Неиспользование земель сельскохозяйственного назначения
Подборка наиболее важных документов по запросу Неиспользование земель сельскохозяйственного назначения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Переуступка права аренды земли и уведомление о перенайме земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)...льготный порядок предоставления в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения не может быть использован в целях обхода публичных процедур предоставления участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
(КонсультантПлюс, 2025)...льготный порядок предоставления в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения не может быть использован в целях обхода публичных процедур предоставления участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 6 "Изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, который не используется по целевому назначению или используется с нарушением законодательства Российской Федерации" Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"
(Арбитражный суд Уральского округа)Неправильное применение норм материального права привело к тому, что судами не проверены и не оценены зафиксированные в ходе федерального государственного контроля (надзора) признаки неиспользования земельных участков на предмет их соответствия критериям, установленным Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1482 "О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства РФ".
(Арбитражный суд Уральского округа)Неправильное применение норм материального права привело к тому, что судами не проверены и не оценены зафиксированные в ходе федерального государственного контроля (надзора) признаки неиспользования земельных участков на предмет их соответствия критериям, установленным Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1482 "О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства РФ".
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какая ответственность предусмотрена за нецелевое использование земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)2. Какая ответственность предусмотрена за неиспользование земельного участка из земель сельхозназначения
(КонсультантПлюс, 2025)2. Какая ответственность предусмотрена за неиспользование земельного участка из земель сельхозназначения
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Статья 284. Изъятие земельного участка, который не используется по целевому назначению
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Статья 284. Изъятие земельного участка, который не используется по целевому назначению
Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"Статья 6. Изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, который не используется по целевому назначению или используется с нарушением законодательства Российской Федерации
(ред. от 26.12.2024)
"Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"Статья 6. Изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, который не используется по целевому назначению или используется с нарушением законодательства Российской Федерации
Последние изменения: Налогообложение земельным налогом
(КонсультантПлюс, 2025)Минфин России разъяснил, какими документами можно подтвердить неиспользование сельхозземли по целевому назначению или использование земельных участков в предпринимательстве.
(КонсультантПлюс, 2025)Минфин России разъяснил, какими документами можно подтвердить неиспользование сельхозземли по целевому назначению или использование земельных участков в предпринимательстве.
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Статья 60.1. Особенности государственной регистрации прав на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Статья 60.1. Особенности государственной регистрации прав на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Следующим проблемным вопросом является отграничение предмета и объектов муниципального земельного контроля от государственного земельного надзора. Положение п. 1 ч. 2 ст. 71 о предмете государственного земельного надзора идентично положению ч. 2 ст. 72 о предмете муниципального земельного контроля. Анализ ч. 1 ст. 71, содержание которой неоднократно менялось при увеличении количества правонарушений в сфере земельных отношений <1>, свидетельствует о недостаточной проработке вопроса разграничения полномочий контрольных и надзорных органов. Предмет государственного земельного надзора конкретизирован в Положении о государственном земельном надзоре, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 2 января 2015 г. N 1, причем с определением обязательных требований, земельный контроль за соблюдением которых осуществляют Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), их территориальные органы (п. 5, 7, 9). Однако и муниципальный земельный контроль касается, в частности, недопущения самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, использования земельных участков не по целевому назначению, неиспользование сельскохозяйственных земель или земель под индивидуальное жилищное строительство.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Следующим проблемным вопросом является отграничение предмета и объектов муниципального земельного контроля от государственного земельного надзора. Положение п. 1 ч. 2 ст. 71 о предмете государственного земельного надзора идентично положению ч. 2 ст. 72 о предмете муниципального земельного контроля. Анализ ч. 1 ст. 71, содержание которой неоднократно менялось при увеличении количества правонарушений в сфере земельных отношений <1>, свидетельствует о недостаточной проработке вопроса разграничения полномочий контрольных и надзорных органов. Предмет государственного земельного надзора конкретизирован в Положении о государственном земельном надзоре, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 2 января 2015 г. N 1, причем с определением обязательных требований, земельный контроль за соблюдением которых осуществляют Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), их территориальные органы (п. 5, 7, 9). Однако и муниципальный земельный контроль касается, в частности, недопущения самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, использования земельных участков не по целевому назначению, неиспользование сельскохозяйственных земель или земель под индивидуальное жилищное строительство.
Ситуация: Когда могут изъять земельный участок?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Например, к признакам неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения относится зарастание на 50% и более площади земельного участка сорными растениями из установленного Перечня, если одновременно отсутствует ведение сельскохозяйственной деятельности на оставшейся площади земельного участка, либо в случае ведения такой деятельности менее чем на 25% площади земельного участка. Есть некоторые исключения (п. 1 Признаков, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1482).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Например, к признакам неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения относится зарастание на 50% и более площади земельного участка сорными растениями из установленного Перечня, если одновременно отсутствует ведение сельскохозяйственной деятельности на оставшейся площади земельного участка, либо в случае ведения такой деятельности менее чем на 25% площади земельного участка. Есть некоторые исключения (п. 1 Признаков, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1482).
Вопрос: Могут ли в целях исчисления земельного налога в качестве сведений, подтверждающих, что земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения не используется для сельскохозяйственного производства, использоваться показания работников налогоплательщика?
(Консультация эксперта, УФНС России по Республике Мордовия, 2024)Вопрос: Могут ли в целях исчисления земельного налога в качестве сведений, подтверждающих, что земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения не используется для сельскохозяйственного производства, использоваться показания работников налогоплательщика?
(Консультация эксперта, УФНС России по Республике Мордовия, 2024)Вопрос: Могут ли в целях исчисления земельного налога в качестве сведений, подтверждающих, что земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения не используется для сельскохозяйственного производства, использоваться показания работников налогоплательщика?
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Статья 60.1. Особенности государственной регистрации прав на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Статья 60.1. Особенности государственной регистрации прав на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации
Статья: Правовое регулирование цифровизации контрольно-надзорной деятельности в сфере природопользования
(Иксанов Р.А., Владимиров И.А., Токолов А.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 9)В практике контрольно-надзорной деятельности возникают ситуации, когда в разных информационных системах содержится противоречивая информация. Это также является проблемой контрольно-надзорной деятельности. Бумажный сбор и обработка информации снижают эффективность контрольно-надзорной деятельности. Решением проблемы видится переход к повсеместному внедрению цифровых технологий, информационных технологий контрольно-надзорной деятельности. Ситуация, когда одни контрольно-надзорные органы применяют информационные технологии, другие работают на бумаге, влияет на эффективность взаимодействия. Недостаточная цифровая зрелость обусловливает запрос работников контрольно-надзорных органов на обучение в работе с информационными системами в КНД. Решение проблем контрольно-надзорной деятельности видим в осуществлении перехода к проведению большинства внеплановых проверок на основании индикаторов риска. Считаем необходимым установить меры ответственности за неправильный ввод данных должностными лицами контрольно-надзорных органов. Следует изучать положительный, в том числе и зарубежный, опыт внедрения технологии искусственного интеллекта, технологии компьютерного зрения, технологии интернета вещей в контрольно-надзорную деятельность. В частности, Е.В. Гриценко отмечает, что цифровизацию нужно рассматривать как этап информатизации, связанный с использованием искусственного интеллекта <11>. В Российской Федерации частными компаниями разработаны компьютерные программы, предназначенные для распознавания свыше 150 видов сорняков на сельскохозяйственных землях, эта система способна распознавать засорение сорными растениями земель сельскохозяйственного назначения при помощи беспилотных летательных аппаратов, которые осматривают поля, выявляют сорные растения. Данные наработки могут быть использованы контрольно-надзорными органами при выявлении признаков нецелевого использования или неиспользования земель сельскохозяйственного назначения. Еще одним положительным опытом внедрения информационных систем является разработанная система мониторинга промышленных отходов, когда на предприятии, осуществляющем выброс вредных веществ в атмосферный воздух, на дымоходные трубы устанавливается контрольно-измерительное оборудование, данные датчиков которого передаются в режиме реального времени прямо в контрольно-надзорные органы. В информационных системах КНД часто используется программное обеспечение иностранного происхождения, существует зависимость от иностранного программного обеспечения. Это ограничивает развитие отечественных цифровых решений в области контрольно-надзорной деятельности. Также актуальным и острым вопросом остается необходимость обеспечения информационной безопасности, безопасности персональных данных подконтрольных лиц при использовании информационных систем в контрольно-надзорной деятельности.
(Иксанов Р.А., Владимиров И.А., Токолов А.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 9)В практике контрольно-надзорной деятельности возникают ситуации, когда в разных информационных системах содержится противоречивая информация. Это также является проблемой контрольно-надзорной деятельности. Бумажный сбор и обработка информации снижают эффективность контрольно-надзорной деятельности. Решением проблемы видится переход к повсеместному внедрению цифровых технологий, информационных технологий контрольно-надзорной деятельности. Ситуация, когда одни контрольно-надзорные органы применяют информационные технологии, другие работают на бумаге, влияет на эффективность взаимодействия. Недостаточная цифровая зрелость обусловливает запрос работников контрольно-надзорных органов на обучение в работе с информационными системами в КНД. Решение проблем контрольно-надзорной деятельности видим в осуществлении перехода к проведению большинства внеплановых проверок на основании индикаторов риска. Считаем необходимым установить меры ответственности за неправильный ввод данных должностными лицами контрольно-надзорных органов. Следует изучать положительный, в том числе и зарубежный, опыт внедрения технологии искусственного интеллекта, технологии компьютерного зрения, технологии интернета вещей в контрольно-надзорную деятельность. В частности, Е.В. Гриценко отмечает, что цифровизацию нужно рассматривать как этап информатизации, связанный с использованием искусственного интеллекта <11>. В Российской Федерации частными компаниями разработаны компьютерные программы, предназначенные для распознавания свыше 150 видов сорняков на сельскохозяйственных землях, эта система способна распознавать засорение сорными растениями земель сельскохозяйственного назначения при помощи беспилотных летательных аппаратов, которые осматривают поля, выявляют сорные растения. Данные наработки могут быть использованы контрольно-надзорными органами при выявлении признаков нецелевого использования или неиспользования земель сельскохозяйственного назначения. Еще одним положительным опытом внедрения информационных систем является разработанная система мониторинга промышленных отходов, когда на предприятии, осуществляющем выброс вредных веществ в атмосферный воздух, на дымоходные трубы устанавливается контрольно-измерительное оборудование, данные датчиков которого передаются в режиме реального времени прямо в контрольно-надзорные органы. В информационных системах КНД часто используется программное обеспечение иностранного происхождения, существует зависимость от иностранного программного обеспечения. Это ограничивает развитие отечественных цифровых решений в области контрольно-надзорной деятельности. Также актуальным и острым вопросом остается необходимость обеспечения информационной безопасности, безопасности персональных данных подконтрольных лиц при использовании информационных систем в контрольно-надзорной деятельности.
Ситуация: Предусмотрена ли административная ответственность за зарастание садовых земельных участков сорными растениями?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)неиспользование сельскохозяйственного земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)неиспользование сельскохозяйственного земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
Статья: Некоторые правовые вопросы продовольственной безопасности и вовлечения неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в оборот
(Конокотин Н.Г., Конокотин Д.Н., Фаткулина А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 5)"Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 5
(Конокотин Н.Г., Конокотин Д.Н., Фаткулина А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 5)"Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 5
Статья: Актуальные проблемы охраны земельных ресурсов Российской Федерации
(Харьков В.Н.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Отсутствие в наиболее важных программно-политических выступлениях общего характера постоянного внимания к проблематике состояния земельных ресурсов в целом и земель сельскохозяйственного назначения в частности не способствует перелому устойчивых негативных тенденций в состоянии земельного фонда страны. В течение длительного периода времени в информационно-аналитических документах о состоянии земель отмечаются их деградация <16>, неиспользование земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению, снижение агрохимических показателей плодородия почв и др. На этом фоне сохраняется тенденция уменьшения площади земель сельскохозяйственного назначения. Так, в сравнении с 2019 г. в 2020 г. общая площадь земель этой категории уменьшилась на 0,9 млн га <17>, значительная их часть не использовалась по целевому назначению <18>. Согласно последнему из подготовленных Минсельхозом России докладов о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации в 2022 г. <19> также произошло сокращение общей площади земель данной категории еще на 0,6 млн га. При этом по состоянию на 1 января 2023 г. площадь неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения составляла 43,32 млн га, или 11,4% общей площади земель этой категории. Лидером по площади неиспользуемых земель является Центральный федеральный округ, где доля неиспользуемых земель составила 20,5% от общей площади неиспользуемых сельскохозяйственных земель в стране.
(Харьков В.Н.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Отсутствие в наиболее важных программно-политических выступлениях общего характера постоянного внимания к проблематике состояния земельных ресурсов в целом и земель сельскохозяйственного назначения в частности не способствует перелому устойчивых негативных тенденций в состоянии земельного фонда страны. В течение длительного периода времени в информационно-аналитических документах о состоянии земель отмечаются их деградация <16>, неиспользование земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению, снижение агрохимических показателей плодородия почв и др. На этом фоне сохраняется тенденция уменьшения площади земель сельскохозяйственного назначения. Так, в сравнении с 2019 г. в 2020 г. общая площадь земель этой категории уменьшилась на 0,9 млн га <17>, значительная их часть не использовалась по целевому назначению <18>. Согласно последнему из подготовленных Минсельхозом России докладов о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации в 2022 г. <19> также произошло сокращение общей площади земель данной категории еще на 0,6 млн га. При этом по состоянию на 1 января 2023 г. площадь неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения составляла 43,32 млн га, или 11,4% общей площади земель этой категории. Лидером по площади неиспользуемых земель является Центральный федеральный округ, где доля неиспользуемых земель составила 20,5% от общей площади неиспользуемых сельскохозяйственных земель в стране.