Объективная сторона административного правонарушения
Подборка наиболее важных документов по запросу Объективная сторона административного правонарушения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность (штраф) за неисполнение решения суда в рамках исполнительного производства
(КонсультантПлюс, 2025)...Отделение... просит... возвратить Обществу поданное в суд заявление об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности либо перенаправить его на рассмотрение в суд общей юрисдикции. Как указывает [Отделение - ред.], оспариваемое постановление вынесено в рамках исполнительного производства, предметом исполнения по которому является возложение на Общество обязанности обеспечить качество... водопроводной воды... Таким образом, Общество привлечено к административной ответственности за бездействие в... [виде - ред.] невыполнения норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. По мнению Отделения, поскольку объективная сторона административного правонарушения, совершенного юридическим лицом... выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства, в том числе в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, жалобы на постановления административных органов о привлечении к административной ответственности... в любом случае подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции...
(КонсультантПлюс, 2025)...Отделение... просит... возвратить Обществу поданное в суд заявление об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности либо перенаправить его на рассмотрение в суд общей юрисдикции. Как указывает [Отделение - ред.], оспариваемое постановление вынесено в рамках исполнительного производства, предметом исполнения по которому является возложение на Общество обязанности обеспечить качество... водопроводной воды... Таким образом, Общество привлечено к административной ответственности за бездействие в... [виде - ред.] невыполнения норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. По мнению Отделения, поскольку объективная сторона административного правонарушения, совершенного юридическим лицом... выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства, в том числе в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, жалобы на постановления административных органов о привлечении к административной ответственности... в любом случае подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции...
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за обращение контрафактных и недоброкачественных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных БАД
(КонсультантПлюс, 2025)"...административный орган усмотрел объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.33 КоАП РФ, в розничной продаже в магазине, принадлежащем предпринимателю, лекарственного препарата "Фармацевтический антисептический раствор для приготовления лекарственных форм 95%" (МНН: Этанол)... без специального разрешения (лицензии) на фармацевтическую деятельность, в то время как осуществление фармацевтической деятельности в соответствии со статьей 52 Закона N 61-ФЗ подлежит лицензированию.
(КонсультантПлюс, 2025)"...административный орган усмотрел объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.33 КоАП РФ, в розничной продаже в магазине, принадлежащем предпринимателю, лекарственного препарата "Фармацевтический антисептический раствор для приготовления лекарственных форм 95%" (МНН: Этанол)... без специального разрешения (лицензии) на фармацевтическую деятельность, в то время как осуществление фармацевтической деятельности в соответствии со статьей 52 Закона N 61-ФЗ подлежит лицензированию.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Административное правонарушение: понятие, признаки, состав
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Объективная сторона характеризует правонарушение как антиобщественный акт внешнего поведения нарушителя норм права, влекущий административную ответственность и выражающийся в действии или бездействии и наступившем результате.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Объективная сторона характеризует правонарушение как антиобщественный акт внешнего поведения нарушителя норм права, влекущий административную ответственность и выражающийся в действии или бездействии и наступившем результате.
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Административная ответственность акционерных обществ за неисполнение ими требований по раскрытию информации2.1. Вывод из судебной практики: Неопубликование обществом на странице в сети Интернет списка аффилированных лиц в установленный срок не признается малозначительным административным правонарушением, так как состав соответствующего административного правонарушения является формальным и неправомерные действия общества образуют объективную сторону состава правонарушения независимо от наступивших последствий.
Статья: Уголовная ответственность в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)
(Юнда А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Если в результате действий (бездействия), составляющих объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ, наступили последствия в виде причинения вреда здоровью человека (одного человека или нескольких лиц), то содеянное полностью охватывается составом данного административного правонарушения при отсутствии признаков преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 236 УК РФ (не установлено наличие массового заболевания или отравления людей либо создание угрозы наступления таких последствий).
(Юнда А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Если в результате действий (бездействия), составляющих объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ, наступили последствия в виде причинения вреда здоровью человека (одного человека или нескольких лиц), то содеянное полностью охватывается составом данного административного правонарушения при отсутствии признаков преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 236 УК РФ (не установлено наличие массового заболевания или отравления людей либо создание угрозы наступления таких последствий).
Статья: Проблемные вопросы применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 26.03.2022 N 70-ФЗ) в практике Верховного Суда Российской Федерации
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)В поддержку такого подхода можно сослаться на пояснительную записку к проекту Закона N 70-ФЗ, в которой было отмечено, что "в настоящее время в КоАП РФ (статья 2.1) реализуется принцип, согласно которому назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. В то же время такой подход не всегда учитывает объективную сторону административного правонарушения с точки зрения должной оценки противоправности конкретного деяния юридического лица или его должностного лица (прежде всего в формальных составах административных правонарушений), что на практике приводит к привлечению к административной ответственности невиновных лиц (в частности, юридического лица за отдельное нарушение его работником обязательного требования, связанное с несоблюдением таким работником своих должностных обязанностей). Действующая редакция КоАП РФ содержит 1 489 составов административных правонарушений для должностных лиц и 1 907 для физических лиц, то есть подавляющее большинство регулирующих ответственность норм позволяет привлечь к ответственности именно физическое или должностное лицо, которое непосредственно совершило административное правонарушение. В связи с этим предлагается дополнить статью 2.1 КоАП РФ нормой, предусматривающей освобождение юридического лица от административной ответственности за административное правонарушение, за которое его должностное лицо или иной работник привлечены к административной или уголовной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность".
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)В поддержку такого подхода можно сослаться на пояснительную записку к проекту Закона N 70-ФЗ, в которой было отмечено, что "в настоящее время в КоАП РФ (статья 2.1) реализуется принцип, согласно которому назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. В то же время такой подход не всегда учитывает объективную сторону административного правонарушения с точки зрения должной оценки противоправности конкретного деяния юридического лица или его должностного лица (прежде всего в формальных составах административных правонарушений), что на практике приводит к привлечению к административной ответственности невиновных лиц (в частности, юридического лица за отдельное нарушение его работником обязательного требования, связанное с несоблюдением таким работником своих должностных обязанностей). Действующая редакция КоАП РФ содержит 1 489 составов административных правонарушений для должностных лиц и 1 907 для физических лиц, то есть подавляющее большинство регулирующих ответственность норм позволяет привлечь к ответственности именно физическое или должностное лицо, которое непосредственно совершило административное правонарушение. В связи с этим предлагается дополнить статью 2.1 КоАП РФ нормой, предусматривающей освобождение юридического лица от административной ответственности за административное правонарушение, за которое его должностное лицо или иной работник привлечены к административной или уголовной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность".
Статья: Административно-правовой механизм применения полицией мер принуждения к лицам, находящимся в состоянии опьянения в общественных местах
(Кострова О.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)2) нахождение в нетрезвом состоянии как один из неотъемлемых признаков объективной стороны административных правонарушений (ч. 4.1 ст. 20.8, ст. 20.21, ст. 20.22 КоАП РФ);
(Кострова О.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)2) нахождение в нетрезвом состоянии как один из неотъемлемых признаков объективной стороны административных правонарушений (ч. 4.1 ст. 20.8, ст. 20.21, ст. 20.22 КоАП РФ);
"Комментарий к отдельным положениям Уголовного кодекса Российской Федерации в решениях Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ"
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Административная ответственность по ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ наступает лишь в тех случаях, когда действия (бездействие) правонарушителя не содержат уголовно наказуемого деяния. В связи с тем что за нарушение физическим лицом санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности смерть человека, предусмотрена уголовная ответственность, в случае наступления последствий в виде смерти человека действия (бездействие) виновного следует квалифицировать по ч. 2 ст. 236 УК РФ. Если в результате действий (бездействия), составляющих объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ, наступили последствия в виде причинения вреда здоровью человека (одного человека или нескольких лиц), то содеянное полностью охватывается составом данного административного правонарушения при отсутствии признаков преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 236 УК РФ (не установлено наличие массового заболевания или отравления людей либо создание угрозы наступления таких последствий) <914>.
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Административная ответственность по ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ наступает лишь в тех случаях, когда действия (бездействие) правонарушителя не содержат уголовно наказуемого деяния. В связи с тем что за нарушение физическим лицом санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности смерть человека, предусмотрена уголовная ответственность, в случае наступления последствий в виде смерти человека действия (бездействие) виновного следует квалифицировать по ч. 2 ст. 236 УК РФ. Если в результате действий (бездействия), составляющих объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ, наступили последствия в виде причинения вреда здоровью человека (одного человека или нескольких лиц), то содеянное полностью охватывается составом данного административного правонарушения при отсутствии признаков преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 236 УК РФ (не установлено наличие массового заболевания или отравления людей либо создание угрозы наступления таких последствий) <914>.
Статья: Развитие института государственного земельного контроля (надзора)
(Зиннатуллин А.З.)
("Экологическое право", 2023, N 3)Однако не все посягательства на земельные ресурсы подпадают под государственный земельный надзор и компетенцию вышеперечисленных органов власти. Имеются в виду нарушения, в результате которых вред хотя и причинен земельным ресурсам, но земельно-правовой элемент (предмет посягательства) включен в более широкий (рамочный) состав объективной стороны административного правонарушения.
(Зиннатуллин А.З.)
("Экологическое право", 2023, N 3)Однако не все посягательства на земельные ресурсы подпадают под государственный земельный надзор и компетенцию вышеперечисленных органов власти. Имеются в виду нарушения, в результате которых вред хотя и причинен земельным ресурсам, но земельно-правовой элемент (предмет посягательства) включен в более широкий (рамочный) состав объективной стороны административного правонарушения.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Следует отметить, что муниципальный контроль в сфере благоустройства связан преимущественно со свершившимися правонарушениями. Поэтому полагаем целесообразным в КоАП РФ и в законах субъектов РФ четко формулировать составы административных правонарушений, связанных с нарушениями муниципальных правил благоустройства. Судебная практика идет по пути признания законов субъектов РФ об административной ответственности недействующими, если "диспозиции их норм не содержат описания конкретных противоправных действий (бездействия), образующих объективную сторону состава административного правонарушения, а отсылают для ее определения к многочисленным правилам благоустройства муниципальных образований... оспариваемые нормы не устанавливают конкретные требования, нарушение или невыполнение которых влечет административную ответственность. Поскольку объективная сторона правонарушения в данных нормах не сформулирована, это влечет правовую неопределенность при решении вопроса, какие конкретно действия (бездействие) при уборке территорий муниципальных образований и несоблюдение каких именно требований к внешнему виду фасадов и ограждающим конструкциям зданий, строений, сооружений образуют состав административного правонарушения. При этом... муниципальные правовые акты на территории субъекта РФ в разных муниципальных образованиях могут содержать различные, в том числе и взаимоисключающие, обязанности в указанной сфере" <1>. Считаем, что необходимо наделить органы местного самоуправления правом составления протоколов по составам административных правонарушений, определенным соотносительно правилам благоустройства муниципальных образований, с зачислением штрафов по этим составам в местные бюджеты.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Следует отметить, что муниципальный контроль в сфере благоустройства связан преимущественно со свершившимися правонарушениями. Поэтому полагаем целесообразным в КоАП РФ и в законах субъектов РФ четко формулировать составы административных правонарушений, связанных с нарушениями муниципальных правил благоустройства. Судебная практика идет по пути признания законов субъектов РФ об административной ответственности недействующими, если "диспозиции их норм не содержат описания конкретных противоправных действий (бездействия), образующих объективную сторону состава административного правонарушения, а отсылают для ее определения к многочисленным правилам благоустройства муниципальных образований... оспариваемые нормы не устанавливают конкретные требования, нарушение или невыполнение которых влечет административную ответственность. Поскольку объективная сторона правонарушения в данных нормах не сформулирована, это влечет правовую неопределенность при решении вопроса, какие конкретно действия (бездействие) при уборке территорий муниципальных образований и несоблюдение каких именно требований к внешнему виду фасадов и ограждающим конструкциям зданий, строений, сооружений образуют состав административного правонарушения. При этом... муниципальные правовые акты на территории субъекта РФ в разных муниципальных образованиях могут содержать различные, в том числе и взаимоисключающие, обязанности в указанной сфере" <1>. Считаем, что необходимо наделить органы местного самоуправления правом составления протоколов по составам административных правонарушений, определенным соотносительно правилам благоустройства муниципальных образований, с зачислением штрафов по этим составам в местные бюджеты.
Статья: Анализ судебной практики по делам об административных правонарушениях, выявляемых при проведении таможенного контроля после выпуска товаров
(Клейменова А.Н., Мишин К.Д.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 5)Безусловно, наличие квалифицирующих признаков (последствие недостоверного декларирования - освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, занижение их размера, или возможность возникновения перечисленных обстоятельств) прямо предусмотрено в диспозиции ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, но на практике данная норма не всегда применяется единообразно. В науке также высказываются мнения о спорности данного состава правонарушения. Так, Е.В. Севостьянова отмечает, что с учетом правоприменительной деятельности таможенных органов объективная сторона административного правонарушения по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ является наиболее оспоримым из элементов состава правонарушения как в досудебном, так и в судебном порядке [10]. Следуя изучаемой норме права, ученые указывали, что не наступает административная ответственность по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ за заявление недостоверных сведений (например, о классификационном коде товаров по ТН ВЭД ТС), если в результате их корректировки подлежащая уплате сумма таможенных пошлин, налогов уменьшится по сравнению с заявленной декларантом, поскольку в данном деянии отсутствуют негативные последствия для экономических интересов государства и такое деяние не носит противоправного характера (отсутствует факт освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или занижения их размера) [4].
(Клейменова А.Н., Мишин К.Д.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 5)Безусловно, наличие квалифицирующих признаков (последствие недостоверного декларирования - освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, занижение их размера, или возможность возникновения перечисленных обстоятельств) прямо предусмотрено в диспозиции ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, но на практике данная норма не всегда применяется единообразно. В науке также высказываются мнения о спорности данного состава правонарушения. Так, Е.В. Севостьянова отмечает, что с учетом правоприменительной деятельности таможенных органов объективная сторона административного правонарушения по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ является наиболее оспоримым из элементов состава правонарушения как в досудебном, так и в судебном порядке [10]. Следуя изучаемой норме права, ученые указывали, что не наступает административная ответственность по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ за заявление недостоверных сведений (например, о классификационном коде товаров по ТН ВЭД ТС), если в результате их корректировки подлежащая уплате сумма таможенных пошлин, налогов уменьшится по сравнению с заявленной декларантом, поскольку в данном деянии отсутствуют негативные последствия для экономических интересов государства и такое деяние не носит противоправного характера (отсутствует факт освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или занижения их размера) [4].
Статья: Таможенный представитель как субъект административного правонарушения по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
(Ермолаева Е.В.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2023, N 3)Статья посвящена исследованию возможности привлечения к административной ответственности таможенных представителей по ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Проведен анализ объективной стороны указанного правонарушения. На основании материалов судебной практики проанализированы перспективы привлечения таможенных представителей к ответственности по указанному составу. Предложен алгоритм квалификации правонарушения по ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении его специальным субъектом.
(Ермолаева Е.В.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2023, N 3)Статья посвящена исследованию возможности привлечения к административной ответственности таможенных представителей по ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Проведен анализ объективной стороны указанного правонарушения. На основании материалов судебной практики проанализированы перспективы привлечения таможенных представителей к ответственности по указанному составу. Предложен алгоритм квалификации правонарушения по ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении его специальным субъектом.
Статья: Административная ответственность за экстремизм и "квазиэкстремизм"
(Сигарев А.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)В соответствии с примечанием 2 к ст. 282.1 Уголовного кодекса РФ признак, на основе которого выделяется категория преступлений экстремистской направленности, - это мотив политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды. Однако применительно к административным правонарушениям мотив ненависти или вражды едва ли может быть надежным критерием. В составах административных правонарушений мотив определяется крайне редко, а в рамках производства по делу об административном правонарушении он, как правило, не устанавливается и не доказывается. Поэтому административные правонарушения экстремистской направленности представляется правильным определять не через субъективную, а через объективную сторону. Административное правонарушение экстремистской направленности - это деяние, объективная сторона которого содержит деяния, указанные в законодательном определении экстремистской деятельности (экстремизма) в п. 1 ст. 1 Федерального закона N 114-ФЗ.
(Сигарев А.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)В соответствии с примечанием 2 к ст. 282.1 Уголовного кодекса РФ признак, на основе которого выделяется категория преступлений экстремистской направленности, - это мотив политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды. Однако применительно к административным правонарушениям мотив ненависти или вражды едва ли может быть надежным критерием. В составах административных правонарушений мотив определяется крайне редко, а в рамках производства по делу об административном правонарушении он, как правило, не устанавливается и не доказывается. Поэтому административные правонарушения экстремистской направленности представляется правильным определять не через субъективную, а через объективную сторону. Административное правонарушение экстремистской направленности - это деяние, объективная сторона которого содержит деяния, указанные в законодательном определении экстремистской деятельности (экстремизма) в п. 1 ст. 1 Федерального закона N 114-ФЗ.
"Административно-предупредительные меры в области безопасности дорожного движения: монография"
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)Ввиду того что основаниями применения рассматриваемой меры должны являться технические неисправности ТС, создающие угрозу БДД, которые, в свою очередь, образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.5 КоАП РФ, представляется целесообразным закрепить рассматриваемую меру в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в гл. 27 КоАП РФ.
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)Ввиду того что основаниями применения рассматриваемой меры должны являться технические неисправности ТС, создающие угрозу БДД, которые, в свою очередь, образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.5 КоАП РФ, представляется целесообразным закрепить рассматриваемую меру в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в гл. 27 КоАП РФ.