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Так, если сотрудником ГИБДД неправомерно вынесено постановление по делу об административном правонарушении или определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, то обжалуется не действие (бездействие) сотрудника ГИБДД, а указанное постановление (определение) в порядке, установленном КоАП РФ (п. 3 ч. 1, ч. 4 ст. 30.1 КоАП РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Так, если сотрудником ГИБДД неправомерно вынесено постановление по делу об административном правонарушении или определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, то обжалуется не действие (бездействие) сотрудника ГИБДД, а указанное постановление (определение) в порядке, установленном КоАП РФ (п. 3 ч. 1, ч. 4 ст. 30.1 КоАП РФ).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Помимо решений и действий в порядке гл. 22 КАС РФ могут быть оспорены и некоторые виды бездействия должностных лиц при рассмотрении сообщений о совершении административных правонарушений. Проблема оспаривания такого бездействия была предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. В Постановлении этого Суда от 30.03.2021 N 9-П указано, что по обращению физического или юридического лица, содержащему данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, уполномоченное должностное лицо независимо от того, в каком порядке осуществлялась проверка изложенных в обращении фактов, по итогам которой сделан вывод о недостаточности данных для возбуждения дела об административном правонарушении, в силу п. 5 ст. 28.1 КоАП РФ выносит мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. В то же время Суд подчеркнул, что если, рассмотрев обращение, содержащее данные о наличии события административного правонарушения, и отказавшись от возбуждения дела об административном правонарушении, уполномоченное должностное лицо не вынесло об этом определение, то такой отказ в системе действующего правового регулирования подлежит оспариванию (обжалованию) в порядке, предусмотренном КАС РФ (п. 2 ч. 2 ст. 1, п. 1 ч. 1 ст. 128, гл. 22) и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (п. 2 ч. 1 ст. 29, гл. 24), в связи с несоответствием его формы требованию ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ и предполагает удовлетворение заявления о признании его незаконным в случае, если будет установлено несоблюдение формы отказа. Вместе с тем действующее правовое регулирование не препятствует физическому или юридическому лицу оспорить (обжаловать) такой фактический отказ в возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенный не в форме мотивированного определения, и по правилам гл. 30 КоАП РФ. Такой порядок позволяет при прочих равных условиях сократить время судебной или иной юрисдикционной проверки соответствующего отказа, которое необходимо для его оспаривания (обжалования) первоначально по правилам гл. 22 КАС РФ или гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а затем по правилам гл. 30 КоАП РФ или гл. 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Это важно для сохранения возможности в дальнейшем возбудить дело и рассмотреть его в пределах установленного срока давности привлечения к административной ответственности, а значит, для действенной судебной защиты прав граждан в сфере производства по делам об административных правонарушениях.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Помимо решений и действий в порядке гл. 22 КАС РФ могут быть оспорены и некоторые виды бездействия должностных лиц при рассмотрении сообщений о совершении административных правонарушений. Проблема оспаривания такого бездействия была предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. В Постановлении этого Суда от 30.03.2021 N 9-П указано, что по обращению физического или юридического лица, содержащему данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, уполномоченное должностное лицо независимо от того, в каком порядке осуществлялась проверка изложенных в обращении фактов, по итогам которой сделан вывод о недостаточности данных для возбуждения дела об административном правонарушении, в силу п. 5 ст. 28.1 КоАП РФ выносит мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. В то же время Суд подчеркнул, что если, рассмотрев обращение, содержащее данные о наличии события административного правонарушения, и отказавшись от возбуждения дела об административном правонарушении, уполномоченное должностное лицо не вынесло об этом определение, то такой отказ в системе действующего правового регулирования подлежит оспариванию (обжалованию) в порядке, предусмотренном КАС РФ (п. 2 ч. 2 ст. 1, п. 1 ч. 1 ст. 128, гл. 22) и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (п. 2 ч. 1 ст. 29, гл. 24), в связи с несоответствием его формы требованию ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ и предполагает удовлетворение заявления о признании его незаконным в случае, если будет установлено несоблюдение формы отказа. Вместе с тем действующее правовое регулирование не препятствует физическому или юридическому лицу оспорить (обжаловать) такой фактический отказ в возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенный не в форме мотивированного определения, и по правилам гл. 30 КоАП РФ. Такой порядок позволяет при прочих равных условиях сократить время судебной или иной юрисдикционной проверки соответствующего отказа, которое необходимо для его оспаривания (обжалования) первоначально по правилам гл. 22 КАС РФ или гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а затем по правилам гл. 30 КоАП РФ или гл. 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Это важно для сохранения возможности в дальнейшем возбудить дело и рассмотреть его в пределах установленного срока давности привлечения к административной ответственности, а значит, для действенной судебной защиты прав граждан в сфере производства по делам об административных правонарушениях.
Статья: Институт возбуждения дела об административном правонарушении в свете реформы контроля (надзора)
(Карицкая А.А.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2023, N 4)Пункт 9 Постановления N 336, действующий во взаимосвязи с разъяснениями федерального министерства, был расценен контрольно-надзорными органами как основание, исключающее по общему правилу возбуждение дела об административном правонарушении, связанном с нарушением обязательных требований, иначе как при выявлении признаков такого правонарушения в ходе контрольного (надзорного) мероприятия, что в условиях введенных Правительством РФ существенных ограничений в части назначения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, внеплановых проверок рассматривалось в качестве препятствия для привлечения к административной ответственности даже в тех случаях, когда для этого имелись материальные основания (т.е. выявленные за рамками контрольно-надзорной деятельности обстоятельства, указывающие на наличие состава административного правонарушения) <25>. Однако суды в делах об оспаривании определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, напротив, нередко придерживались подхода, предполагающего, что само по себе наличие Постановления N 336 и непроведение контрольных (надзорных) мероприятий не являются основанием, исключающим возможность возбуждения дела об административном правонарушении <26>, например в случае выявления нарушений обязательных требований не по результатам контрольных (надзорных) мероприятий <27>.
(Карицкая А.А.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2023, N 4)Пункт 9 Постановления N 336, действующий во взаимосвязи с разъяснениями федерального министерства, был расценен контрольно-надзорными органами как основание, исключающее по общему правилу возбуждение дела об административном правонарушении, связанном с нарушением обязательных требований, иначе как при выявлении признаков такого правонарушения в ходе контрольного (надзорного) мероприятия, что в условиях введенных Правительством РФ существенных ограничений в части назначения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, внеплановых проверок рассматривалось в качестве препятствия для привлечения к административной ответственности даже в тех случаях, когда для этого имелись материальные основания (т.е. выявленные за рамками контрольно-надзорной деятельности обстоятельства, указывающие на наличие состава административного правонарушения) <25>. Однако суды в делах об оспаривании определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, напротив, нередко придерживались подхода, предполагающего, что само по себе наличие Постановления N 336 и непроведение контрольных (надзорных) мероприятий не являются основанием, исключающим возможность возбуждения дела об административном правонарушении <26>, например в случае выявления нарушений обязательных требований не по результатам контрольных (надзорных) мероприятий <27>.
Вопрос: Какой порядок обжалования постановления по делу об административном правонарушении и определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении?
("Официальный сайт Минюста России", 2023)"Официальный сайт Минюста России https://minjust.gov.ru", 2023
("Официальный сайт Минюста России", 2023)"Официальный сайт Минюста России https://minjust.gov.ru", 2023