Нарушение права на защиту по делу об административном правонарушении
Подборка наиболее важных документов по запросу Нарушение права на защиту по делу об административном правонарушении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Возбуждение дела об административном правонарушении прокурором
(КонсультантПлюс, 2025)Несоблюдение процессуальных требований, предусмотренных статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и порядка привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, влечет нарушение права этого лица на защиту.
(КонсультантПлюс, 2025)Несоблюдение процессуальных требований, предусмотренных статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и порядка привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, влечет нарушение права этого лица на защиту.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 51 Конституции РФ"От подписания протокола об административном правонарушении, в том числе в графе о разъяснении ему прав, предусмотренных статьей 51 Конституции Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, А. отказался, распорядившись принадлежащим ему правом по своему усмотрению, о чем сделаны соответствующие записи в указанном документе. Из материалов дела не усматривается, что А. не имел возможности реализовать предоставленные ему Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях права, что при возбуждении дела об административном правонарушении нарушались его права на защиту."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В преамбуле Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2007 N 52 (в ред. от 09.02.2012) "О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях" <1> указано, что при осуществлении правосудия следует исходить из того, что несоблюдение установленных законом сроков рассмотрения уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях существенно нарушает право граждан на судебную защиту, гарантированное Конституцией РФ и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Указано, что при выявлении фактов волокиты, грубого или систематического нарушения судьями процессуальных сроков, приводящих к ущемлению прав и законных интересов граждан при рассмотрении дел, квалификационные коллегии судей в установленном законом порядке привлекают судей к дисциплинарной ответственности, в том числе и в виде досрочного прекращения их полномочий. В п. 2 названного Постановления разъяснено, что всем судьям необходимо повысить личную ответственность за рассмотрение дел в установленные сроки, исключить факты волокиты. Обращено внимание судей на то, что за грубое или систематическое нарушение судьей процессуального закона, повлекшее неоправданное нарушение сроков разрешения дела и существенно ущемляющее права и законные интересы участников судебного процесса, с учетом конкретных обстоятельств может быть наложено дисциплинарное взыскание вплоть до прекращения полномочий судьи (п. 1 ст. 12.1 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации").
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В преамбуле Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2007 N 52 (в ред. от 09.02.2012) "О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях" <1> указано, что при осуществлении правосудия следует исходить из того, что несоблюдение установленных законом сроков рассмотрения уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях существенно нарушает право граждан на судебную защиту, гарантированное Конституцией РФ и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Указано, что при выявлении фактов волокиты, грубого или систематического нарушения судьями процессуальных сроков, приводящих к ущемлению прав и законных интересов граждан при рассмотрении дел, квалификационные коллегии судей в установленном законом порядке привлекают судей к дисциплинарной ответственности, в том числе и в виде досрочного прекращения их полномочий. В п. 2 названного Постановления разъяснено, что всем судьям необходимо повысить личную ответственность за рассмотрение дел в установленные сроки, исключить факты волокиты. Обращено внимание судей на то, что за грубое или систематическое нарушение судьей процессуального закона, повлекшее неоправданное нарушение сроков разрешения дела и существенно ущемляющее права и законные интересы участников судебного процесса, с учетом конкретных обстоятельств может быть наложено дисциплинарное взыскание вплоть до прекращения полномочий судьи (п. 1 ст. 12.1 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации").
Статья: О перспективах совершенствования института административной ответственности в сфере защиты прав инвалидов в Российской Федерации
(Орлова К.О.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)Ключевые слова: административная ответственность, административное правонарушение, защита инвалидов, нарушение прав инвалидов, индивидуальная программа реабилитации или абилитации.
(Орлова К.О.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)Ключевые слова: административная ответственность, административное правонарушение, защита инвалидов, нарушение прав инвалидов, индивидуальная программа реабилитации или абилитации.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)При этом законодатель во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2013 г. N 1-П Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. N 343-ФЗ снизил минимальный размер штрафа за данное правонарушение, расширив, тем самым, возможности как антимонопольных органов, так и судов в части дифференциации назначаемого наказания, исключая при этом необходимость использования для этой цели такого правового института, как малозначительность административного правонарушения. Применение данного правового института не должно порождать правовой нигилизм, ощущение безнаказанности, приводить к утрате эффективности общей и частной превенции административных правонарушений, нарушению прав и свобод граждан, защищаемых антимонопольным законодательством.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)При этом законодатель во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2013 г. N 1-П Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. N 343-ФЗ снизил минимальный размер штрафа за данное правонарушение, расширив, тем самым, возможности как антимонопольных органов, так и судов в части дифференциации назначаемого наказания, исключая при этом необходимость использования для этой цели такого правового института, как малозначительность административного правонарушения. Применение данного правового института не должно порождать правовой нигилизм, ощущение безнаказанности, приводить к утрате эффективности общей и частной превенции административных правонарушений, нарушению прав и свобод граждан, защищаемых антимонопольным законодательством.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2007 N 52
(ред. от 09.02.2012)
"О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях"Пленум Верховного Суда Российской Федерации отмечает, что несоблюдение сроков рассмотрения уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях существенно нарушает конституционное право граждан на судебную защиту, гарантированное статьей 46 Конституции Российской Федерации.
(ред. от 09.02.2012)
"О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях"Пленум Верховного Суда Российской Федерации отмечает, что несоблюдение сроков рассмотрения уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях существенно нарушает конституционное право граждан на судебную защиту, гарантированное статьей 46 Конституции Российской Федерации.
Статья: Юридический дайджест: применение законодательства об исполнительном производстве (практика Верховного Суда РФ)
(Тумаков А.В.)
("Цивилист", 2025, N 2)Общество "Промсвязьбанк" (далее - банк) оспаривало постановление Управления ФССП РФ о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <6> ("Нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности"). ФССП РФ установила, что между банком и гражданином И.Х. Каримовым был заключен договор потребительского кредитования. В связи с возникновением у гражданина задолженности банк многократно, в том числе ежедневно, направлял ему СМС-сообщения с требованиями ее погасить. В этих сообщениях в числе прочего указывалось, что банк планирует обратиться в суд и есть перспективы ареста имущества, ограничения выезда должника за пределы Российской Федерации. Вынося постановление о привлечении к административной ответственности, ФССП РФ исходила из того, что банк в суд так и не обратился.
(Тумаков А.В.)
("Цивилист", 2025, N 2)Общество "Промсвязьбанк" (далее - банк) оспаривало постановление Управления ФССП РФ о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <6> ("Нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности"). ФССП РФ установила, что между банком и гражданином И.Х. Каримовым был заключен договор потребительского кредитования. В связи с возникновением у гражданина задолженности банк многократно, в том числе ежедневно, направлял ему СМС-сообщения с требованиями ее погасить. В этих сообщениях в числе прочего указывалось, что банк планирует обратиться в суд и есть перспективы ареста имущества, ограничения выезда должника за пределы Российской Федерации. Вынося постановление о привлечении к административной ответственности, ФССП РФ исходила из того, что банк в суд так и не обратился.
"Преступления против правосудия: монография"
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)Как следует из ст. ст. 25 - 29 КоАП РФ, такими нарушениями являются ограничение гарантированных законом прав участников производства по делу об административном правонарушении, которые не позволили судье, должностному лицу всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)Как следует из ст. ст. 25 - 29 КоАП РФ, такими нарушениями являются ограничение гарантированных законом прав участников производства по делу об административном правонарушении, которые не позволили судье, должностному лицу всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Статья: Истечение срока давности привлечения к административной ответственности как основание освобождения от нее: проблема безнаказанности за совершение административного правонарушения
(Федотова Ю.Г.)
("Российский судья", 2022, N 11)Что касается других оснований приостановления, восстановления либо возможности перерыва течения срока давности, таковых оснований закон не предусматривает, даже если сроки рассмотрения дела были затянуты искусственно или намеренно, в частности, в связи с истребованием судьей новых доказательств, не имеющих значения для дела или подтверждающих уже подтвержденные имеющимися доказательствами факты, неявкой лиц, участвующих в производстве по делу, уклонением лица, привлекаемого к административной ответственности, от участия в судебном заседании (в случае наличия требования о его обязательности), например, со ссылкой на свою временную нетрудоспособность (неподтвержденную, неоднократную, с иными признаками злоупотребления). В юридической литературе отмечают множество и других примеров процессуальных издержек, коррупционных проявлений и злоупотреблений, направленных на затягивание рассмотрения дела об административном правонарушении <16>. Верховный Суд РФ указывал, что несоблюдение сроков рассмотрения дел, в том числе об административных правонарушениях, существенно нарушает право на судебную защиту (ст. 46 Конституции РФ). Это означает, что дела должны рассматриваться без неоправданной задержки, в строгом соответствии правилам судопроизводства, важной составляющей которых выступают сроки их рассмотрения <17>.
(Федотова Ю.Г.)
("Российский судья", 2022, N 11)Что касается других оснований приостановления, восстановления либо возможности перерыва течения срока давности, таковых оснований закон не предусматривает, даже если сроки рассмотрения дела были затянуты искусственно или намеренно, в частности, в связи с истребованием судьей новых доказательств, не имеющих значения для дела или подтверждающих уже подтвержденные имеющимися доказательствами факты, неявкой лиц, участвующих в производстве по делу, уклонением лица, привлекаемого к административной ответственности, от участия в судебном заседании (в случае наличия требования о его обязательности), например, со ссылкой на свою временную нетрудоспособность (неподтвержденную, неоднократную, с иными признаками злоупотребления). В юридической литературе отмечают множество и других примеров процессуальных издержек, коррупционных проявлений и злоупотреблений, направленных на затягивание рассмотрения дела об административном правонарушении <16>. Верховный Суд РФ указывал, что несоблюдение сроков рассмотрения дел, в том числе об административных правонарушениях, существенно нарушает право на судебную защиту (ст. 46 Конституции РФ). Это означает, что дела должны рассматриваться без неоправданной задержки, в строгом соответствии правилам судопроизводства, важной составляющей которых выступают сроки их рассмотрения <17>.