Риски привлечения иностранных граждан к работе

Подборка наиболее важных документов по запросу Риски привлечения иностранных граждан к работе (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Готовое решение: Какие документы при приеме на работу затребовать у соискателя
(КонсультантПлюс, 2024)
Кроме того, для работодателя существуют иные риски. Например, за привлечение к трудовой деятельности в России иностранного гражданина, у которого отсутствует разрешение на работу либо патент, требующиеся согласно федеральному закону, работодатель может быть подвергнут административному наказанию по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, а если нарушение совершено в Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области - по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
Статья: Миграционные нарушения: обзор судебной практики
(Балдынова А.)
("Трудовое право", 2020, N 6)
В первую очередь важно определиться с кругом субъектов, привлечение которых к административной ответственности является возможным. Кто же несет ответственность в случае нелегального допуска к работе иностранного гражданина - заказчик, подрядчик или субподрядчик? Привлечение к трудовой деятельности не равно оформлению трудового или другого договора с иностранцем. Это фактический доступ такого лица к работам в интересах определенного заказчика (работодателя) (об этом прямо сказано в п. 1 примечания к ст. 18.15 КоАП РФ). Следовательно, риск привлечения к административной ответственности несут в равной мере как подрядчик или субподрядчик, которые наняли иностранцев без разрешения на работу, так и заказчик, который допустил таких лиц к работе. Аналогичную правовую позицию поддержал и ВАС РФ (см. Определение ВАС РФ от 05.06.2012 N 17221/11 по делу N А40-13149/11-94-120). Разделяет такое мнение и Верховный Суд РФ. В своем Постановлении от 29.06.2016 N 308-АД16-2457 ВС РФ отметил, что возложение ответственности и обязанности на субподрядчиков не заменяет и не исключает обязанности генподрядчика по контролю за надлежащим исполнением строительных работ, а также по недопущению к трудовой деятельности на объекте иностранных граждан, привлеченных к работам незаконно. Генеральный подрядчик должен был самостоятельно проверить законность привлечения к трудовой деятельности субподрядчиками иностранных работников для обеспечения исполнения публично-правовой обязанности как лица, ответственного за осуществление строительных работ. Но по иному делу Верховный суд пришел к другим выводам. В ситуации, когда субподрядчик привлек к работам нелегально иностранных граждан, суды трех инстанций привлекли к ответственности генерального подрядчика, но ВС РФ отменил предшествующие судебные акты, указав следующее. Верховный суд постановил, что в данном деле надлежит учесть буквальное толкование ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, согласно которой административной ответственности подвергается, в частности, лицо, осуществившее непосредственное привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина в отсутствие необходимых документов. В данном случае таким лицом, которое непосредственно привлекло к труду иностранного работника, генподрядчик не являлся. Также ВС РФ отметил, что наличие в контракте условий о необходимости соблюдения генподрядчиком требований миграционного законодательства не свидетельствует о том, что он является субъектом административного правонарушения, поскольку материалами дела достоверно не подтверждено, что именно он допустил к выполнению работ либо использовал труд иностранного работника (Постановление ВС РФ от 21.02.2018 N 38-АД17-5).

Нормативные акты

Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ
(ред. от 10.07.2023)
"О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 07.01.2024)
3. Работодатель и заказчик работ (услуг) самостоятельно осуществляют оценку компетентности и уровня квалификации иностранных граждан, которых они желают привлечь в качестве высококвалифицированных специалистов, и несут соответствующие риски.
Федеральный закон от 19.05.2010 N 86-ФЗ
(ред. от 03.07.2016)
"О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
3. Работодатель и заказчик работ (услуг) самостоятельно осуществляют оценку компетентности и уровня квалификации иностранных граждан, которых они желают привлечь в качестве высококвалифицированных специалистов, и несут соответствующие риски.