Обжалование актов прокурОрского реагирования
Подборка наиболее важных документов по запросу Обжалование актов прокурОрского реагирования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Муниципальный контроль в сфере благоустройства
(КонсультантПлюс, 2025)...принимая во внимание, что отсутствие указанного правового акта влечет правовую неопределенность в организации и осуществлении муниципального контроля за соблюдением Правил благоустройства, создает возможность нарушения прав хозяйствующих субъектов, суды... удовлетворили заявленное требование, признав незаконным оспариваемое бездействие администрации...
(КонсультантПлюс, 2025)...принимая во внимание, что отсутствие указанного правового акта влечет правовую неопределенность в организации и осуществлении муниципального контроля за соблюдением Правил благоустройства, создает возможность нарушения прав хозяйствующих субъектов, суды... удовлетворили заявленное требование, признав незаконным оспариваемое бездействие администрации...
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Городское поселение
(КонсультантПлюс, 2025)...направлено обращение... природоохранному прокурору... о принятии мер прокурорского реагирования в связи с неисполнением АМО ГП... обязанности по уборке несанкционированной свалки бытовых отходов на земельном участке, расположенном на землях населенного пункта...
(КонсультантПлюс, 2025)...направлено обращение... природоохранному прокурору... о принятии мер прокурорского реагирования в связи с неисполнением АМО ГП... обязанности по уборке несанкционированной свалки бытовых отходов на земельном участке, расположенном на землях населенного пункта...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Постановление Пленума ВАС РФ от 23.03.2012 N 15
(ред. от 25.01.2013)
"О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе"7. Применительно к части 4 статьи 198 АПК РФ течение срока подачи прокурором заявления об оспаривании ненормативного правового акта, затрагивающего интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы, начинается со дня издания такого акта. Пропущенный прокурором срок подачи заявления об оспаривании ненормативного правового акта может быть восстановлен судом по ходатайству прокурора, если причины пропуска срока были уважительными, в частности если прокурор до истечения указанного срока или в иной разумный срок предпринимал меры прокурорского реагирования для выявления и устранения нарушений прав неопределенного круга лиц или иных публичных интересов либо не имел возможности, действуя в пределах своих полномочий, выявить указанные нарушения в установленный срок.
(ред. от 25.01.2013)
"О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе"7. Применительно к части 4 статьи 198 АПК РФ течение срока подачи прокурором заявления об оспаривании ненормативного правового акта, затрагивающего интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы, начинается со дня издания такого акта. Пропущенный прокурором срок подачи заявления об оспаривании ненормативного правового акта может быть восстановлен судом по ходатайству прокурора, если причины пропуска срока были уважительными, в частности если прокурор до истечения указанного срока или в иной разумный срок предпринимал меры прокурорского реагирования для выявления и устранения нарушений прав неопределенного круга лиц или иных публичных интересов либо не имел возможности, действуя в пределах своих полномочий, выявить указанные нарушения в установленный срок.
"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 7 (2021)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)Осуществление мер прокурорского реагирования
(подготовлен Верховным Судом РФ)Осуществление мер прокурорского реагирования
Статья: Прокурорская проверка: правовой и практический аспекты
(Бывальцева С.Г., Байрамов Б.Б.)
("Законность", 2021, N 9)В другом же подобном случае вышестоящей судебной инстанцией применение мер прокурорского реагирования было признано законным и отмечено, что доводы жалобы о ненадлежащем уведомлении о проведении прокуратурой проверки ГБУ РО "Ростовская областная станция по борьбе с болезнями животных", в которой оспаривалось бездействие прокурора Багаевского района Ростовской области по ненаправлению решения о проведении проверки (решение не было вынесено), являются несостоятельными, поскольку в адрес административного истца прокуратурой 29 августа 2019 г., в день фактического начала проведения проверки, направлено требование, из содержания которого следует, что до сведения руководства этого учреждения доведены в соответствии с п. 3 ст. 21 Закона о прокуратуре цель, основания и предмет проверки <3>.
(Бывальцева С.Г., Байрамов Б.Б.)
("Законность", 2021, N 9)В другом же подобном случае вышестоящей судебной инстанцией применение мер прокурорского реагирования было признано законным и отмечено, что доводы жалобы о ненадлежащем уведомлении о проведении прокуратурой проверки ГБУ РО "Ростовская областная станция по борьбе с болезнями животных", в которой оспаривалось бездействие прокурора Багаевского района Ростовской области по ненаправлению решения о проведении проверки (решение не было вынесено), являются несостоятельными, поскольку в адрес административного истца прокуратурой 29 августа 2019 г., в день фактического начала проведения проверки, направлено требование, из содержания которого следует, что до сведения руководства этого учреждения доведены в соответствии с п. 3 ст. 21 Закона о прокуратуре цель, основания и предмет проверки <3>.
Статья: Отписка как нарушение законодательства Российской Федерации о порядке рассмотрения обращений граждан: постановка проблемы
(Глухов Е.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2020, N 4)К сожалению, и обжаловать в суде отписки чиновников весьма проблематично. Материалы судебной практики пестрят такими же формальными постановлениями судов, как и сами обжалуемые ответы. Так, заявитель оспорил в суде ответ прокурора, с которым был не согласен. Суд в решении указал, что "оценка действий (бездействия) прокурора по осуществлению его права на применение либо неприменение мер прокурорского реагирования не входит в компетенцию суда. В противном случае это означало бы лишение органов прокуратуры самостоятельности в решении подведомственных им вопросов" <14>. В другом деле тот же суд указал: "Требования заявителя о признании ответа Управления... отпиской не основаны на законе, так как действующее законодательство не содержит в себе такого правового понятия" <15>. По мнению другого суда, "действующее законодательство не предусматривает возможность обжалования содержания ответов на обращения граждан в случае их несогласия с ними. Пункт 4 ст. 5 Закона об обращениях предусматривает право граждан обжаловать только принятое по обращению решение или действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения, но не содержание ответа" <16>.
(Глухов Е.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2020, N 4)К сожалению, и обжаловать в суде отписки чиновников весьма проблематично. Материалы судебной практики пестрят такими же формальными постановлениями судов, как и сами обжалуемые ответы. Так, заявитель оспорил в суде ответ прокурора, с которым был не согласен. Суд в решении указал, что "оценка действий (бездействия) прокурора по осуществлению его права на применение либо неприменение мер прокурорского реагирования не входит в компетенцию суда. В противном случае это означало бы лишение органов прокуратуры самостоятельности в решении подведомственных им вопросов" <14>. В другом деле тот же суд указал: "Требования заявителя о признании ответа Управления... отпиской не основаны на законе, так как действующее законодательство не содержит в себе такого правового понятия" <15>. По мнению другого суда, "действующее законодательство не предусматривает возможность обжалования содержания ответов на обращения граждан в случае их несогласия с ними. Пункт 4 ст. 5 Закона об обращениях предусматривает право граждан обжаловать только принятое по обращению решение или действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения, но не содержание ответа" <16>.
Статья: К вопросу об оспаривании прокурором сделок в делах о несостоятельности (банкротстве)
(Серобаба И.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 11)Прокурором могут быть приняты несудебные меры реагирования к конкурсному управляющему, кредиторам и иным участникам судебного разбирательства, защищающим публичный интерес, но принятие данных мер, которые в конечном счете могут быть сведены к привлечению виновных лиц к административной ответственности за неисполнение законных требований прокурора (ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), не является гарантией конечного результата в виде фактического инициирования поднадзорными лицами обособленного спора об оспаривании сделки должника и применении последствий ее недействительности. Такие меры не являются также гарантией последующего активного процессуального поведения поднадзорных прокурору участников разбирательства в деле о несостоятельности (банкротстве) в случае инициирования такого обособленного спора. В период принятия комплекса надзорных мер прокурорского реагирования могут истечь сроки исковой давности.
(Серобаба И.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 11)Прокурором могут быть приняты несудебные меры реагирования к конкурсному управляющему, кредиторам и иным участникам судебного разбирательства, защищающим публичный интерес, но принятие данных мер, которые в конечном счете могут быть сведены к привлечению виновных лиц к административной ответственности за неисполнение законных требований прокурора (ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), не является гарантией конечного результата в виде фактического инициирования поднадзорными лицами обособленного спора об оспаривании сделки должника и применении последствий ее недействительности. Такие меры не являются также гарантией последующего активного процессуального поведения поднадзорных прокурору участников разбирательства в деле о несостоятельности (банкротстве) в случае инициирования такого обособленного спора. В период принятия комплекса надзорных мер прокурорского реагирования могут истечь сроки исковой давности.
Статья: Применение прокурорами процессуальных средств при обеспечении законности правовых актов
(Маматов М.В., Маслов И.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2023, N 1)Встречаются случаи, когда прокуроры участвуют в рассмотрении судами административных дел, по которым иные лица оспаривают те положения нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, корректировка которых была осуществлена во исполнение внесудебных актов прокурорского реагирования.
(Маматов М.В., Маслов И.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2023, N 1)Встречаются случаи, когда прокуроры участвуют в рассмотрении судами административных дел, по которым иные лица оспаривают те положения нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, корректировка которых была осуществлена во исполнение внесудебных актов прокурорского реагирования.
Статья: Прокурор в гражданском, административном и арбитражном судопроизводстве
(Синельщиков Ю.П.)
("Законность", 2025, N 10)Одним из наиболее кардинально измененных институтов в ГПК РФ применительно к статусу прокурора по сравнению с ГПК РСФСР оказался институт кассационного, надзорного обжалования в Верховном Суде РФ (§ 2 гл. 41, гл. 41.1 ГПК РФ). Полномочия прокурора законодателем сведены, по существу, к представительским функциям. Акт прокурорского реагирования - кассационное, надзорное представление, даже если он подписан Генеральным прокурором РФ - по всем параметрам приравнен к жалобе гражданина. В соответствии со ст. 390.7, 391.5 ГПК представление передается на рассмотрение одному из судей, который единолично принимает решение об истребовании дела и в дальнейшем о передаче (или об отказе в передаче) дела с представлением для рассмотрения по существу в суд кассационной, надзорной инстанции. Решение по представлению принимается не коллегиальным органом, а единолично судьей. Все прокурорские представления, по нашему мнению, должны рассматриваться по существу непосредственно кассационной, надзорной инстанцией, минуя какие-либо предварительные этапы.
(Синельщиков Ю.П.)
("Законность", 2025, N 10)Одним из наиболее кардинально измененных институтов в ГПК РФ применительно к статусу прокурора по сравнению с ГПК РСФСР оказался институт кассационного, надзорного обжалования в Верховном Суде РФ (§ 2 гл. 41, гл. 41.1 ГПК РФ). Полномочия прокурора законодателем сведены, по существу, к представительским функциям. Акт прокурорского реагирования - кассационное, надзорное представление, даже если он подписан Генеральным прокурором РФ - по всем параметрам приравнен к жалобе гражданина. В соответствии со ст. 390.7, 391.5 ГПК представление передается на рассмотрение одному из судей, который единолично принимает решение об истребовании дела и в дальнейшем о передаче (или об отказе в передаче) дела с представлением для рассмотрения по существу в суд кассационной, надзорной инстанции. Решение по представлению принимается не коллегиальным органом, а единолично судьей. Все прокурорские представления, по нашему мнению, должны рассматриваться по существу непосредственно кассационной, надзорной инстанцией, минуя какие-либо предварительные этапы.
Статья: Протест как акт прокурорского реагирования вне уголовно-правовой сферы в странах СНГ (сравнительно-правовой аспект)
(Магомедов Ш.М.)
("Современное право", 2024, N 9)6. Мирошниченко М.Н. Участие прокуроров в рассмотрении судами дел об оспаривании актов прокурорского реагирования / М.Н. Мирошниченко // Законность. 2023. N 1. С. 10 - 14.
(Магомедов Ш.М.)
("Современное право", 2024, N 9)6. Мирошниченко М.Н. Участие прокуроров в рассмотрении судами дел об оспаривании актов прокурорского реагирования / М.Н. Мирошниченко // Законность. 2023. N 1. С. 10 - 14.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)- результаты обжалования действий и решений должностных лиц органов надзорной деятельности МЧС России в административном или судебном порядке и иные материалы судебной практики;
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)- результаты обжалования действий и решений должностных лиц органов надзорной деятельности МЧС России в административном или судебном порядке и иные материалы судебной практики;
Статья: О праве дознавателя на обжалование: видение законодателя и реалии правоприменения
(Милованов П.П.)
("Уголовное судопроизводство", 2022, N 4)В-четвертых, ведя речь о реагировании прокурора на обжалование дознавателем письменных указаний начальника органа дознания, следует исходить из того, что в силу п. 8 Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 24 августа 2021 г. N 487 прокурорам предписывается необходимость вынесения постановления по результатам рассмотрения жалобы в порядке ст. 124 УПК РФ, в котором должны содержаться: доводы заявителя, их анализ и принятое решение с указанием мотива и оснований, по которым доводы принимаются либо отвергаются <2>. В этой связи автор обращается к позиции Конституционного Суда РФ, который в своих судебных актах неоднократно указывал, что при рассмотрении жалобы закон не допускает отказа от исследования и оценки всех доводов, а также мотивировки решений путем указания на конкретные с точки зрения принципа разумности основания, по которым эти доводы отвергаются <3>. Порядок рассмотрения прокурором жалобы, в том числе и дознавателя, определен в ст. 124 УПК РФ, а вот особенности процедуры рассмотрения жалобы начальником органа дознания нормами уголовно-процессуального закона не регламентированы. В связи с этим предлагается применять порядок, аналогичный тому, что осуществляется с участием прокурора, прежде всего в части сроков рассмотрения жалобы, на что также обращают внимание А.С. Александров и И.В. Круглов <4>.
(Милованов П.П.)
("Уголовное судопроизводство", 2022, N 4)В-четвертых, ведя речь о реагировании прокурора на обжалование дознавателем письменных указаний начальника органа дознания, следует исходить из того, что в силу п. 8 Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 24 августа 2021 г. N 487 прокурорам предписывается необходимость вынесения постановления по результатам рассмотрения жалобы в порядке ст. 124 УПК РФ, в котором должны содержаться: доводы заявителя, их анализ и принятое решение с указанием мотива и оснований, по которым доводы принимаются либо отвергаются <2>. В этой связи автор обращается к позиции Конституционного Суда РФ, который в своих судебных актах неоднократно указывал, что при рассмотрении жалобы закон не допускает отказа от исследования и оценки всех доводов, а также мотивировки решений путем указания на конкретные с точки зрения принципа разумности основания, по которым эти доводы отвергаются <3>. Порядок рассмотрения прокурором жалобы, в том числе и дознавателя, определен в ст. 124 УПК РФ, а вот особенности процедуры рассмотрения жалобы начальником органа дознания нормами уголовно-процессуального закона не регламентированы. В связи с этим предлагается применять порядок, аналогичный тому, что осуществляется с участием прокурора, прежде всего в части сроков рассмотрения жалобы, на что также обращают внимание А.С. Александров и И.В. Круглов <4>.
Статья: О проблемных аспектах реализации полномочий прокурора в производстве по делу об административном правонарушении
(Кошелев Д.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)Без заключения прокурора сложно судить о законности проведенных мероприятий по контролю, которые были согласованы с органами прокуратуры, а впоследствии по материалам которых были возбуждены дела об административных правонарушениях. Не исключено, что отдельные проверки были проведены небезупречно контролирующими (надзорными) органами, по этим фактам могли быть вынесены акты прокурорского реагирования, возможна вне- и судебная перспектива оспаривания в отношении актов проверок, предостережений, предписаний, принятых по результатам проверочных мероприятий, с участием прокурора.
(Кошелев Д.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)Без заключения прокурора сложно судить о законности проведенных мероприятий по контролю, которые были согласованы с органами прокуратуры, а впоследствии по материалам которых были возбуждены дела об административных правонарушениях. Не исключено, что отдельные проверки были проведены небезупречно контролирующими (надзорными) органами, по этим фактам могли быть вынесены акты прокурорского реагирования, возможна вне- и судебная перспектива оспаривания в отношении актов проверок, предостережений, предписаний, принятых по результатам проверочных мероприятий, с участием прокурора.
Статья: Акт прокурорской проверки как доказательство факта нарушения законов в сфере использования и охраны особо охраняемых природных территорий
(Бердинских С.В.)
("Законность", 2023, N 2)Например, средства реагирования и/или изложенные в них требования могут стать предметом оценки судов общей юрисдикции (арбитражных судов) при их обжаловании заинтересованными лицами; при рассмотрении исков (административных исков) прокуроров об обязании исполнить требования (при отклонении и/или фактическом неисполнении средства реагирования), при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ в случае неисполнения требований прокурора, изложенных в средствах реагирования.
(Бердинских С.В.)
("Законность", 2023, N 2)Например, средства реагирования и/или изложенные в них требования могут стать предметом оценки судов общей юрисдикции (арбитражных судов) при их обжаловании заинтересованными лицами; при рассмотрении исков (административных исков) прокуроров об обязании исполнить требования (при отклонении и/или фактическом неисполнении средства реагирования), при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ в случае неисполнения требований прокурора, изложенных в средствах реагирования.