Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает
Подборка наиболее важных документов по запросу Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 169 "Взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме" ЖК РФ"Доводы кассационной жалобы о том, что обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт не возникла ввиду отсутствия договорных отношений основаны на неправильном толковании действующего законодательства, поскольку обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома установлена статьей 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями части 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 171 "Особенности уплаты взносов на капитальный ремонт" ЖК РФ"Действительно, ч. 3 ст. 171 ЖК РФ предусмотрена оплата взносов на капитальный ремонт на основании платежных документов, предоставляемым региональным оператором. Вместе с тем, обязанность по уплате таких взносов и сроки их внесения установлены непосредственно ЖК РФ, следовательно, собственник помещений в многоквартирном доме обязан уплачивать взносы и в отсутствие платежных документов. Предоставление документа на оплату не является условием, при выполнении которого у собственника помещения возникает обязанность по оплате взноса на капитальный ремонт, поскольку законодательство связывает возникновение таковой с истечением определенного периода времени (ч. 3 ст. 169 ЖК РФ).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как финансируется капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обязанность уплачивать взносы на капитальный ремонт возникает у собственников помещений по истечении не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована региональная программа, в которую включен дом. Точный срок устанавливается законом субъекта РФ (ч. 3 ст. 169 ЖК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обязанность уплачивать взносы на капитальный ремонт возникает у собственников помещений по истечении не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована региональная программа, в которую включен дом. Точный срок устанавливается законом субъекта РФ (ч. 3 ст. 169 ЖК РФ).
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)3. Согласно ч. 3 ст. 169 ЖК РФ, обязанность уплачивать взносы на капитальный ремонт возникает у собственников помещений по истечении не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована региональная программа, в которую включен дом. Исключение составляют случаи, установленные ч. 5.1 и ч. 5.2 ст. 170 ЖК РФ (см. комментарий к ним).
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)3. Согласно ч. 3 ст. 169 ЖК РФ, обязанность уплачивать взносы на капитальный ремонт возникает у собственников помещений по истечении не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована региональная программа, в которую включен дом. Исключение составляют случаи, установленные ч. 5.1 и ч. 5.2 ст. 170 ЖК РФ (см. комментарий к ним).
Нормативные акты
"Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)3. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частями 5.1 и 5.2 статьи 170 настоящего Кодекса.
(ред. от 04.11.2025)3. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частями 5.1 и 5.2 статьи 170 настоящего Кодекса.
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2022 года"Указанные законоположения являлись предметом рассмотрения в той мере, в какой они служат основанием для решения вопроса о моменте возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в секции многоквартирного дома, которая введена в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и сведения о которой отражены в региональной программе при актуализации таковой, притом что дом включен в региональную программу ранее исходя из даты ввода в эксплуатацию другой его секции.
Статья: "Нет ничего важнее мелочей", или Проблемы исполнения решений Конституционного Суда РФ
(Дудко И.А.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 1)При пересмотре решений судов после конституционного судопроизводства нерешенной осталась проблема исчисления сроков для подачи заявлений о пересмотре в случае введения особого порядка исполнения постановления. В некоторых постановлениях Суд указывает, что решения по делу заявителя подлежат пересмотру "после внесения в действующее правовое регулирование необходимых изменений во исполнение настоящего постановления". Например, так было в случае решения вопроса о моменте возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников квартир в секционном многоквартирном доме <70>. Если сроки принятия соответствующих изменений затягиваются, пересмотр не осуществляется долгое время. Суд приводит примеры, когда суды отказывают в удовлетворении заявлений о пересмотре решения лица, по делу которого вынесено постановление, по причине отсутствия регулирования <71>. Разумно считать, что срок подачи заявления о пересмотре решений по новым обстоятельствам в соответствии с пунктом 5 статьи 395 ГПК РФ следует отсчитывать с даты вступления в силу необходимых во исполнение постановления Конституционного Суда изменений, если Суд в своем постановлении указывает на необходимость пересмотра решений после приведения законодательства в соответствие с Конституцией РФ во исполнение постановления. Решение этого вопроса до сих пор отсутствует в процессуальных законах.
(Дудко И.А.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 1)При пересмотре решений судов после конституционного судопроизводства нерешенной осталась проблема исчисления сроков для подачи заявлений о пересмотре в случае введения особого порядка исполнения постановления. В некоторых постановлениях Суд указывает, что решения по делу заявителя подлежат пересмотру "после внесения в действующее правовое регулирование необходимых изменений во исполнение настоящего постановления". Например, так было в случае решения вопроса о моменте возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников квартир в секционном многоквартирном доме <70>. Если сроки принятия соответствующих изменений затягиваются, пересмотр не осуществляется долгое время. Суд приводит примеры, когда суды отказывают в удовлетворении заявлений о пересмотре решения лица, по делу которого вынесено постановление, по причине отсутствия регулирования <71>. Разумно считать, что срок подачи заявления о пересмотре решений по новым обстоятельствам в соответствии с пунктом 5 статьи 395 ГПК РФ следует отсчитывать с даты вступления в силу необходимых во исполнение постановления Конституционного Суда изменений, если Суд в своем постановлении указывает на необходимость пересмотра решений после приведения законодательства в соответствие с Конституцией РФ во исполнение постановления. Решение этого вопроса до сих пор отсутствует в процессуальных законах.