Неуведомление об увольнении иностранного гражданина
Подборка наиболее важных документов по запросу Неуведомление об увольнении иностранного гражданина (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Административные правонарушения в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ: Организация (ИП) оспаривает привлечение к ответственности по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ за незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранца или лица без гражданства, совершенное в Москве или Санкт-Петербурге (в Московской или Ленинградской области)
(КонсультантПлюс, 2025)Уполномоченный орган (Управление по вопросам миграции МВД России) привлек Организацию (ИП) к ответственности по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ за то, что она привлекла к трудовой деятельности в Москве или Санкт-Петербурге (в Московской или Ленинградской области) иностранного гражданина, не имеющего патента (разрешения на работу), не уведомила о заключении или расторжении трудового договора с ним (например, за отсутствие патента на осуществление трудовой деятельности в данных субъектах РФ и др.).
(КонсультантПлюс, 2025)Уполномоченный орган (Управление по вопросам миграции МВД России) привлек Организацию (ИП) к ответственности по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ за то, что она привлекла к трудовой деятельности в Москве или Санкт-Петербурге (в Московской или Ленинградской области) иностранного гражданина, не имеющего патента (разрешения на работу), не уведомила о заключении или расторжении трудового договора с ним (например, за отсутствие патента на осуществление трудовой деятельности в данных субъектах РФ и др.).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как оформить прием и увольнение работника в один день
(КонсультантПлюс, 2025)Прием и увольнение оформляйте в целом так, как изложено в настоящем материале, но с учетом особенностей, характерных для оформления трудовых отношений с иностранными работниками. В частности, уведомьте уполномоченный территориальный орган МВД России на региональном уровне в том субъекте РФ, где работал иностранец, как о его приеме, так и об увольнении. Для этого заполните формы уведомлений о заключении и о прекращении (расторжении) договора, утвержденные Приказом МВД России от 30.07.2020 N 536. Срок уведомления - не более трех рабочих дней с даты заключения, расторжения трудового договора (абз. 1 п. 8 ст. 13 Закона об иностранцах, п. п. 2, 3 Порядка подачи уведомлений о заключении и расторжении трудовых договоров с иностранцами). Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления влечет риск ответственности по ч. 3, 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Прием и увольнение оформляйте в целом так, как изложено в настоящем материале, но с учетом особенностей, характерных для оформления трудовых отношений с иностранными работниками. В частности, уведомьте уполномоченный территориальный орган МВД России на региональном уровне в том субъекте РФ, где работал иностранец, как о его приеме, так и об увольнении. Для этого заполните формы уведомлений о заключении и о прекращении (расторжении) договора, утвержденные Приказом МВД России от 30.07.2020 N 536. Срок уведомления - не более трех рабочих дней с даты заключения, расторжения трудового договора (абз. 1 п. 8 ст. 13 Закона об иностранцах, п. п. 2, 3 Порядка подачи уведомлений о заключении и расторжении трудовых договоров с иностранцами). Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления влечет риск ответственности по ч. 3, 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
Готовое решение: Какие есть особенности увольнения работника-иностранца
(КонсультантПлюс, 2025)административная ответственность по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ (штраф от 400 000 до 500 000 руб. для организации). Она может наступить, если вы ставили иностранца, принятого для работы вахтовым методом, на миграционный учет, но при увольнении не уведомили (есть исключение) территориальный орган МВД России о его убытии из вашей организации (при условии, что ваши действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния);
(КонсультантПлюс, 2025)административная ответственность по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ (штраф от 400 000 до 500 000 руб. для организации). Она может наступить, если вы ставили иностранца, принятого для работы вахтовым методом, на миграционный учет, но при увольнении не уведомили (есть исключение) территориальный орган МВД России о его убытии из вашей организации (при условии, что ваши действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния);
Нормативные акты
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)Трудовой договор с работником государственного органа или органа местного самоуправления, который замещает должность, предусмотренную частью третьей настоящей статьи, и не имеет гражданства Российской Федерации или имеет гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, подлежит прекращению по основанию, предусмотренному пунктом 13 части первой статьи 83 настоящего Кодекса, в случае, если этого работника невозможно перевести на другую имеющуюся у работодателя работу в соответствии с частью второй статьи 83 настоящего Кодекса. Если указанный работник не сообщил в установленном порядке о том, что не имеет гражданства Российской Федерации или имеет гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, при прекращении с ним трудового договора часть вторая статьи 83 настоящего Кодекса не применяется.
(ред. от 29.09.2025)Трудовой договор с работником государственного органа или органа местного самоуправления, который замещает должность, предусмотренную частью третьей настоящей статьи, и не имеет гражданства Российской Федерации или имеет гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, подлежит прекращению по основанию, предусмотренному пунктом 13 части первой статьи 83 настоящего Кодекса, в случае, если этого работника невозможно перевести на другую имеющуюся у работодателя работу в соответствии с частью второй статьи 83 настоящего Кодекса. Если указанный работник не сообщил в установленном порядке о том, что не имеет гражданства Российской Федерации или имеет гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, при прекращении с ним трудового договора часть вторая статьи 83 настоящего Кодекса не применяется.
Постановление Конституционного Суда РФ от 04.02.2020 N 7-П
"По делу о проверке конституционности пункта 1 примечаний к статье 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, части второй статьи 67 Трудового кодекса Российской Федерации и абзаца первого пункта 8 статьи 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки А.А. Викторовой"В части же 3 статьи 18.15 КоАП Российской Федерации, на основании которой привлечена к административной ответственности А.А. Викторова и которая предусматривает ответственность за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора с иностранным гражданином, понятие "привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства" не используется. В силу этого пункт 1 примечаний к той же статье, применение которого в нормативной связи с ее частью 3 не предполагается, не может рассматриваться как затрагивающий конституционные права заявительницы.
"По делу о проверке конституционности пункта 1 примечаний к статье 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, части второй статьи 67 Трудового кодекса Российской Федерации и абзаца первого пункта 8 статьи 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки А.А. Викторовой"В части же 3 статьи 18.15 КоАП Российской Федерации, на основании которой привлечена к административной ответственности А.А. Викторова и которая предусматривает ответственность за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора с иностранным гражданином, понятие "привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства" не используется. В силу этого пункт 1 примечаний к той же статье, применение которого в нормативной связи с ее частью 3 не предполагается, не может рассматриваться как затрагивающий конституционные права заявительницы.
Статья: Иностранные граждане в сфере трудовой миграции: проблемы правоприменения
(Куликов Л.А., Куликова Е.А.)
("Миграционное право", 2025, N 4)- за несообщение (несвоевременное сообщение) в МВД России о найме на работу иностранца или его увольнении - штраф от 5 до 7 тысяч рублей.
(Куликов Л.А., Куликова Е.А.)
("Миграционное право", 2025, N 4)- за несообщение (несвоевременное сообщение) в МВД России о найме на работу иностранца или его увольнении - штраф от 5 до 7 тысяч рублей.
Последние изменения: Прием на работу граждан Белоруссии
(КонсультантПлюс, 2025)В отношении граждан Беларуси, трудоустроенных в РФ, и их работодателей не применяются положения Закона об иностранцах. Это следует из содержания Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4. Следовательно, привлечь работодателя к ответственности за неуведомление госоргана в сфере миграции о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора с гражданином Беларуси нельзя.
(КонсультантПлюс, 2025)В отношении граждан Беларуси, трудоустроенных в РФ, и их работодателей не применяются положения Закона об иностранцах. Это следует из содержания Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4. Следовательно, привлечь работодателя к ответственности за неуведомление госоргана в сфере миграции о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора с гражданином Беларуси нельзя.
Готовое решение: Какие особенности при предоставлении отпуска иностранному работнику
(КонсультантПлюс, 2025)Однако, если вы являетесь для иностранца принимающей стороной и поставили его на учет по месту пребывания по адресу вашей организации, вам нужно уведомить уполномоченный орган о его убытии из места пребывания. Полагаем, это нужно сделать и в том случае, если иностранец уезжает на время отпуска, так как необходимость уведомления не зависит от причины убытия работника из места пребывания (подход по снятию с миграционного учета такой же, как при увольнении работника). При этом отметим, что информация о выезде иностранца из России, поступившая в уполномоченный орган от органа пограничного контроля в соответствующем пункте пропуска через госграницу РФ, является самостоятельным основанием для снятия иностранца с учета по месту пребывания. Но, полагаем, это не заменяет уведомление об убытии от принимающей стороны. Кроме того, у вас может не быть достоверных сведений, что иностранец, покинув место пребывания, уедет за границу и в какой срок. Более того, такую информацию не нужно указывать при заполнении формы уведомления об убытии иностранца, что также указывает на необходимость подачи уведомления независимо от причины убытия иностранца и планов его пребывания в России. Направление уведомления об убытии в рассматриваемом случае не несет для вас рисков. Такие выводы сделали с учетом п. п. 1, 5 ч. 3, ч. 4 ст. 8, ч. 2 ст. 21, п. п. 2, 5 ч. 1, п. п. 2, 5 ч. 2, ч. 2.3 ст. 23 Закона о миграционном учете, пп. "б", "д" п. 37, п. 45(1) Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9.
(КонсультантПлюс, 2025)Однако, если вы являетесь для иностранца принимающей стороной и поставили его на учет по месту пребывания по адресу вашей организации, вам нужно уведомить уполномоченный орган о его убытии из места пребывания. Полагаем, это нужно сделать и в том случае, если иностранец уезжает на время отпуска, так как необходимость уведомления не зависит от причины убытия работника из места пребывания (подход по снятию с миграционного учета такой же, как при увольнении работника). При этом отметим, что информация о выезде иностранца из России, поступившая в уполномоченный орган от органа пограничного контроля в соответствующем пункте пропуска через госграницу РФ, является самостоятельным основанием для снятия иностранца с учета по месту пребывания. Но, полагаем, это не заменяет уведомление об убытии от принимающей стороны. Кроме того, у вас может не быть достоверных сведений, что иностранец, покинув место пребывания, уедет за границу и в какой срок. Более того, такую информацию не нужно указывать при заполнении формы уведомления об убытии иностранца, что также указывает на необходимость подачи уведомления независимо от причины убытия иностранца и планов его пребывания в России. Направление уведомления об убытии в рассматриваемом случае не несет для вас рисков. Такие выводы сделали с учетом п. п. 1, 5 ч. 3, ч. 4 ст. 8, ч. 2 ст. 21, п. п. 2, 5 ч. 1, п. п. 2, 5 ч. 2, ч. 2.3 ст. 23 Закона о миграционном учете, пп. "б", "д" п. 37, п. 45(1) Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9.
Готовое решение: Какие особенности предоставления отпуска без сохранения заработной платы иностранному работнику
(КонсультантПлюс, 2025)административная ответственность по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ. Например, если не уведомите или уведомите с нарушением срока (порядка, формы) территориальный орган МВД России об увольнении работника-иностранца, которому предоставили отпуск за свой счет с последующим увольнением. Если такое нарушение совершено в Москве, Санкт-Петербурге, Московской или Ленинградской области, привлекают к ответственности по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ;
(КонсультантПлюс, 2025)административная ответственность по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ. Например, если не уведомите или уведомите с нарушением срока (порядка, формы) территориальный орган МВД России об увольнении работника-иностранца, которому предоставили отпуск за свой счет с последующим увольнением. Если такое нарушение совершено в Москве, Санкт-Петербурге, Московской или Ленинградской области, привлекают к ответственности по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ;
Вопрос: О представлении временно пребывающим в РФ гражданином Республики Беларусь, являющимся ВКС, полиса ДМС при трудоустройстве.
(Письмо Государственной инспекции труда в г. Москве от 17.10.2023 N ПГ/21589/10-34055-ОБ/18-1270)Когда принимают на работу сотрудников - граждан государств ЕАЭС, организация уведомляет Главное управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров в общем порядке (п. 8 ст. 13 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ). В отношении сотрудников - граждан Республики Беларусь есть иная позиция, что Главное управление МВД по вопросам миграции в этой ситуации можно не уведомлять (постановление Верховного Суда РФ от 30.05.2017 N 78-АД17-19). Но чтобы избежать споров с проверяющими органами, рекомендуем уведомлять ГУ МВД по вопросам миграции о приеме и увольнении указанных граждан.
(Письмо Государственной инспекции труда в г. Москве от 17.10.2023 N ПГ/21589/10-34055-ОБ/18-1270)Когда принимают на работу сотрудников - граждан государств ЕАЭС, организация уведомляет Главное управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров в общем порядке (п. 8 ст. 13 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ). В отношении сотрудников - граждан Республики Беларусь есть иная позиция, что Главное управление МВД по вопросам миграции в этой ситуации можно не уведомлять (постановление Верховного Суда РФ от 30.05.2017 N 78-АД17-19). Но чтобы избежать споров с проверяющими органами, рекомендуем уведомлять ГУ МВД по вопросам миграции о приеме и увольнении указанных граждан.
Готовое решение: Как заключить трудовой договор с иностранцем
(КонсультантПлюс, 2025)Отметим, что о заключении допсоглашения к трудовому договору с иностранным работником не нужно уведомлять территориальный орган МВД России в субъекте РФ, на территории которого трудится иностранец. Соответствующее уведомление предусмотрено при заключении и прекращении (расторжении) с иностранным гражданином трудового договора, а при его изменении - не предусмотрено (абз. 1 п. 8 ст. 13 Закона об иностранцах, п. 1 Положения о МВД России, утвержденного Указом Президента РФ от 21.12.2016 N 699).
(КонсультантПлюс, 2025)Отметим, что о заключении допсоглашения к трудовому договору с иностранным работником не нужно уведомлять территориальный орган МВД России в субъекте РФ, на территории которого трудится иностранец. Соответствующее уведомление предусмотрено при заключении и прекращении (расторжении) с иностранным гражданином трудового договора, а при его изменении - не предусмотрено (абз. 1 п. 8 ст. 13 Закона об иностранцах, п. 1 Положения о МВД России, утвержденного Указом Президента РФ от 21.12.2016 N 699).
Вопрос: Организация оказывала парикмахерские услуги в Московской области, уведомление о приеме иностранного гражданина подавалось в МВД России по Московской области. Позже организация сменила адрес (переехала в г. Москву). В МВД России какого субъекта необходимо подать уведомление об увольнении иностранного работника?
(Консультация эксперта, 2023)Следовательно, при увольнении иностранного работника, который сменил место выполнения работы, переехав в другой субъект РФ (из Московской области в г. Москву), уведомление о его увольнении нужно подавать по новому месту, а именно в тот субъект РФ, куда был переведен иностранец и где трудился к моменту увольнения (то есть в МВД России по г. Москве).
(Консультация эксперта, 2023)Следовательно, при увольнении иностранного работника, который сменил место выполнения работы, переехав в другой субъект РФ (из Московской области в г. Москву), уведомление о его увольнении нужно подавать по новому месту, а именно в тот субъект РФ, куда был переведен иностранец и где трудился к моменту увольнения (то есть в МВД России по г. Москве).
Статья: Иностранный гражданин как специальный субъект дисциплинарной ответственности
(Лютаревич-Гефтер Ю.А.)
("Вестник Российской правовой академии", 2023, N 3)Подобное нововведение стимулировало бы иностранных граждан своевременно информировать работодателей об истечении срока действия или аннулировании документа, необходимого иностранцу для осуществления трудовой деятельности, а равно о наступлении иного юридически значимого обстоятельства, с которым ТК РФ связывает необходимость прекращения трудовых отношений. Таким образом, в случае если бы работодатель был своевременно проинформирован о необходимости прекращения трудового договора с иностранным гражданином по одному из оснований, ныне закрепленных в ст. 327.6 ТК РФ, прекращение трудового договора осуществлялось бы по данному основанию. В случае несообщения иностранным гражданином о наличии юридических фактов, обусловливающих обязанность прекратить трудовой договор, у работодателя была бы возможность уволить такого работника за виновные действия по новому основанию.
(Лютаревич-Гефтер Ю.А.)
("Вестник Российской правовой академии", 2023, N 3)Подобное нововведение стимулировало бы иностранных граждан своевременно информировать работодателей об истечении срока действия или аннулировании документа, необходимого иностранцу для осуществления трудовой деятельности, а равно о наступлении иного юридически значимого обстоятельства, с которым ТК РФ связывает необходимость прекращения трудовых отношений. Таким образом, в случае если бы работодатель был своевременно проинформирован о необходимости прекращения трудового договора с иностранным гражданином по одному из оснований, ныне закрепленных в ст. 327.6 ТК РФ, прекращение трудового договора осуществлялось бы по данному основанию. В случае несообщения иностранным гражданином о наличии юридических фактов, обусловливающих обязанность прекратить трудовой договор, у работодателя была бы возможность уволить такого работника за виновные действия по новому основанию.
Готовое решение: Ответственность за нарушение миграционного законодательства
(КонсультантПлюс, 2025)Неуведомление или нарушение порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление необходимо в соответствии с федеральным законом
(КонсультантПлюс, 2025)Неуведомление или нарушение порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление необходимо в соответствии с федеральным законом
Готовое решение: Что нужно знать о заключении трудового договора с гражданином Белоруссии
(КонсультантПлюс, 2025)Верховный Суд РФ в отдельных постановлениях, на основании Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 и ч. 4 ст. 15 Конституции РФ пришел к выводу, что на граждан Белоруссии, трудоустроенных в России, и их работодателей положения ст. 13 Закона об иностранцах не распространяются. Он признал незаконным привлечение к ответственности по ч. 3, 4 ст. 18.15 КоАП РФ работодателя (должностное лицо работодателя), не уведомившего уполномоченный орган о приеме на работу (увольнении) гражданина Белоруссии (см., например, Постановления от 07.06.2018 N 83-АД18-6, от 30.05.2017 N 78-АД17-19).
(КонсультантПлюс, 2025)Верховный Суд РФ в отдельных постановлениях, на основании Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 и ч. 4 ст. 15 Конституции РФ пришел к выводу, что на граждан Белоруссии, трудоустроенных в России, и их работодателей положения ст. 13 Закона об иностранцах не распространяются. Он признал незаконным привлечение к ответственности по ч. 3, 4 ст. 18.15 КоАП РФ работодателя (должностное лицо работодателя), не уведомившего уполномоченный орган о приеме на работу (увольнении) гражданина Белоруссии (см., например, Постановления от 07.06.2018 N 83-АД18-6, от 30.05.2017 N 78-АД17-19).