Назначение на должность председателя центрального банка
Подборка наиболее важных документов по запросу Назначение на должность председателя центрального банка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовой статус центральных банков: сравнительное исследование
(Мехтиев М.Г. оглы)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 3)Для ответа на этот вопрос следует проанализировать концепцию баланса сил и механизм демократического контроля. Так, в числе конституционных полномочий Президента определено положение о представлении Государственной Думе кандидатуры "для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации", а также его отстранении (п. "г" ст. 83 Конституции РФ). Похожий механизм применяется и по отношению к членам правительства, хотя и с некоторыми отличиями. Также обратим внимание на порядок отставки правительства, который не связан с Центральным банком. Например, отставка правительства в 2020 г. была осуществлена без отставки Председателя Банка России <59>. Что касается полномочий парламента, то Государственная Дума не только назначает и отстраняет от должности Председателя Банка России, но и заслушивает ежегодные доклады Председателя Банка России, как и Правительства (п. "г", "г.1" ч. 1 ст. 103 Конституции РФ), что и является демократическим или парламентским контролем.
(Мехтиев М.Г. оглы)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 3)Для ответа на этот вопрос следует проанализировать концепцию баланса сил и механизм демократического контроля. Так, в числе конституционных полномочий Президента определено положение о представлении Государственной Думе кандидатуры "для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации", а также его отстранении (п. "г" ст. 83 Конституции РФ). Похожий механизм применяется и по отношению к членам правительства, хотя и с некоторыми отличиями. Также обратим внимание на порядок отставки правительства, который не связан с Центральным банком. Например, отставка правительства в 2020 г. была осуществлена без отставки Председателя Банка России <59>. Что касается полномочий парламента, то Государственная Дума не только назначает и отстраняет от должности Председателя Банка России, но и заслушивает ежегодные доклады Председателя Банка России, как и Правительства (п. "г", "г.1" ч. 1 ст. 103 Конституции РФ), что и является демократическим или парламентским контролем.
Статья: Кадровые полномочия Федерального Собрания Российской Федерации как элемент партисипаторного парламентского контроля
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 3)Наиболее простой вариант такого взаимодействия заключается в том, что глава государства выдвигает кандидатуру на замещение соответствующей должности, а Государственная Дума принимает ее или нет. Подобным образом происходит назначение на должность Председателя Центрального банка РФ, утверждение в должности Председателя Правительства РФ, а также его заместителей и федеральных министров (в последнем случае кандидатуры предлагает Председатель Правительства). Такой порядок имеет свои недостатки, поскольку парламент фактически лишен возможности участвовать непосредственно в выборе кандидата на замещение государственной должности и вынужден выбирать "из чего дают".
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 3)Наиболее простой вариант такого взаимодействия заключается в том, что глава государства выдвигает кандидатуру на замещение соответствующей должности, а Государственная Дума принимает ее или нет. Подобным образом происходит назначение на должность Председателя Центрального банка РФ, утверждение в должности Председателя Правительства РФ, а также его заместителей и федеральных министров (в последнем случае кандидатуры предлагает Председатель Правительства). Такой порядок имеет свои недостатки, поскольку парламент фактически лишен возможности участвовать непосредственно в выборе кандидата на замещение государственной должности и вынужден выбирать "из чего дают".
Нормативные акты
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России представляет Президент Российской Федерации не позднее чем за три месяца до истечения полномочий действующего Председателя Банка России.
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России представляет Президент Российской Федерации не позднее чем за три месяца до истечения полномочий действующего Председателя Банка России.
Статья: Правовое регулирование взаимоотношений Президента РФ с Федеральным Собранием
(Васильев В.Г.)
("Современное право", 2020, N 12)Статья 103 Конституции РФ устанавливает: "1. К ведению Государственной Думы относятся... г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации..." [3]. При этом согласно ст. 14 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" "Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на пять лет большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России представляет Президент Российской Федерации..." [7]. Члены Совета директоров Центрального банка РФ назначаются на должность Государственной Думой по представлению Председателя Центрального банка РФ, согласованному с Президентом РФ (ст. 15).
(Васильев В.Г.)
("Современное право", 2020, N 12)Статья 103 Конституции РФ устанавливает: "1. К ведению Государственной Думы относятся... г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации..." [3]. При этом согласно ст. 14 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" "Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на пять лет большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России представляет Президент Российской Федерации..." [7]. Члены Совета директоров Центрального банка РФ назначаются на должность Государственной Думой по представлению Председателя Центрального банка РФ, согласованному с Президентом РФ (ст. 15).
Статья: Президентская власть как самостоятельная ветвь власти: конституционная и публично-правовая реальность
(Исмаилова Х.Ч.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 5)Так, анализ поправок в Конституцию РФ (новые редакции ст. 83, 102, 110, 111, 112 и т.д.), в которых предусмотрены полномочия Президента по назначению Председателя Правительства РФ после утверждения Государственной Думой РФ внесенной им кандидатуры и осуществления общего руководства Правительством РФ (п. "а" и "б" ст. 83); по назначению после консультаций с Советом Федерации на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности, которые не подчинены Председателю Правительства РФ и Генеральному прокурору Российской Федерации (п. "д.1" и "е.1" ст. 83); по представлению в Государственную Думу кандидатуры для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты, а также полномочия по формированию Государственного Совета Российской Федерации и Совета Безопасности Российской Федерации (п. "е.5", "ж" ст. 83) и т.д., как публично-правовые механизмы, объективно востребованные в современном периоде развития государства и общества, наглядно и убедительно демонстрирует формирование самостоятельной президентской ветви власти. Поскольку принцип разделения властей не догма, он должен получить дальнейшее формально-юридическое развитие в Основном Законе как соответствующий положениям юридической науки и практики государственного строительства.
(Исмаилова Х.Ч.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 5)Так, анализ поправок в Конституцию РФ (новые редакции ст. 83, 102, 110, 111, 112 и т.д.), в которых предусмотрены полномочия Президента по назначению Председателя Правительства РФ после утверждения Государственной Думой РФ внесенной им кандидатуры и осуществления общего руководства Правительством РФ (п. "а" и "б" ст. 83); по назначению после консультаций с Советом Федерации на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности, которые не подчинены Председателю Правительства РФ и Генеральному прокурору Российской Федерации (п. "д.1" и "е.1" ст. 83); по представлению в Государственную Думу кандидатуры для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты, а также полномочия по формированию Государственного Совета Российской Федерации и Совета Безопасности Российской Федерации (п. "е.5", "ж" ст. 83) и т.д., как публично-правовые механизмы, объективно востребованные в современном периоде развития государства и общества, наглядно и убедительно демонстрирует формирование самостоятельной президентской ветви власти. Поскольку принцип разделения властей не догма, он должен получить дальнейшее формально-юридическое развитие в Основном Законе как соответствующий положениям юридической науки и практики государственного строительства.