О мерах по дальнейшему совершенствованию психиатрической помощи
Подборка наиболее важных документов по запросу О мерах по дальнейшему совершенствованию психиатрической помощи (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обеспечение гарантий прав человека в местах принудительного содержания, подведомственных Минздраву России
(Чайка Ю.А., Сабаева С.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 7)<17> Приказ Минздрава СССР от 21 марта 1988 г. N 225 "О мерах по дальнейшему совершенствованию психиатрической помощи" // СПС "КонсультантПлюс".
(Чайка Ю.А., Сабаева С.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 7)<17> Приказ Минздрава СССР от 21 марта 1988 г. N 225 "О мерах по дальнейшему совершенствованию психиатрической помощи" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Некоторые вопросы принудительной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях: конституционно-правовой аспект
(Гуреева О.А., Чепенко Я.К.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 8)В статье рассматриваются некоторые дискуссионные аспекты реализации конституционных прав на свободу и личную неприкосновенность лица при применении принудительных мер, связанных с госпитализацией гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях. В частности, анализируются нормы законодательных актов относительно применения сроков удержания лиц, страдающих тяжелой формой психического заболевания, в медицинском стационаре. Авторы, обращая внимание на имеющиеся недостатки законодательного регулирования, приводят свои доводы и предложения по поводу дальнейшего совершенствования процедуры исполнения принудительных мер медицинского характера до судебного порядка.
(Гуреева О.А., Чепенко Я.К.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 8)В статье рассматриваются некоторые дискуссионные аспекты реализации конституционных прав на свободу и личную неприкосновенность лица при применении принудительных мер, связанных с госпитализацией гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях. В частности, анализируются нормы законодательных актов относительно применения сроков удержания лиц, страдающих тяжелой формой психического заболевания, в медицинском стационаре. Авторы, обращая внимание на имеющиеся недостатки законодательного регулирования, приводят свои доводы и предложения по поводу дальнейшего совершенствования процедуры исполнения принудительных мер медицинского характера до судебного порядка.
Нормативные акты
<Письмо> Минздрава России от 11.12.2013 N 13-2/10/2-9283
<О направлении порядка составления и обработки сводных годовых статистических отчетов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения за 2013 год>В таблице с кодом 1001 указываются сведения об медицинских организациях, имеющих в своей структуре ночные стационары (Приказ Министерства здравоохранения СССР N 225 от 21 марта 1988 г. "О мерах по дальнейшему совершенствованию психиатрической помощи").
<О направлении порядка составления и обработки сводных годовых статистических отчетов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения за 2013 год>В таблице с кодом 1001 указываются сведения об медицинских организациях, имеющих в своей структуре ночные стационары (Приказ Министерства здравоохранения СССР N 225 от 21 марта 1988 г. "О мерах по дальнейшему совершенствованию психиатрической помощи").
"Законодательство Российской Федерации в области психиатрии. Комментарий к Закону РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", ГК РФ и УК РФ (в части, касающейся лиц с психическими расстройствами)"
(постатейный)
(2-е издание, исправленное и дополненное)
(под ред. Т.Б. Дмитриевой)
("Спарк", 2002)В целях более эффективной защиты прав граждан, страдающих психическими расстройствами, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации в упомянутом специальном докладе предлагает разработать и принять ряд неотложных мер по улучшению финансирования учреждений, оказывающих помощь гражданам, страдающим психическими расстройствами, по совершенствованию законодательной базы, правоприменительной практики и преодолению ведомственной разобщенности, по воссозданию системы реабилитации и реадаптации вышеуказанных лиц; по укреплению материально-технической базы психиатрической службы; по увеличению численности и повышению качества подготовки кадров для работы в психиатрических учреждениях; по дальнейшему развитию службы скорой психиатрической помощи, а также суицидологической и логопедической служб; по усилению государственного и общественного контроля за соблюдением прав граждан, нуждающихся в психиатрической и психотерапевтической помощи.
(постатейный)
(2-е издание, исправленное и дополненное)
(под ред. Т.Б. Дмитриевой)
("Спарк", 2002)В целях более эффективной защиты прав граждан, страдающих психическими расстройствами, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации в упомянутом специальном докладе предлагает разработать и принять ряд неотложных мер по улучшению финансирования учреждений, оказывающих помощь гражданам, страдающим психическими расстройствами, по совершенствованию законодательной базы, правоприменительной практики и преодолению ведомственной разобщенности, по воссозданию системы реабилитации и реадаптации вышеуказанных лиц; по укреплению материально-технической базы психиатрической службы; по увеличению численности и повышению качества подготовки кадров для работы в психиатрических учреждениях; по дальнейшему развитию службы скорой психиатрической помощи, а также суицидологической и логопедической служб; по усилению государственного и общественного контроля за соблюдением прав граждан, нуждающихся в психиатрической и психотерапевтической помощи.
Статья: Вопросы судебно-психиатрической экспертизы в Постановлении Конституционного Суда РФ от 21 мая 2013 г.
(Акутаев Р.М.)
("Медицинское право", 2014, N 5)По-прежнему подзаконными нормативными актами ведомственного характера, что совершенно нежелательно, регулируются и вопросы применения принудительных мер медицинского характера <5>. Причем этот нормативный акт - Временная инструкция о порядке применения принудительных мер медицинского характера в отношении лиц с психическими расстройствами - был утвержден еще Приказом Министерства здравоохранения СССР 21 марта 1988 г. N 225. Правда, сейчас она действует в редакции от 13 февраля 1995 г. "О мерах по дальнейшему совершенствованию психиатрической помощи" <6>. Согласимся, тоже не столь "свежий" нормативный акт.
(Акутаев Р.М.)
("Медицинское право", 2014, N 5)По-прежнему подзаконными нормативными актами ведомственного характера, что совершенно нежелательно, регулируются и вопросы применения принудительных мер медицинского характера <5>. Причем этот нормативный акт - Временная инструкция о порядке применения принудительных мер медицинского характера в отношении лиц с психическими расстройствами - был утвержден еще Приказом Министерства здравоохранения СССР 21 марта 1988 г. N 225. Правда, сейчас она действует в редакции от 13 февраля 1995 г. "О мерах по дальнейшему совершенствованию психиатрической помощи" <6>. Согласимся, тоже не столь "свежий" нормативный акт.
Статья: Понятие, виды и особенности принудительных мер медицинского характера
(Алексеева Л.А., Антохина Н.Ю.)
("Мировой судья", 2011, N 8)Основными целями принудительных и иных мер медицинского характера в соответствии со ст. 98 УК РФ и ст. 2 Приказа Минздрава СССР от 21 марта 1988 г. N 225 "О мерах по дальнейшему совершенствованию психиатрической помощи" являются лечение и проведение реабилитационных мероприятий, с целью предупреждения совершения лицами, с хроническими душевными заболеваниями, временными расстройствами душевной деятельности, слабоумием или иными болезненными состояниями, совершившими общественно опасные деяния, предусмотренные уголовным законом, новых общественно опасных деяний, предусмотренных статьями Особенной части УК РФ, при строгом соблюдении их прав и законных интересов <12>.
(Алексеева Л.А., Антохина Н.Ю.)
("Мировой судья", 2011, N 8)Основными целями принудительных и иных мер медицинского характера в соответствии со ст. 98 УК РФ и ст. 2 Приказа Минздрава СССР от 21 марта 1988 г. N 225 "О мерах по дальнейшему совершенствованию психиатрической помощи" являются лечение и проведение реабилитационных мероприятий, с целью предупреждения совершения лицами, с хроническими душевными заболеваниями, временными расстройствами душевной деятельности, слабоумием или иными болезненными состояниями, совершившими общественно опасные деяния, предусмотренные уголовным законом, новых общественно опасных деяний, предусмотренных статьями Особенной части УК РФ, при строгом соблюдении их прав и законных интересов <12>.
"Социальное законодательство: Научно-практическое пособие"
(отв. ред. Ю.А. Тихомиров, В.Н. Зенков)
("КОНТРАКТ", "ИНФРА-М", 2005)В настоящее время на федеральном уровне существует ряд актов (около 10), регламентирующих оказание отдельных видов специализированной помощи. Это, как правило, приказы Минздравсоцразвития России о мерах по дальнейшему совершенствованию пульмонологической, онкологической, гинекологической и других видов специализированной помощи. Субъекты Российской Федерации также принимают акты, касающиеся специализированной медицинской помощи, преимущественно в части, не урегулированной актами федерального значения.
(отв. ред. Ю.А. Тихомиров, В.Н. Зенков)
("КОНТРАКТ", "ИНФРА-М", 2005)В настоящее время на федеральном уровне существует ряд актов (около 10), регламентирующих оказание отдельных видов специализированной помощи. Это, как правило, приказы Минздравсоцразвития России о мерах по дальнейшему совершенствованию пульмонологической, онкологической, гинекологической и других видов специализированной помощи. Субъекты Российской Федерации также принимают акты, касающиеся специализированной медицинской помощи, преимущественно в части, не урегулированной актами федерального значения.
Статья: Психическое здоровье как феномен
(Мохов А.А.)
("Медицинское право", 2019, N 1)<23> См.: Приказ Минздрава СССР от 21 марта 1988 г. N 225 "О мерах по дальнейшему совершенствованию психиатрической помощи". Документ официально опубликован не был; Протокол ведения больных. Судебно-психиатрическая экспертиза: утв. Министерством здравоохранения и социального развития РФ 23 мая 2005 г. // Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2005. N 8.
(Мохов А.А.)
("Медицинское право", 2019, N 1)<23> См.: Приказ Минздрава СССР от 21 марта 1988 г. N 225 "О мерах по дальнейшему совершенствованию психиатрической помощи". Документ официально опубликован не был; Протокол ведения больных. Судебно-психиатрическая экспертиза: утв. Министерством здравоохранения и социального развития РФ 23 мая 2005 г. // Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2005. N 8.
Статья: Актуальные вопросы порядка применения принудительных мер медицинского характера
(Шишов М.А.)
("Медицинское право", 2013, N 5)Обратимся к подзаконным актам. С одной стороны, Приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.10.2005 N 627 (ред. от 19.11.2008) "Об утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения" руководителям федеральных органов исполнительной власти, а также руководителям органов управления здравоохранением субъектов РФ было рекомендовано привести наименование учреждений здравоохранения в соответствие с номенклатурой, предусматривающей такие виды, как: больница психиатрическая (стационар) специализированного типа; больница психиатрическая (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением. С другой стороны, Приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 N 566н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения" положения о соответствующих видах психиатрических стационаров не установлены, но отмечено, что для обеспечения функций психиатрической больницы рекомендуется предусматривать в ее структуре отделения для принудительного лечения (в соответствии с предусмотренными законодательством видами принудительных мер медицинского характера). Кроме того, данный Порядок оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения также не устанавливает требования к организации принудительных мер медицинского характера (вопросов режима, охраны и т.д.). Вместе с тем в силу положений Приказа Минздрава РФ от 29.01.1997 N 33 "О некоторых вопросах принудительного лечения" руководителям органов управления здравоохранением субъектов РФ была вменена обязанность преобразовать с сохранением действующих штатных нормативов имеющиеся стационары с усиленным наблюдением в психиатрические стационары специализированного типа. В свою очередь, Временное положение об отделении с усиленным наблюдением психиатрической больницы было установлено формально действующим и в настоящее время Приказом Минздрава СССР от 21.03.1988 N 225 (ред. от 13.02.1995) "О мерах по дальнейшему совершенствованию психиатрической помощи". Следовательно, косвенно предусмотрена возможность применять отдельные положения Приказа Минздрава СССР от 21.03.1988 N 225 при организации принудительных мер медицинского характера. Однако изданный в конце 80-х гг. прошлого века Приказ, конечно же, во многом не соответствует требованиям действующего законодательства и подлежит пересмотру. Таким образом, и подзаконными актами не установлен порядок организации принудительных мер медицинского характера в психиатрических стационарах общего и специализированного типов.
(Шишов М.А.)
("Медицинское право", 2013, N 5)Обратимся к подзаконным актам. С одной стороны, Приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.10.2005 N 627 (ред. от 19.11.2008) "Об утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения" руководителям федеральных органов исполнительной власти, а также руководителям органов управления здравоохранением субъектов РФ было рекомендовано привести наименование учреждений здравоохранения в соответствие с номенклатурой, предусматривающей такие виды, как: больница психиатрическая (стационар) специализированного типа; больница психиатрическая (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением. С другой стороны, Приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 N 566н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения" положения о соответствующих видах психиатрических стационаров не установлены, но отмечено, что для обеспечения функций психиатрической больницы рекомендуется предусматривать в ее структуре отделения для принудительного лечения (в соответствии с предусмотренными законодательством видами принудительных мер медицинского характера). Кроме того, данный Порядок оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения также не устанавливает требования к организации принудительных мер медицинского характера (вопросов режима, охраны и т.д.). Вместе с тем в силу положений Приказа Минздрава РФ от 29.01.1997 N 33 "О некоторых вопросах принудительного лечения" руководителям органов управления здравоохранением субъектов РФ была вменена обязанность преобразовать с сохранением действующих штатных нормативов имеющиеся стационары с усиленным наблюдением в психиатрические стационары специализированного типа. В свою очередь, Временное положение об отделении с усиленным наблюдением психиатрической больницы было установлено формально действующим и в настоящее время Приказом Минздрава СССР от 21.03.1988 N 225 (ред. от 13.02.1995) "О мерах по дальнейшему совершенствованию психиатрической помощи". Следовательно, косвенно предусмотрена возможность применять отдельные положения Приказа Минздрава СССР от 21.03.1988 N 225 при организации принудительных мер медицинского характера. Однако изданный в конце 80-х гг. прошлого века Приказ, конечно же, во многом не соответствует требованиям действующего законодательства и подлежит пересмотру. Таким образом, и подзаконными актами не установлен порядок организации принудительных мер медицинского характера в психиатрических стационарах общего и специализированного типов.