Назначение страховой пенсии военным пенсионерам
Подборка наиболее важных документов по запросу Назначение страховой пенсии военным пенсионерам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 3 "Право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом" Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации""Как указано в приведенном решении пенсионного органа, военным пенсионерам может быть назначена страховая пенсия по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) в соответствии с п. 6 ст. 3 Закона N 166-ФЗ при одновременном соблюдении следующих условий: достижение общеустановленного возраста - 61 лет 6 месяцев; наличия минимального страхового стажа, не учтенного при назначении пенсии по линии силового ведомства - 12 лет; наличии минимальной установленной величины ИПК в размере 21."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 32 "Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии отдельным категориям граждан" Федерального закона "О страховых пенсиях""В свою очередь, Федеральный закон "О страховых пенсиях", закрепляя в пункте 3 части 1 статьи 32 условия назначения страховой пенсии по старости инвалидам вследствие военной травмы, устанавливает для данных лиц льготный порядок реализации права на пенсионное обеспечение, предполагающий назначение им страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста: указанная пенсия назначается относящимся к этой категории граждан мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам - 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Полагается ли военным пенсионерам страховая пенсия по старости в дополнение к военной?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Условия для назначения военному пенсионеру второй пенсии
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Условия для назначения военному пенсионеру второй пенсии
Нормативные акты
Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ
(ред. от 28.02.2025)
"О страховых пенсиях"4. При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом.
(ред. от 28.02.2025)
"О страховых пенсиях"4. При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом.
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Суд пришел к выводу о том, что уплата данных взносов в минимальном размере при незначительных доходах не гарантирует вышеназванным категориям лиц право на получение страхового обеспечения. К моменту достижения ими общеустановленного пенсионного возраста их индивидуальный пенсионный коэффициент не сформируется до величины не менее 30, необходимой для назначения страховой пенсии по старости. Как правило, военные пенсионеры начинают осуществлять деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей или лиц, занимающихся частной практикой и не являющихся индивидуальными предпринимателями, после выхода в отставку при достижении определенного возраста, как правило, ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, поэтому к моменту исполнения им 60 и 65 лет для женщин и мужчин соответственно они не смогут достичь установленных критериев выплаты страховой пенсии по старости, несмотря на уплату страховых взносов.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Суд пришел к выводу о том, что уплата данных взносов в минимальном размере при незначительных доходах не гарантирует вышеназванным категориям лиц право на получение страхового обеспечения. К моменту достижения ими общеустановленного пенсионного возраста их индивидуальный пенсионный коэффициент не сформируется до величины не менее 30, необходимой для назначения страховой пенсии по старости. Как правило, военные пенсионеры начинают осуществлять деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей или лиц, занимающихся частной практикой и не являющихся индивидуальными предпринимателями, после выхода в отставку при достижении определенного возраста, как правило, ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, поэтому к моменту исполнения им 60 и 65 лет для женщин и мужчин соответственно они не смогут достичь установленных критериев выплаты страховой пенсии по старости, несмотря на уплату страховых взносов.
Ситуация: Как подтвердить стаж для назначения страховой пенсии?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Периоды военной и приравненной к ней службы, в том числе в органах внутренних дел, при исчислении страхового стажа в целях назначения страховой пенсии по старости гражданам, получающим военную пенсию за выслугу лет либо по инвалидности, не учитываются, если эти периоды предшествовали назначению пенсии по инвалидности либо были учтены при определении размера пенсии за выслугу лет. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе не влияющие на размер военной пенсии (ч. 4 ст. 13 Закона N 400-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Периоды военной и приравненной к ней службы, в том числе в органах внутренних дел, при исчислении страхового стажа в целях назначения страховой пенсии по старости гражданам, получающим военную пенсию за выслугу лет либо по инвалидности, не учитываются, если эти периоды предшествовали назначению пенсии по инвалидности либо были учтены при определении размера пенсии за выслугу лет. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе не влияющие на размер военной пенсии (ч. 4 ст. 13 Закона N 400-ФЗ).
Статья: Сочетание страховых и бюджетных механизмов в пенсионном обеспечении военнослужащих и приравненных к ним лиц: дефекты российской модели пенсионного страхования
(Антонова Н.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 3)В-шестых, наличие у военных пенсионеров и приравненных к ним лиц льготной выслуги лет, например за участие в боевых действиях, контртеррористических операциях, прохождение военной службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, местностях с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями, и других случаях, определяющих особенности выхода на пенсию за выслугу лет в соответствии с нормами Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, при назначении страховой пенсии по старости не учитывается. В то же время получение военными пенсионерами и приравненными к ним лицами "двойной пенсии" не препятствует их досрочному выходу на страховую пенсию по старости в случае наличия у них страховых пенсионных льгот <21>.
(Антонова Н.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 3)В-шестых, наличие у военных пенсионеров и приравненных к ним лиц льготной выслуги лет, например за участие в боевых действиях, контртеррористических операциях, прохождение военной службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, местностях с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями, и других случаях, определяющих особенности выхода на пенсию за выслугу лет в соответствии с нормами Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, при назначении страховой пенсии по старости не учитывается. В то же время получение военными пенсионерами и приравненными к ним лицами "двойной пенсии" не препятствует их досрочному выходу на страховую пенсию по старости в случае наличия у них страховых пенсионных льгот <21>.
Ситуация: Каков порядок пенсионного обеспечения сотрудников органов принудительного исполнения?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Сотрудники органов принудительного исполнения РФ имеют право на получение после увольнения со службы военной пенсии за выслугу лет или по инвалидности. При наличии условий для назначения страховой пенсии по старости они могут получать одновременно военную пенсию и страховую пенсию по старости, за исключением фиксированной выплаты к ней (п. 17 ч. 1 ст. 11, ст. 68 Закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ; п. "а" ст. 1, ч. 2 ст. 2, ст. 5, ч. 1 ст. 6, ч. 5 ст. 7 Закона от 12.02.1993 N 4468-1; п. п. 6, 9 ст. 3 Закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Сотрудники органов принудительного исполнения РФ имеют право на получение после увольнения со службы военной пенсии за выслугу лет или по инвалидности. При наличии условий для назначения страховой пенсии по старости они могут получать одновременно военную пенсию и страховую пенсию по старости, за исключением фиксированной выплаты к ней (п. 17 ч. 1 ст. 11, ст. 68 Закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ; п. "а" ст. 1, ч. 2 ст. 2, ст. 5, ч. 1 ст. 6, ч. 5 ст. 7 Закона от 12.02.1993 N 4468-1; п. п. 6, 9 ст. 3 Закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ).
Ситуация: Какие нестраховые периоды учитываются при назначении пенсии?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Периоды военной и приравненной к ней службы, в том числе в органах внутренних дел, при исчислении страхового стажа в целях назначения страховой пенсии по старости гражданам, получающим военную пенсию за выслугу лет либо по инвалидности, не учитываются, если эти периоды предшествовали назначению пенсии по инвалидности либо были учтены при определении размера пенсии за выслугу лет (ч. 4 ст. 13 Закона N 400-ФЗ);
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Периоды военной и приравненной к ней службы, в том числе в органах внутренних дел, при исчислении страхового стажа в целях назначения страховой пенсии по старости гражданам, получающим военную пенсию за выслугу лет либо по инвалидности, не учитываются, если эти периоды предшествовали назначению пенсии по инвалидности либо были учтены при определении размера пенсии за выслугу лет (ч. 4 ст. 13 Закона N 400-ФЗ);