Незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан
Подборка наиболее важных документов по запросу Незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Административные правонарушения в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ: Перечень всех ситуаций
(КонсультантПлюс, 2025)6. Споры, связанные с привлечением к ответственности по ст. 18.15 КоАП РФ за незаконное привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства
(КонсультантПлюс, 2025)6. Споры, связанные с привлечением к ответственности по ст. 18.15 КоАП РФ за незаконное привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Цифровые платформы и обеспечение соблюдения миграционного законодательства: перспективы развития российской системы государственного контроля в сфере миграции
(Булгаков А.Э.)
("Миграционное право", 2025, N 3)<19> Вместе с тем можно ожидать, что рассматриваемое положение станет основой для привлечения платформ к специальной ответственности за нарушения норм миграционного законодательства. Здесь по меньшей мере возможны два пути: дополнение ст. 18.15, устанавливающей ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранного гражданина, специальным составом для случаев совершения правонарушения цифровой платформой или введение отдельной специальной статьи для таких случаев по аналогии со ст. 18.16, которая устанавливает ответственность за нарушение правил привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности, осуществляемой на розничных рынках. См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (ред. от 26.12.2024) // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.
(Булгаков А.Э.)
("Миграционное право", 2025, N 3)<19> Вместе с тем можно ожидать, что рассматриваемое положение станет основой для привлечения платформ к специальной ответственности за нарушения норм миграционного законодательства. Здесь по меньшей мере возможны два пути: дополнение ст. 18.15, устанавливающей ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранного гражданина, специальным составом для случаев совершения правонарушения цифровой платформой или введение отдельной специальной статьи для таких случаев по аналогии со ст. 18.16, которая устанавливает ответственность за нарушение правил привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности, осуществляемой на розничных рынках. См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (ред. от 26.12.2024) // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.
Статья: Юридическая ответственность руководителей организаций: российские перспективы с учетом зарубежного опыта
(Водолагин С.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 5)Например, в последнее время широко распространяется практика привлечения к административной ответственности по статье 18.15 "Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). В том, что нельзя незаконно привлекать иностранную рабочую силу и за такое привлечение нужно административно наказывать, нет никаких сомнений. Однако статьей 18.15 предусматривается наказание не только непосредственно за незаконное привлечение иностранной рабочей силы, но и за нарушение формы уведомлений (пункты 3, 5 статьи 18.15 КоАП РФ) в случае правомерного использования иностранных работников. При этом форма уведомления регулярно (ежегодно) меняется Министерством внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) <25>, что приводит к тому, что при уведомлении порой допускаются технические ошибки, которые квалифицируются как нарушения формы уведомления. Размер же ответственности за такие нарушения - до 70 тысяч рублей для руководителя и до 1 миллиона рублей - для организации.
(Водолагин С.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 5)Например, в последнее время широко распространяется практика привлечения к административной ответственности по статье 18.15 "Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). В том, что нельзя незаконно привлекать иностранную рабочую силу и за такое привлечение нужно административно наказывать, нет никаких сомнений. Однако статьей 18.15 предусматривается наказание не только непосредственно за незаконное привлечение иностранной рабочей силы, но и за нарушение формы уведомлений (пункты 3, 5 статьи 18.15 КоАП РФ) в случае правомерного использования иностранных работников. При этом форма уведомления регулярно (ежегодно) меняется Министерством внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) <25>, что приводит к тому, что при уведомлении порой допускаются технические ошибки, которые квалифицируются как нарушения формы уведомления. Размер же ответственности за такие нарушения - до 70 тысяч рублей для руководителя и до 1 миллиона рублей - для организации.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 18.15. Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства
(ред. от 04.11.2025)Статья 18.15. Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства
Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Привлекать иностранных граждан на условиях, установленных настоящей статьей, вправе работодатели или заказчики работ (услуг), не имеющие на момент заключения с иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) неисполненных постановлений о назначении административных наказаний за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан.
(ред. от 31.07.2025)
"О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Привлекать иностранных граждан на условиях, установленных настоящей статьей, вправе работодатели или заказчики работ (услуг), не имеющие на момент заключения с иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) неисполненных постановлений о назначении административных наказаний за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан.
Статья: Правовая помощь и риски при трудоустройстве иностранных молодых специалистов в России
(Шапкина Е.А.)
("Миграционное право", 2021, N 4)Профессора В.Е. Севрюгин и Р.Ф. Бурджуев анализировали коллизии административной ответственности за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства <1>. А.Г. Хабибулин, К.Р. Мурсалимов исследовали аспекты самобытности российского общества в связи с миграционными процессами, в частности, внимание уделено правообразующему фактору <2>.
(Шапкина Е.А.)
("Миграционное право", 2021, N 4)Профессора В.Е. Севрюгин и Р.Ф. Бурджуев анализировали коллизии административной ответственности за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства <1>. А.Г. Хабибулин, К.Р. Мурсалимов исследовали аспекты самобытности российского общества в связи с миграционными процессами, в частности, внимание уделено правообразующему фактору <2>.
Статья: Проблемы предупреждения преступности мигрантов-иностранцев
(Курышева Н.С.)
("Миграционное право", 2021, N 4)Одним из эффективных способов предупреждения преступлений мигрантов-иностранцев является совместное проведение государственными органами профилактических мероприятий и специальных операций, направленных на выявление мест незаконной концентрации иностранных граждан, а также пресечение противоправной деятельности физических и юридических лиц, транснациональных преступных групп, действующих в сфере незаконной миграции. Подобная деятельность включает комплексный мониторинг ситуации во всех сферах, где широко используется труд мигрантов, - жилищно-коммунальном хозяйстве, торговле, строительстве и др., принимаются меры по обращениям граждан с информацией о местах скопления нелегальных мигрантов, фактах незаконной торговли, создания общежитий на объектах строительства, коммунального хозяйства, промышленности. В местах предполагаемого проживания иностранцев-нелегалов, их работы, а также в местах транспортной инфраструктуры сотрудниками органов полиции, службы безопасности в пределах компетенции систематически проводятся проверки, по результатам которых выявляются и пресекаются факты незаконной миграции и незаконного использования труда мигрантов. ФМС России совместно с органами внутренних дел и иными ведомствами проводятся оперативно-профилактические мероприятия "Нелегал", "Трудовой мигрант", "Регион-магистраль", целью которых является выявление нарушений порядка пребывания иностранных граждан; незаконного осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами; незаконного привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан.
(Курышева Н.С.)
("Миграционное право", 2021, N 4)Одним из эффективных способов предупреждения преступлений мигрантов-иностранцев является совместное проведение государственными органами профилактических мероприятий и специальных операций, направленных на выявление мест незаконной концентрации иностранных граждан, а также пресечение противоправной деятельности физических и юридических лиц, транснациональных преступных групп, действующих в сфере незаконной миграции. Подобная деятельность включает комплексный мониторинг ситуации во всех сферах, где широко используется труд мигрантов, - жилищно-коммунальном хозяйстве, торговле, строительстве и др., принимаются меры по обращениям граждан с информацией о местах скопления нелегальных мигрантов, фактах незаконной торговли, создания общежитий на объектах строительства, коммунального хозяйства, промышленности. В местах предполагаемого проживания иностранцев-нелегалов, их работы, а также в местах транспортной инфраструктуры сотрудниками органов полиции, службы безопасности в пределах компетенции систематически проводятся проверки, по результатам которых выявляются и пресекаются факты незаконной миграции и незаконного использования труда мигрантов. ФМС России совместно с органами внутренних дел и иными ведомствами проводятся оперативно-профилактические мероприятия "Нелегал", "Трудовой мигрант", "Регион-магистраль", целью которых является выявление нарушений порядка пребывания иностранных граждан; незаконного осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами; незаконного привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан.