Обязанности депутата муниципального образования
Подборка наиболее важных документов по запросу Обязанности депутата муниципального образования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 40 "Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления" Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации""Таким образом, из указанных положений закона следует, что решение о досрочном прекращении полномочий депутата принимает представительный орган муниципального образования, основанием для прекращения полномочий является получение представительным органом сведений о неисполнении обязанностей, установленных, в том числе Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"."
Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2022 N 18-КАД22-49-К4
Требование: О признании незаконными действий, решений совета депутатов сельского поселения, обязании совершить действия.
Обстоятельства: Прокурор внес в совет депутатов представление о решении вопроса о досрочном прекращении полномочий главы сельского поселения, указав на невыполнение им требований законодательства о противодействии коррупции. Решением совета депутатов глава удален в отставку по собственному желанию.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, так как суд первой инстанции не применил нормы материального права, подлежащие применению, не уточнил требования прокурора, что повлекло принятие неисполнимого судебного акта, суды апелляционной и кассационной инстанций нарушения не устранили.Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, является формой осуществления народом своей власти, самостоятельно и под свою ответственность решает населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросы местного значения (статья 1 Федерального закона N 131-ФЗ), следовательно, возложение судом на Совет депутатов обязанности принять решение конкретного содержания представляет собой вмешательство в компетенцию представительного органа муниципального образования, тем более что прекращение полномочий занимающего муниципальную должность лица при наличии к тому оснований не исключается судебным порядком.
Требование: О признании незаконными действий, решений совета депутатов сельского поселения, обязании совершить действия.
Обстоятельства: Прокурор внес в совет депутатов представление о решении вопроса о досрочном прекращении полномочий главы сельского поселения, указав на невыполнение им требований законодательства о противодействии коррупции. Решением совета депутатов глава удален в отставку по собственному желанию.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, так как суд первой инстанции не применил нормы материального права, подлежащие применению, не уточнил требования прокурора, что повлекло принятие неисполнимого судебного акта, суды апелляционной и кассационной инстанций нарушения не устранили.Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, является формой осуществления народом своей власти, самостоятельно и под свою ответственность решает населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросы местного значения (статья 1 Федерального закона N 131-ФЗ), следовательно, возложение судом на Совет депутатов обязанности принять решение конкретного содержания представляет собой вмешательство в компетенцию представительного органа муниципального образования, тем более что прекращение полномочий занимающего муниципальную должность лица при наличии к тому оснований не исключается судебным порядком.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обязанности депутатов представительного органа местного самоуправления как необходимый элемент эффективной системы местного самоуправления Российской Федерации
(Никитин П.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2020, N 7)Ни Федеральный закон N 131-ФЗ, ни законы субъектов Российской Федерации, регламентирующие элементы статуса депутатов представительных органов местного самоуправления, ни уставы муниципальных образований не определяют обязанности депутатов.
(Никитин П.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2020, N 7)Ни Федеральный закон N 131-ФЗ, ни законы субъектов Российской Федерации, регламентирующие элементы статуса депутатов представительных органов местного самоуправления, ни уставы муниципальных образований не определяют обязанности депутатов.
Статья: Правовая основа статуса депутата представительного органа муниципального образования
(Нудненко Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2019, N 5)В Федеральном законе 2003 г. N 131 не сформулированы основные формы деятельности депутатов муниципальных образований, не названы их права и обязанности на сессии, во внутренних вспомогательных и руководящих органах, депутатских объединениях представительного органа муниципального образования, в избирательном округе. Этот недостаток мог быть преодолен путем принятия федерального закона, посвященного статусу депутата представительного органа муниципального образования. И попытка принятия такого федерального закона имела место. В Государственную Думу Федерального Собрания РФ вносился проект федерального закона "Об основах статуса выборного лица местного самоуправления в Российской Федерации", который был отклонен Президентом РФ в 2000 г. <7>. К проекту названного федерального закона впоследствии не возвращались.
(Нудненко Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2019, N 5)В Федеральном законе 2003 г. N 131 не сформулированы основные формы деятельности депутатов муниципальных образований, не названы их права и обязанности на сессии, во внутренних вспомогательных и руководящих органах, депутатских объединениях представительного органа муниципального образования, в избирательном округе. Этот недостаток мог быть преодолен путем принятия федерального закона, посвященного статусу депутата представительного органа муниципального образования. И попытка принятия такого федерального закона имела место. В Государственную Думу Федерального Собрания РФ вносился проект федерального закона "Об основах статуса выборного лица местного самоуправления в Российской Федерации", который был отклонен Президентом РФ в 2000 г. <7>. К проекту названного федерального закона впоследствии не возвращались.
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ
(ред. от 19.12.2023)
"О противодействии коррупции"4.2. Если иное не установлено федеральным законом, граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, и лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Лицо, замещающее муниципальную должность депутата представительного органа муниципального образования и осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе, представляет указанные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата. Лицо, замещающее муниципальную должность депутата представительного органа муниципального образования и осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе, в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", представляет сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае, если в течение отчетного периода сделки, предусмотренные частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", общая сумма которых превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, не совершались, лицо, замещающее муниципальную должность депутата представительного органа муниципального образования и осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе, сообщает об этом высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Обеспечение доступа к информации о представляемых лицами, замещающими муниципальные должности депутата представительного органа муниципального образования, сведениях о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, к информации о представлении такими лицами заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера осуществляется в соответствии с федеральными законами, указами Президента Российской Федерации. Обобщенная информация об исполнении (ненадлежащем исполнении) лицами, замещающими муниципальные должности депутата представительного органа муниципального образования, обязанности представить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера размещается на официальных сайтах органов местного самоуправления (при условии отсутствия в такой информации персональных данных, позволяющих идентифицировать соответствующее лицо, и данных, позволяющих индивидуализировать имущество, принадлежащее соответствующему лицу) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. К лицам, замещающим муниципальные должности депутата представительного органа муниципального образования, правила части 4.3 настоящей статьи не применяются.
(ред. от 19.12.2023)
"О противодействии коррупции"4.2. Если иное не установлено федеральным законом, граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, и лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Лицо, замещающее муниципальную должность депутата представительного органа муниципального образования и осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе, представляет указанные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата. Лицо, замещающее муниципальную должность депутата представительного органа муниципального образования и осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе, в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", представляет сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае, если в течение отчетного периода сделки, предусмотренные частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", общая сумма которых превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, не совершались, лицо, замещающее муниципальную должность депутата представительного органа муниципального образования и осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе, сообщает об этом высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Обеспечение доступа к информации о представляемых лицами, замещающими муниципальные должности депутата представительного органа муниципального образования, сведениях о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, к информации о представлении такими лицами заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера осуществляется в соответствии с федеральными законами, указами Президента Российской Федерации. Обобщенная информация об исполнении (ненадлежащем исполнении) лицами, замещающими муниципальные должности депутата представительного органа муниципального образования, обязанности представить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера размещается на официальных сайтах органов местного самоуправления (при условии отсутствия в такой информации персональных данных, позволяющих идентифицировать соответствующее лицо, и данных, позволяющих индивидуализировать имущество, принадлежащее соответствующему лицу) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. К лицам, замещающим муниципальные должности депутата представительного органа муниципального образования, правила части 4.3 настоящей статьи не применяются.