Обратная сила муниципальных правовых актов



Подборка наиболее важных документов по запросу Обратная сила муниципальных правовых актов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 08.02.2023 по делу N 88а-1577/2023 (УИД 35OS0000-01-2021-000346-37)
Об оставлении без изменения решения Вологодского областного суда от 03.03.2022 и апелляционного определения Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 07.06.2022, которыми было признано недействующим в части решение Совета сельского поселения Белокрестское Чагодощенского муниципального района Вологодской области от 25.12.2019 N 56 и утвержденное данным решением Положение о порядке установления пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы.
Доводы жалобы, что принятием оспариваемого правового регулирования в части уменьшения доплаты введены в действие нормы, ухудшающие положение граждан в сфере пенсионного обеспечения, что противоречит общеправовому принципу недопустимости придания обратной силы закону, ошибочен. В данном случае указанное правовое регулирование, введенное муниципальными правовыми актами, не содержит ухудшающих положение норм, и не свидетельствует о снижении уровня правовых гарантий социального характера. Оспариваемое в данной части регулирование принято в рамках дискреционных полномочий представительного органа местного самоуправления по установлению, нормативному изменению правового регулирования дополнительного пенсионного обеспечения в отсутствие признаков чрезмерности и произвольности.
Определение Конституционного Суда РФ от 17.07.2018 N 1919-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шуваева Виктора Сергеевича на нарушение его конституционных прав статьей 18 Закона Пензенской области "О государственном пенсионном обеспечении за выслугу лет государственных гражданских служащих Пензенской области и лиц, замещающих государственные должности Пензенской области"
По мнению заявителя, оспариваемая норма противоречит статьям 15 (части 1 и 2), 19 (части 1 и 2) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, поскольку допускает возможность придания обратной силы муниципальным нормативным правовым актам, изменяющим условия дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, в том числе устанавливающим иной порядок определения и индексации размера соответствующих выплат.
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: О полномочиях органов местного самоуправления по регулированию благоустройства территории
(Сергеев А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 2)
Воспроизведение в муниципальном правовом акте положений нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, само по себе не свидетельствует о незаконности такого муниципального акта. Возможно отражение в правилах благоустройства требований, установленных на федеральном уровне, если при этом дополнительно не ограничиваются права и законные интересы собственников, хозяйствующих субъектов и иных лиц.
Статья: Гарантии деятельности главы муниципального образования в материалах судебной практики
(Шугрина Е.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2019, N 1)
Есть примеры того, что этот вопрос исследуется и в хронологическом контексте. Так, в Апелляционном определении Верховного Суда РФ от 13 сентября 2017 г. N 32-АПГ17-7 (Саратовская область) констатируется, что ежемесячная фиксированная выплата к страховой пенсии по старости на момент введения в 2006 г. ни федеральным, ни региональным законодательством не предусмотрена <24>, поэтому, исходя из объема полномочий, предоставленных федеральным законодателем органу местного самоуправления, могла быть установлена представительным органом муниципального района только за счет средств бюджета муниципального района. Приведение норм муниципальных правовых актов в соответствие с федеральным и региональным законодательством не говорит о незаконности снижения социальной гарантии. Кроме того, встречаются и решения, основанные на запрете придания обратной силы закону, ухудшающему правовое положение граждан, означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного в соответствии с ранее действующим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях <25>.
показать больше документов

Нормативные акты

Решение Ленинградского областного суда от 25.08.2021 по делу N 3а-323/2021
<О признании частично недействующим пункта 2 решения совета депутатов муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 28.05.2013 N 27 "О внесении изменений в решение совета депутатов муниципального образования "Всеволожское городское поселение" от 18.12.2007 N 60" и полностью недействующим пункта 3.1 Методики определения величины арендной платы за пользование находящимися в муниципальной собственности муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области зданиями, строениями, сооружениями и отдельными помещениями, утвержденной указанным решением>
Статья 4 Гражданского кодекса РФ не содержит норму, допускающую придание обратной силы муниципальному нормативному правовому акту.
Решение Совета депутатов городского округа Власиха МО от 19.03.2025 N 214/9
"Об утверждении Порядка подготовки, внесения, рассмотрения, принятия, регистрации, хранения муниципальных нормативных правовых актов, принимаемых Советом депутатов городского округа Власиха Московской области"
6.8. Действие муниципального нормативного правового акта не распространяется на правовые отношения, возникшие до его вступления в силу, если иное не установлено самим муниципальным нормативным правовым актом. При этом наделение муниципального нормативного правового акта обратной силой допускается, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и действующему законодательству.
показать больше документов