Обязанности депутата муниципального образования

Подборка наиболее важных документов по запросу Обязанности депутата муниципального образования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 40 "Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления" Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации""Таким образом, из указанных положений закона следует, что решение о досрочном прекращении полномочий депутата принимает представительный орган муниципального образования, основанием для прекращения полномочий является получение представительным органом сведений о неисполнении обязанностей, установленных, в том числе Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"."
Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2022 N 18-КАД22-49-К4
Требование: О признании незаконными действий, решений совета депутатов сельского поселения, обязании совершить действия.
Обстоятельства: Прокурор внес в совет депутатов представление о решении вопроса о досрочном прекращении полномочий главы сельского поселения, указав на невыполнение им требований законодательства о противодействии коррупции. Решением совета депутатов глава удален в отставку по собственному желанию.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, так как суд первой инстанции не применил нормы материального права, подлежащие применению, не уточнил требования прокурора, что повлекло принятие неисполнимого судебного акта, суды апелляционной и кассационной инстанций нарушения не устранили.
Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, является формой осуществления народом своей власти, самостоятельно и под свою ответственность решает населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросы местного значения (статья 1 Федерального закона N 131-ФЗ), следовательно, возложение судом на Совет депутатов обязанности принять решение конкретного содержания представляет собой вмешательство в компетенцию представительного органа муниципального образования, тем более что прекращение полномочий занимающего муниципальную должность лица при наличии к тому оснований не исключается судебным порядком.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Обязанности депутатов представительного органа местного самоуправления как необходимый элемент эффективной системы местного самоуправления Российской Федерации
(Никитин П.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2020, N 7)
Ни Федеральный закон N 131-ФЗ, ни законы субъектов Российской Федерации, регламентирующие элементы статуса депутатов представительных органов местного самоуправления, ни уставы муниципальных образований не определяют обязанности депутатов.
Статья: Правовая основа статуса депутата представительного органа муниципального образования
(Нудненко Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2019, N 5)
В Федеральном законе 2003 г. N 131 не сформулированы основные формы деятельности депутатов муниципальных образований, не названы их права и обязанности на сессии, во внутренних вспомогательных и руководящих органах, депутатских объединениях представительного органа муниципального образования, в избирательном округе. Этот недостаток мог быть преодолен путем принятия федерального закона, посвященного статусу депутата представительного органа муниципального образования. И попытка принятия такого федерального закона имела место. В Государственную Думу Федерального Собрания РФ вносился проект федерального закона "Об основах статуса выборного лица местного самоуправления в Российской Федерации", который был отклонен Президентом РФ в 2000 г. <7>. К проекту названного федерального закона впоследствии не возвращались.

Нормативные акты

Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ
(ред. от 19.12.2023)
"О противодействии коррупции"
4.2. Если иное не установлено федеральным законом, граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, и лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Лицо, замещающее муниципальную должность депутата представительного органа муниципального образования и осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе, представляет указанные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата. Лицо, замещающее муниципальную должность депутата представительного органа муниципального образования и осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе, в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", представляет сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае, если в течение отчетного периода сделки, предусмотренные частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", общая сумма которых превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, не совершались, лицо, замещающее муниципальную должность депутата представительного органа муниципального образования и осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе, сообщает об этом высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Обеспечение доступа к информации о представляемых лицами, замещающими муниципальные должности депутата представительного органа муниципального образования, сведениях о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, к информации о представлении такими лицами заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера осуществляется в соответствии с федеральными законами, указами Президента Российской Федерации. Обобщенная информация об исполнении (ненадлежащем исполнении) лицами, замещающими муниципальные должности депутата представительного органа муниципального образования, обязанности представить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера размещается на официальных сайтах органов местного самоуправления (при условии отсутствия в такой информации персональных данных, позволяющих идентифицировать соответствующее лицо, и данных, позволяющих индивидуализировать имущество, принадлежащее соответствующему лицу) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. К лицам, замещающим муниципальные должности депутата представительного органа муниципального образования, правила части 4.3 настоящей статьи не применяются.