Общие принципы служебного поведения государственных служащих
Подборка наиболее важных документов по запросу Общие принципы служебного поведения государственных служащих (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Этика госслужащего
(КонсультантПлюс, 2025)1. Требования к служебному поведению госслужащих
(КонсультантПлюс, 2025)1. Требования к служебному поведению госслужащих
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие меры по противодействию коррупции предусмотрены законом
(КонсультантПлюс, 2025)"Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих" от 12.08.2002 N 885;
(КонсультантПлюс, 2025)"Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих" от 12.08.2002 N 885;
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Первоначально принципы служебного поведения были закреплены в Указе Президента РФ от 12.08.2002 N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих" <1>.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Первоначально принципы служебного поведения были закреплены в Указе Президента РФ от 12.08.2002 N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих" <1>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"Статья 18. Требования к служебному поведению гражданского служащего
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"Статья 18. Требования к служебному поведению гражданского служащего
"Конфликт интересов в юридических лицах: монография"
(Малкина В.И.)
(под ред. О.А. Беляевой)
("Юстицинформ", 2022)<52> См., например, Указ Президента РФ от 12.08.2002 N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих" // Российская газета. 2002. N 152; Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // Российская газета. 2004. N 162; Постановление ФКЦБ России от 05.11.1998 N 44 "О предотвращении конфликта интересов при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг" // Вестник ФКЦБ России. 1998. N 9; Постановление Правительства РФ от 28.11.2002 N 845 "О привлечении брокеров для продажи находящихся в государственной и муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг" // Российская газета. 2002. N 233.
(Малкина В.И.)
(под ред. О.А. Беляевой)
("Юстицинформ", 2022)<52> См., например, Указ Президента РФ от 12.08.2002 N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих" // Российская газета. 2002. N 152; Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // Российская газета. 2004. N 162; Постановление ФКЦБ России от 05.11.1998 N 44 "О предотвращении конфликта интересов при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг" // Вестник ФКЦБ России. 1998. N 9; Постановление Правительства РФ от 28.11.2002 N 845 "О привлечении брокеров для продажи находящихся в государственной и муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг" // Российская газета. 2002. N 233.
"Утрата доверия по законодательству Российской Федерации: научно-практическое пособие"
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)- пять Указов Президента РФ: от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы"; от 12 августа 2002 г. N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих"; от 18 мая 2009 г. N 559 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера"; от 2 апреля 2013 г. N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции"; от 17 апреля 2020 г. N 272 "О предоставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019 г.";
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)- пять Указов Президента РФ: от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы"; от 12 августа 2002 г. N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих"; от 18 мая 2009 г. N 559 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера"; от 2 апреля 2013 г. N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции"; от 17 апреля 2020 г. N 272 "О предоставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019 г.";
Статья: Принципы государственной службы в органах прокуратуры России: проблемы определения и систематизации
(Нагорных Р.В., Смирнов А.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)К категории общих принципов следует отнести и ряд так называемых поведенческих принципов, установленных Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих" и признаваемых обязательными в соблюдении всеми служащими при исполнении должностных обязанностей. Однако такие принципы представляют собой не основополагающие начала самой службы, а в большей степени являются составными элементами правового статуса самого государственного служащего. Наиболее характерными из таких принципов, к примеру, являются: добросовестность исполнения должностных обязанностей; осуществление деятельности исключительно в пределах полномочий соответствующего госоргана; недопустимость оказания предпочтений каким-либо группам граждан и организациям; нейтральность (или внепартийность); недопустимость вызывающего сомнение в объективном исполнении должностных обязанностей поведения.
(Нагорных Р.В., Смирнов А.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)К категории общих принципов следует отнести и ряд так называемых поведенческих принципов, установленных Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих" и признаваемых обязательными в соблюдении всеми служащими при исполнении должностных обязанностей. Однако такие принципы представляют собой не основополагающие начала самой службы, а в большей степени являются составными элементами правового статуса самого государственного служащего. Наиболее характерными из таких принципов, к примеру, являются: добросовестность исполнения должностных обязанностей; осуществление деятельности исключительно в пределах полномочий соответствующего госоргана; недопустимость оказания предпочтений каким-либо группам граждан и организациям; нейтральность (или внепартийность); недопустимость вызывающего сомнение в объективном исполнении должностных обязанностей поведения.
Статья: Дифференциация уголовной ответственности за получение взятки и пенализация данного посягательства - "криминальный парадокс" цивилизованного общества
(Амосова А.А.)
("Российский следователь", 2021, N 5)Прежде всего отметим отдельные сделанные за последние 20 лет шаги в рассматриваемом направлении. Начало было положено Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих", который содержал только один пункт общего характера: государственный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, призван принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Следующим представительным документом, уже содержавшим более конкретные положения, следует назвать Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции". В нем красной линией проходит требование представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера служащих, их супругов и несовершеннолетних детей. Как видим, из перечня близких родственников конкретного должностного лица "выведены" совершеннолетние дети, родные сестры и братья, дедушки, бабушки, внуки, правнуки. Сразу подчеркнем, что, как ни странно, подобный подход законодательных органов сохранился до настоящего времени. Аналогичное требование законодатель включил и в Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции".
(Амосова А.А.)
("Российский следователь", 2021, N 5)Прежде всего отметим отдельные сделанные за последние 20 лет шаги в рассматриваемом направлении. Начало было положено Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих", который содержал только один пункт общего характера: государственный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, призван принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Следующим представительным документом, уже содержавшим более конкретные положения, следует назвать Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции". В нем красной линией проходит требование представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера служащих, их супругов и несовершеннолетних детей. Как видим, из перечня близких родственников конкретного должностного лица "выведены" совершеннолетние дети, родные сестры и братья, дедушки, бабушки, внуки, правнуки. Сразу подчеркнем, что, как ни странно, подобный подход законодательных органов сохранился до настоящего времени. Аналогичное требование законодатель включил и в Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции".
Статья: Проблемы выявления, предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе
(Фокина М.М.)
("Законность", 2023, N 12)Впервые понятие "конфликт интересов" применительно к государственной службе упомянуто в Указе Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих", в котором сказано, что государственные служащие, сознавая свою ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны наряду с прочим принимать меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов.
(Фокина М.М.)
("Законность", 2023, N 12)Впервые понятие "конфликт интересов" применительно к государственной службе упомянуто в Указе Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих", в котором сказано, что государственные служащие, сознавая свою ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны наряду с прочим принимать меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов.
Статья: Кодексы этики профессиональных сообществ: гарантия независимости или инструмент давления?
(Михайлов В.К.)
("Журнал российского права", 2021, N 2)Сегодня в Российской Федерации нет недостатка в количестве таких кодексов. Практически все государственные органы и организации еще в начале 2000-х гг. озаботились этическим обликом своих сотрудников. Их принятие было обусловлено требованием подп. "и" п. 2 Указа Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих". Со временем этическое поведение служащих в разных сферах было решено унифицировать Типовым кодексом этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г.).
(Михайлов В.К.)
("Журнал российского права", 2021, N 2)Сегодня в Российской Федерации нет недостатка в количестве таких кодексов. Практически все государственные органы и организации еще в начале 2000-х гг. озаботились этическим обликом своих сотрудников. Их принятие было обусловлено требованием подп. "и" п. 2 Указа Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих". Со временем этическое поведение служащих в разных сферах было решено унифицировать Типовым кодексом этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г.).
Статья: Административная ответственность субъектов контрольно-надзорной деятельности
(Селезнев В.А.)
("Журнал российского права", 2021, N 11)<31> В частности, ст. 16 - 20 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", ст. 8 - 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих".
(Селезнев В.А.)
("Журнал российского права", 2021, N 11)<31> В частности, ст. 16 - 20 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", ст. 8 - 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих".
Статья: Основные этапы развития законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции
(Цирин А.М., Севальнев В.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 7)Началом второго этапа (2002 - 2006 гг.) развития законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции можно считать принятие Указа Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих", согласно которому повышенные требования предъявлялись к руководителям, наделенным организационно-распорядительными полномочиями в отношении своих подчиненных. На них возлагались обязанности принятия следующих мер: недопущение и урегулирование конфликта интересов, профилактика коррупции, недопущение принуждения государственных служащих к участию в политической деятельности.
(Цирин А.М., Севальнев В.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 7)Началом второго этапа (2002 - 2006 гг.) развития законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции можно считать принятие Указа Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих", согласно которому повышенные требования предъявлялись к руководителям, наделенным организационно-распорядительными полномочиями в отношении своих подчиненных. На них возлагались обязанности принятия следующих мер: недопущение и урегулирование конфликта интересов, профилактика коррупции, недопущение принуждения государственных служащих к участию в политической деятельности.
Последние изменения: Ограничения и запреты для госслужащих
(КонсультантПлюс, 2025)Госслужащие, имеющие иностранное гражданство (подданство), которое не прекращено по независящим от них причинам, замещающие должности в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 30.04.2021 N 116-ФЗ, призваны (п. 4 Общих принципов служебного поведения госслужащих, утв. Указом Президента РФ от 12.08.2002 N 885):
(КонсультантПлюс, 2025)Госслужащие, имеющие иностранное гражданство (подданство), которое не прекращено по независящим от них причинам, замещающие должности в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 30.04.2021 N 116-ФЗ, призваны (п. 4 Общих принципов служебного поведения госслужащих, утв. Указом Президента РФ от 12.08.2002 N 885):