Навязывание услуг банком
Подборка наиболее важных документов по запросу Навязывание услуг банком (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 4 "Качество товара (работы, услуги)" Закона РФ "О защите прав потребителей"Суд первой инстанции по праву учел, что такое навязывание Банком действительно сомнительных и дорогостоящих услуг своих партнеров при заключении и без того обременительного кредитного Договора при фактическом отсутствии должного информирования потребителя, свидетельствует о включении в Заявление и в Договор ущемляющих права потребителя условий."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 14.7 "Обман потребителей" КоАП РФ"В отсутствие доказательств того, что банк навязывал заявителю дополнительные услуги, понудил его к заключению договора N ОЮВ/П-0016785 и к перечислению денежных средств, и что при отказе потребителя от подписания указанного договора ему было бы отказано в заключении кредитного договора с банком, а также доказательств того, что именно банк ввел заявителя в заблуждение путем включения в договор условий, ущемляющих права потребителя, а также нарушил его право на получение необходимой и достоверной информации, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в действиях "Газпромбанк" (акционерное общество) признаков события административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 2 статьи 14.7 и частями 1, 2 статьи 14.8 КоАП РФ, не установлено."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Куда обращаться с жалобой на банк?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В качестве примеров нарушений со стороны банка (его сотрудников), в связи с которыми может быть подана жалоба в Роспотребнадзор, можно привести, в частности, следующие (ст. 310, п. п. 1, 2 ст. 450 ГК РФ; Письмо Роспотребнадзора от 25.09.2007 N 0100/9706-07-32; Информация Роспотребнадзора от 21.04.2015):
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В качестве примеров нарушений со стороны банка (его сотрудников), в связи с которыми может быть подана жалоба в Роспотребнадзор, можно привести, в частности, следующие (ст. 310, п. п. 1, 2 ст. 450 ГК РФ; Письмо Роспотребнадзора от 25.09.2007 N 0100/9706-07-32; Информация Роспотребнадзора от 21.04.2015):
Готовое решение: Как оказывать платные услуги населению
(КонсультантПлюс, 2025)в части недопустимости условий договора в сфере оказания банковских услуг, ущемляющих права потребителя, в части запрета навязывать потребителю дополнительные услуги за отдельную плату - до заключения договора об основных услугах предлагать приобрести дополнительные или заключить иные договоры, которые указаны как обязательные для приобретения основных услуг (если иное не предусмотрено законом) (ст. 16). К числу условий, ущемляющих права потребителя, относится навязывание банками дополнительных услуг при кредитовании (пакеты банковских услуг, страховки и пр.); удержание дополнительных необоснованных комиссий; право банка на одностороннее расторжение договора и изменение процентной ставки по кредиту (вкладу) или тарифов на оказание услуг; начисление процентов на проценты (кроме договоров банковского вклада); возложение на заемщика издержек по погашению ипотеки; установление обязательного досудебного порядка урегулирования споров (п. 2 ст. 317.1 ГК РФ, Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека за 1 квартал 2018 года, п. 11 Обзора судебной практики по делам о защите прав потребителей, п. п. 5, 19 Обзора судебной практики по делам, связанным с защитой прав потребителей финансовых услуг, п. 4.1 Обзора судебной практики по гражданским делам, связанным с разрешением споров об исполнении кредитных обязательств, п. п. 3, 15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 N 146);
(КонсультантПлюс, 2025)в части недопустимости условий договора в сфере оказания банковских услуг, ущемляющих права потребителя, в части запрета навязывать потребителю дополнительные услуги за отдельную плату - до заключения договора об основных услугах предлагать приобрести дополнительные или заключить иные договоры, которые указаны как обязательные для приобретения основных услуг (если иное не предусмотрено законом) (ст. 16). К числу условий, ущемляющих права потребителя, относится навязывание банками дополнительных услуг при кредитовании (пакеты банковских услуг, страховки и пр.); удержание дополнительных необоснованных комиссий; право банка на одностороннее расторжение договора и изменение процентной ставки по кредиту (вкладу) или тарифов на оказание услуг; начисление процентов на проценты (кроме договоров банковского вклада); возложение на заемщика издержек по погашению ипотеки; установление обязательного досудебного порядка урегулирования споров (п. 2 ст. 317.1 ГК РФ, Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека за 1 квартал 2018 года, п. 11 Обзора судебной практики по делам о защите прав потребителей, п. п. 5, 19 Обзора судебной практики по делам, связанным с защитой прав потребителей финансовых услуг, п. 4.1 Обзора судебной практики по гражданским делам, связанным с разрешением споров об исполнении кредитных обязательств, п. п. 3, 15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 N 146);
Статья: Какие риски возникают у банка при взимании комиссии за налоговые платежи
(Севастьянова Ю.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 8)В некоторых случаях у потребителя может возникнуть ощущение, что подобные услуги банк навязывает. Какие риски могут возникнуть у финансистов?
(Севастьянова Ю.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 8)В некоторых случаях у потребителя может возникнуть ощущение, что подобные услуги банк навязывает. Какие риски могут возникнуть у финансистов?
Статья: Ключевые законопроектные инициативы в сфере страхования. Взгляд страховщика
(Чуб А.)
("Современные страховые технологии", 2024, N 6)Важно приступить к этой работе своевременно и на законодательном уровне урегулировать вопросы, направленные на пресечение практики банков по навязыванию услуг определенного страховщика.
(Чуб А.)
("Современные страховые технологии", 2024, N 6)Важно приступить к этой работе своевременно и на законодательном уровне урегулировать вопросы, направленные на пресечение практики банков по навязыванию услуг определенного страховщика.
Статья: Лизинг беспилотных транспортных средств: правовое регулирование и практика
(Благодир А.Л., Михеева И.Е.)
("Право и экономика", 2022, N 12)Автор (соавтор) ряда публикаций (статей, монографий), в том числе: Цифровое право в банковской деятельности: сравнительно-правовой аспект: Монография / Отв. редактор Л.Г. Ефимова. Москва, 2021 (в соавторстве, раздел "Блокчейн-технологии"); Недобросовестное поведение банков по навязыванию услуг страхования при потребительском кредитовании // Хозяйство и право. 2020. N 4 (519). С. 92 - 100; Сравнительный анализ доктринальных концепций правового регулирования смарт-контрактов в России и зарубежных странах / Ефимова Л.Г., Михеева И.Е., Чуб Д.В. // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2020. N 4. С. 79 - 105.
(Благодир А.Л., Михеева И.Е.)
("Право и экономика", 2022, N 12)Автор (соавтор) ряда публикаций (статей, монографий), в том числе: Цифровое право в банковской деятельности: сравнительно-правовой аспект: Монография / Отв. редактор Л.Г. Ефимова. Москва, 2021 (в соавторстве, раздел "Блокчейн-технологии"); Недобросовестное поведение банков по навязыванию услуг страхования при потребительском кредитовании // Хозяйство и право. 2020. N 4 (519). С. 92 - 100; Сравнительный анализ доктринальных концепций правового регулирования смарт-контрактов в России и зарубежных странах / Ефимова Л.Г., Михеева И.Е., Чуб Д.В. // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2020. N 4. С. 79 - 105.
Статья: Посредническая деятельность банка: правовые проблемы
(Лаутс Е.Б.)
("Банковское право", 2021, N 1)Тем не менее риск признания таких сделок недействительными остается, если банк действует в качестве агента, так как клиент в суде может настаивать на том, что банк, действуя в качестве агента, фактически совершал притворную сделку или же вводил клиента в заблуждение. Кроме того, при определенных ситуациях навязывания банком услуг возникает риск нарушения банковского, антимонопольного законодательства и законодательства о защите прав потребителей.
(Лаутс Е.Б.)
("Банковское право", 2021, N 1)Тем не менее риск признания таких сделок недействительными остается, если банк действует в качестве агента, так как клиент в суде может настаивать на том, что банк, действуя в качестве агента, фактически совершал притворную сделку или же вводил клиента в заблуждение. Кроме того, при определенных ситуациях навязывания банком услуг возникает риск нарушения банковского, антимонопольного законодательства и законодательства о защите прав потребителей.
Статья: Дайте жалобную книгу
(Полякова Ю.)
("Банковское обозрение", 2024, N 9)По статистике ЦБ видно, например, как меняется сектор. Долгое время большой проблемой было навязывание потребителю дополнительных услуг при кредитовании. "Заемщик вместе с кредитом получал пакет страховок, разного рода опций - консультации юриста, подписки на онлайн-кинотеатр и прочее. "Поэтому при участии регулятора в законодательство были внесены важные изменения, которые призваны помочь эффективно бороться с этой недобросовестной практикой, - заявили в пресс-службе ЦБ. - Результат мы уже видим. В январе - мае число жалоб на навязывание услуг банками снизилось на 38,7%, МФО - на 68,5%".
(Полякова Ю.)
("Банковское обозрение", 2024, N 9)По статистике ЦБ видно, например, как меняется сектор. Долгое время большой проблемой было навязывание потребителю дополнительных услуг при кредитовании. "Заемщик вместе с кредитом получал пакет страховок, разного рода опций - консультации юриста, подписки на онлайн-кинотеатр и прочее. "Поэтому при участии регулятора в законодательство были внесены важные изменения, которые призваны помочь эффективно бороться с этой недобросовестной практикой, - заявили в пресс-службе ЦБ. - Результат мы уже видим. В январе - мае число жалоб на навязывание услуг банками снизилось на 38,7%, МФО - на 68,5%".
Статья: Деятельность правозащитных организаций по защите прав граждан в сфере получения услуг в микрофинансовых организациях
(Свистунов С.В.)
("Современное право", 2024, N 8)- 21% - потребительские кредиты микрофинансовых организаций (навязывание услуг страхования банками при выдаче кредитов);
(Свистунов С.В.)
("Современное право", 2024, N 8)- 21% - потребительские кредиты микрофинансовых организаций (навязывание услуг страхования банками при выдаче кредитов);