Обстоятельства подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении
Подборка наиболее важных документов по запросу Обстоятельства подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Время (дата) совершения административного правонарушения
(КонсультантПлюс, 2025)Время (дата) и место совершения административного правонарушения относится к событию административного правонарушения, входит в предмет доказывания и является обстоятельством, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении
(КонсультантПлюс, 2025)Время (дата) и место совершения административного правонарушения относится к событию административного правонарушения, входит в предмет доказывания и является обстоятельством, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 26.1 "Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении" КоАП РФСТАТЬЯ 26.1 "ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИЕ ВЫЯСНЕНИЮ
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Административное правонарушение: понятие, признаки, состав
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Наличие события административного правонарушения является одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении (п. 1 ст. 26.1 КоАП РФ), равно как и состав административного правонарушения (п. п. 2, 3 ст. 26.1 КоАП РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Наличие события административного правонарушения является одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении (п. 1 ст. 26.1 КоАП РФ), равно как и состав административного правонарушения (п. п. 2, 3 ст. 26.1 КоАП РФ).
Статья: Административная ответственность
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)От административной ответственности также освобождается физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики (ст. 2.8 КоАП РФ). В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие), является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении; установление психического состояния лица в момент совершения правонарушения входит в предмет доказывания и относится к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении (Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 17.06.2024 N 16-3495/2024 (УИД 52MS0157-01-2024-000283-16), Постановление Второго кассационного суда общей юрисдикции от 11.06.2024 N 16-2816/2024).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)От административной ответственности также освобождается физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики (ст. 2.8 КоАП РФ). В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие), является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении; установление психического состояния лица в момент совершения правонарушения входит в предмет доказывания и относится к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении (Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 17.06.2024 N 16-3495/2024 (УИД 52MS0157-01-2024-000283-16), Постановление Второго кассационного суда общей юрисдикции от 11.06.2024 N 16-2816/2024).
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 26.1. Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении
(ред. от 04.11.2025)Статья 26.1. Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении
"Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021)
(ред. от 29.05.2024)Ответ: Установление лица, совершившего противоправное действие (бездействие), за которое КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в соответствии с пунктом 2 статьи 26.1 КоАП РФ входит в предмет доказывания и относится к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении. При этом сведения о лице, в отношении которого ведется производство по делу, указываются как в протоколе (часть 2 статьи 28.2 КоАП РФ), так и в постановлении по делу об административном правонарушении (пункт 3 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021)
(ред. от 29.05.2024)Ответ: Установление лица, совершившего противоправное действие (бездействие), за которое КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в соответствии с пунктом 2 статьи 26.1 КоАП РФ входит в предмет доказывания и относится к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении. При этом сведения о лице, в отношении которого ведется производство по делу, указываются как в протоколе (часть 2 статьи 28.2 КоАП РФ), так и в постановлении по делу об административном правонарушении (пункт 3 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ).
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)В силу прямого указания п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ еще одним основанием для возвращения протокола об административном правонарушении в орган, должностному лицу, составившим протокол, является неполнота представленных материалов, которая не может быть восполнена в ходе судебного разбирательства. Представляется, что под неполнотой представленных материалов, влекущей вынесение соответствующего определения, следует понимать отсутствие в материалах дела доказательств, имеющих значение для характеристики элементов состава административного правонарушения, с учетом требований ст. 26.1 КоАП РФ, устанавливающей круг обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении. Например, если протокол об административном правонарушении составлен по статье (части статьи) гл. 12 КоАП РФ, предусматривающей лишение права управления транспортными средствами (ч. 1 ст. 12.8, ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ и др.), то в материалах дела, направляемых в суд, должны содержаться сведения о наличии у лица, в отношении которого возбуждено дело, водительского удостоверения, поскольку отсутствие подобных сведений может вызвать затруднение при последующем рассмотрении дела и квалификации содеянного. Поэтому, если в материалах дела таких сведений нет, то протокол подлежит возвращению на доработку.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)В силу прямого указания п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ еще одним основанием для возвращения протокола об административном правонарушении в орган, должностному лицу, составившим протокол, является неполнота представленных материалов, которая не может быть восполнена в ходе судебного разбирательства. Представляется, что под неполнотой представленных материалов, влекущей вынесение соответствующего определения, следует понимать отсутствие в материалах дела доказательств, имеющих значение для характеристики элементов состава административного правонарушения, с учетом требований ст. 26.1 КоАП РФ, устанавливающей круг обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении. Например, если протокол об административном правонарушении составлен по статье (части статьи) гл. 12 КоАП РФ, предусматривающей лишение права управления транспортными средствами (ч. 1 ст. 12.8, ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ и др.), то в материалах дела, направляемых в суд, должны содержаться сведения о наличии у лица, в отношении которого возбуждено дело, водительского удостоверения, поскольку отсутствие подобных сведений может вызвать затруднение при последующем рассмотрении дела и квалификации содеянного. Поэтому, если в материалах дела таких сведений нет, то протокол подлежит возвращению на доработку.
Статья: Выявление и пресечение нелегальной деятельности на финансовом рынке, в том числе финансовых пирамид, средствами прокурорского надзора
(Хусяйнова С.Г., Воронцов А.А.)
("Законность", 2025, N 6)При выявлении субъектов, осуществляющих деятельность на финансовом рынке без разрешения (лицензии), необходимо ориентироваться на требования КоАП, предъявляемые к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении (ст. 26.1 КоАП).
(Хусяйнова С.Г., Воронцов А.А.)
("Законность", 2025, N 6)При выявлении субъектов, осуществляющих деятельность на финансовом рынке без разрешения (лицензии), необходимо ориентироваться на требования КоАП, предъявляемые к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении (ст. 26.1 КоАП).
Статья: Процессуальные особенности проведения судебно-медицинской экспертизы в рамках уголовного, гражданского судопроизводств и производства по делам об административных правонарушениях
(Божченко А.П.)
("Медицинское право", 2024, NN 3, 4; 2025, N 1)В КоАП РФ основания для назначения судебной экспертизы также не уточняются и сформулированы в самом общем виде (как в ГПК РФ): если возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле (ст. 26.4 "Экспертиза"). Но конкретизируются требующие доказывания обстоятельства для установления лица, совершившего противоправные действия, характера и размера ущерба, а также иных обстоятельств (ст. 26.1 "Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении").
(Божченко А.П.)
("Медицинское право", 2024, NN 3, 4; 2025, N 1)В КоАП РФ основания для назначения судебной экспертизы также не уточняются и сформулированы в самом общем виде (как в ГПК РФ): если возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле (ст. 26.4 "Экспертиза"). Но конкретизируются требующие доказывания обстоятельства для установления лица, совершившего противоправные действия, характера и размера ущерба, а также иных обстоятельств (ст. 26.1 "Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении").