Несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов
Подборка наиболее важных документов по запросу Несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Управление и распоряжение государственным имуществом
(КонсультантПлюс, 2025)...Как следует из материалов дела и установлено арбитражными судами... истец... силами подрядчика... ликвидировал четыре места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов...
(КонсультантПлюс, 2025)...Как следует из материалов дела и установлено арбитражными судами... истец... силами подрядчика... ликвидировал четыре места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Кто несет обязанность по созданию и содержанию контейнерных площадок (мест накопления ТКО)?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)2. Ликвидация несанкционированных свалок ТКО
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)2. Ликвидация несанкционированных свалок ТКО
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)46) несанкционированная свалка - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)46) несанкционированная свалка - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Статья: Развитие правового учения профессора В.В. Петрова в современной доктрине правового регулирования обращения с отходами
(Мисник Г.А.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Вопрос о том, какие действия органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования суд может расценить как умышленные неправомерные, лишающие орган местного самоуправления права на софинансирование (возмещение) расходов муниципального образования по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, требует законодательного решения.
(Мисник Г.А.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Вопрос о том, какие действия органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования суд может расценить как умышленные неправомерные, лишающие орган местного самоуправления права на софинансирование (возмещение) расходов муниципального образования по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, требует законодательного решения.
Статья: Правовые пределы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления
(Плюгина И.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)Можно ожидать, что в итоге дополнительная проработка механизма реализации отдельных государственных полномочий органами МС будет способствовать сбалансированному распределению ответственности, реализации формулы "справедливого гарантированного софинансирования", упомянутой Конституционным Судом РФ при рассмотрении дела о возложении на орган МС обязательства по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов <30>.
(Плюгина И.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)Можно ожидать, что в итоге дополнительная проработка механизма реализации отдельных государственных полномочий органами МС будет способствовать сбалансированному распределению ответственности, реализации формулы "справедливого гарантированного софинансирования", упомянутой Конституционным Судом РФ при рассмотрении дела о возложении на орган МС обязательства по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов <30>.
Статья: Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды: некоторые проблемные аспекты
(Воробьева Д.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 12)Еще одним примером является Постановление Конституционного Суда РФ от 30 мая 2023 г. N 27-П <16>, которым признаны не соответствующими Конституции РФ положения ряда нормативных правовых актов, возлагающие на муниципальные органы власти обязанности по финансовому обеспечению ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, которые располагаются на земельных участках, находящихся в государственной собственности или собственность на которые не разграничена, - при отсутствии соответствующего софинансирования со стороны Российской Федерации или субъектов Российской Федерации. В этой связи федеральному законодателю установлено внести изменения в законодательство.
(Воробьева Д.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 12)Еще одним примером является Постановление Конституционного Суда РФ от 30 мая 2023 г. N 27-П <16>, которым признаны не соответствующими Конституции РФ положения ряда нормативных правовых актов, возлагающие на муниципальные органы власти обязанности по финансовому обеспечению ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, которые располагаются на земельных участках, находящихся в государственной собственности или собственность на которые не разграничена, - при отсутствии соответствующего софинансирования со стороны Российской Федерации или субъектов Российской Федерации. В этой связи федеральному законодателю установлено внести изменения в законодательство.
Статья: О проблемах, возникающих в ходе исполнения органами местного самоуправления полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, и путях их решения
(Щепачев В.А.)
("Местное право", 2025, N 1)Так называемая "мусорная реформа", стартовавшая 1 января 2019 года, целью которой было изменение в правовом регулировании порядка обращения с отходами, направленное на перераспределение ответственности публично-правовых образований в данной сфере с учетом масштаба нуждающихся в решении задач и наличия организационных и финансовых источников для их решения, тем не менее не устранила дисбаланса в этой области правового регулирования и в практике его применения. При этом наибольшие сложности в судебной и правоприменительной практике вызывают вопросы, связанные с разграничением полномочий в области обращения с твердыми коммунальными отходами между органами местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений, входящих в их состав, а также между органами местного самоуправления и региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами. Особняком стоит проблема ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (несанкционированных свалок ТКО). В статье представлены конкретные предложения по решению вышеуказанных проблем и совершенствованию действующего законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
(Щепачев В.А.)
("Местное право", 2025, N 1)Так называемая "мусорная реформа", стартовавшая 1 января 2019 года, целью которой было изменение в правовом регулировании порядка обращения с отходами, направленное на перераспределение ответственности публично-правовых образований в данной сфере с учетом масштаба нуждающихся в решении задач и наличия организационных и финансовых источников для их решения, тем не менее не устранила дисбаланса в этой области правового регулирования и в практике его применения. При этом наибольшие сложности в судебной и правоприменительной практике вызывают вопросы, связанные с разграничением полномочий в области обращения с твердыми коммунальными отходами между органами местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений, входящих в их состав, а также между органами местного самоуправления и региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами. Особняком стоит проблема ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (несанкционированных свалок ТКО). В статье представлены конкретные предложения по решению вышеуказанных проблем и совершенствованию действующего законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Статья: Практика Арбитражного суда Республики Карелия по применению Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"
(Котлов Р.Э., Ятова Е.В.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)Взыскание расходов, понесенных в связи с ликвидацией мест
(Котлов Р.Э., Ятова Е.В.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)Взыскание расходов, понесенных в связи с ликвидацией мест
Статья: Ликвидация накопленного вреда окружающей среде и обращение с отходами производства и потребления: проблема соотношения правовых институтов
(Наумова В.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 3)<9> Письмо Росприроднадзора от 23 мая 2012 г. N ВК-03-03-36/6231 "Об актуализации Методических рекомендаций, направленных письмом Росприроднадзора от 14.11.2011 N ВК-03-03-36/14757" (вместе с Методическими рекомендациями по проведению рейдовых мероприятий в целях выявления мест несанкционированного размещения твердых бытовых отходов на территориях субъектов Российской Федерации) // СПС "КонсультантПлюс".
(Наумова В.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 3)<9> Письмо Росприроднадзора от 23 мая 2012 г. N ВК-03-03-36/6231 "Об актуализации Методических рекомендаций, направленных письмом Росприроднадзора от 14.11.2011 N ВК-03-03-36/14757" (вместе с Методическими рекомендациями по проведению рейдовых мероприятий в целях выявления мест несанкционированного размещения твердых бытовых отходов на территориях субъектов Российской Федерации) // СПС "КонсультантПлюс".