Налогообложение МУПов
Подборка наиболее важных документов по запросу Налогообложение МУПов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 227 "Особенности подачи заявления о признании отсутствующего должника банкротом" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению налогового органа, МУП подлежит признанию банкротом в связи с наличием непогашенной задолженности по налогам.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению налогового органа, МУП подлежит признанию банкротом в связи с наличием непогашенной задолженности по налогам.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 146 "Объект налогообложения" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, налоговый орган правильно определил, что между МУП (налогоплательщиком) и лицами, предоставлявшими ему субсидии, фактически сложились подрядные отношения, в рамках которых предприятие при наличии заказа взяло на себя обязательства по выполнению работ по сносу объектов. Таким образом, полученные из бюджета денежные средства были признаны объектом обложения НДС в соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ, в связи с чем налоговая база должна была формироваться с учетом полученных средств из бюджета в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, налоговый орган правильно определил, что между МУП (налогоплательщиком) и лицами, предоставлявшими ему субсидии, фактически сложились подрядные отношения, в рамках которых предприятие при наличии заказа взяло на себя обязательства по выполнению работ по сносу объектов. Таким образом, полученные из бюджета денежные средства были признаны объектом обложения НДС в соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ, в связи с чем налоговая база должна была формироваться с учетом полученных средств из бюджета в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О налоге на прибыль при перечислении унитарным предприятием в бюджет муниципального образования средств от сдачи в аренду имущества, переданного ему на праве хозяйственного ведения.
(Письмо ФНС России от 25.08.2023 N СД-4-3/10888)Вопрос: О налоге на прибыль при перечислении унитарным предприятием в бюджет муниципального образования средств от сдачи в аренду имущества, переданного ему на праве хозяйственного ведения.
(Письмо ФНС России от 25.08.2023 N СД-4-3/10888)Вопрос: О налоге на прибыль при перечислении унитарным предприятием в бюджет муниципального образования средств от сдачи в аренду имущества, переданного ему на праве хозяйственного ведения.
Нормативные акты
Обзор: "Перечень мер в связи с коронавирусом (COVID-19)"
(КонсультантПлюс, 2025)Не признается объектом обложения НДС безвозмездная передача имущества для предупреждения и предотвращения распространения, диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции органам госвласти и управления, органам местного самоуправления и (или) органам публичной власти федеральной территории "Сириус", государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям. Налог, предъявленный при приобретении или ввозе в РФ такого имущества, подлежит вычету и не подлежит последующему восстановлению.
(КонсультантПлюс, 2025)Не признается объектом обложения НДС безвозмездная передача имущества для предупреждения и предотвращения распространения, диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции органам госвласти и управления, органам местного самоуправления и (или) органам публичной власти федеральной территории "Сириус", государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям. Налог, предъявленный при приобретении или ввозе в РФ такого имущества, подлежит вычету и не подлежит последующему восстановлению.
Типовая ситуация: Налоговый агент по НДС: случаи, расчет, уплата, вычет
(Издательство "Главная книга", 2025)Аренда муниципального или госимущества у органа власти, например у комитета по управлению имуществом: арендатор считает налог по ставке 20/120 с арендной платы, включающей НДС, и удерживает из каждого платежа арендодателю. При аренде у МУП, ГУП налог удерживать не надо (Письмо Минфина от 11.07.2017 N 03-07-11/43774).
(Издательство "Главная книга", 2025)Аренда муниципального или госимущества у органа власти, например у комитета по управлению имуществом: арендатор считает налог по ставке 20/120 с арендной платы, включающей НДС, и удерживает из каждого платежа арендодателю. При аренде у МУП, ГУП налог удерживать не надо (Письмо Минфина от 11.07.2017 N 03-07-11/43774).
Статья: Обзор правовых позиций в постановлениях Конституционного Суда России
(Афанасьев С.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 3)Характеристика такого имущества, как приобретенного (созданного) за счет бюджетных средств целевого финансирования, для целей обложения налогом на прибыль государственных (муниципальных) унитарных предприятий должна определяться с учетом положений бюджетного законодательства и принятых для их реализации решений органов публичной власти, из которых явным и недвусмысленным образом следует, что бюджетные средства целевого финансирования расходовались на конкретные объекты именно для целей пополнения имущества унитарного предприятия. Поэтому положения налогового законодательства, в том числе оспариваемая норма, не позволяют налогоплательщикам и правоприменительным органам произвольно решать вопрос о возможности начисления амортизации для определенных объектов государственной (муниципальной) собственности, которые по общему правилу относятся к амортизируемому имуществу для целей начисления и уплаты налога на прибыль.
(Афанасьев С.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 3)Характеристика такого имущества, как приобретенного (созданного) за счет бюджетных средств целевого финансирования, для целей обложения налогом на прибыль государственных (муниципальных) унитарных предприятий должна определяться с учетом положений бюджетного законодательства и принятых для их реализации решений органов публичной власти, из которых явным и недвусмысленным образом следует, что бюджетные средства целевого финансирования расходовались на конкретные объекты именно для целей пополнения имущества унитарного предприятия. Поэтому положения налогового законодательства, в том числе оспариваемая норма, не позволяют налогоплательщикам и правоприменительным органам произвольно решать вопрос о возможности начисления амортизации для определенных объектов государственной (муниципальной) собственности, которые по общему правилу относятся к амортизируемому имуществу для целей начисления и уплаты налога на прибыль.
Статья: Об уплате государственной пошлины за совершение юридически значимых действий
(Шелег Е.Е.)
("Бухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятиях", 2023, N 2)Отказ мотивирован тем, что ОМСУ при обращении за регистрацией права хозяйственного ведения на имущество выступал как налоговый представитель МУП, который от уплаты госпошлины не освобожден. Об этом свидетельствует, в частности, факт выдачи предприятием (управлением капитального строительства города) соответствующей доверенности специалисту администрации города (по трем регистрационным делам).
(Шелег Е.Е.)
("Бухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятиях", 2023, N 2)Отказ мотивирован тем, что ОМСУ при обращении за регистрацией права хозяйственного ведения на имущество выступал как налоговый представитель МУП, который от уплаты госпошлины не освобожден. Об этом свидетельствует, в частности, факт выдачи предприятием (управлением капитального строительства города) соответствующей доверенности специалисту администрации города (по трем регистрационным делам).
Статья: Проблемы формирования доходов от использования государственного и муниципального имущества и пути их разрешения
(Дадаев З.А.)
("Современное право", 2024, N 1)- часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающуюся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
(Дадаев З.А.)
("Современное право", 2024, N 1)- часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающуюся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
Статья: Участие публично-правовых образований в цивилистическом процессе: актуальные проблемы
(Михайлова Е.В.)
("Юрист", 2024, N 6)Показателен следующий пример из судебной практики. "Федеральная налоговая служба России в лице территориального Управления обратилась в арбитражный суд с заявлением к муниципальному унитарному предприятию о признании несостоятельным (банкротом). Одновременно акционерное общество также обратилось с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) указанного унитарного предприятия и установлении требований в реестр. Определением суда Федеральной налоговой службе России в лице Управления было отказано во введении наблюдения в отношении муниципального унитарного предприятия, заявление Федеральной налоговой службы России в лице Управления о признании несостоятельным (банкротом) муниципального унитарного предприятия оставлено без рассмотрения. Напротив, заявление акционерного общества о признании данного муниципального унитарного предприятия было удовлетворено. В судебном заседании от первого заместителя прокурора области поступило заявление о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора прокуратуры области. В обоснование заявления было указано, что решение вопроса о признании несостоятельным (банкротом) предприятия, являющегося гарантирующей организацией, обеспечивающей население городского округа, социальных и бытовых объектов, предприятий и организаций холодным водоснабжением и водоотведением, затрагивает интересы муниципального образования в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Судом данное ходатайство было удовлетворено" <11>. Как видно, прокурор занял процессуальный статус третьего лица, что предполагает наделение его всеми соответствующими процессуальными правами и обязанностями, которых он был бы лишен в случае привлечения его в дело в целях дачи заключения. В то же время очевидно, что интерес прокурора области и интерес муниципального образования является общим, но каждый из них действует в самостоятельном процессуальном статусе.
(Михайлова Е.В.)
("Юрист", 2024, N 6)Показателен следующий пример из судебной практики. "Федеральная налоговая служба России в лице территориального Управления обратилась в арбитражный суд с заявлением к муниципальному унитарному предприятию о признании несостоятельным (банкротом). Одновременно акционерное общество также обратилось с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) указанного унитарного предприятия и установлении требований в реестр. Определением суда Федеральной налоговой службе России в лице Управления было отказано во введении наблюдения в отношении муниципального унитарного предприятия, заявление Федеральной налоговой службы России в лице Управления о признании несостоятельным (банкротом) муниципального унитарного предприятия оставлено без рассмотрения. Напротив, заявление акционерного общества о признании данного муниципального унитарного предприятия было удовлетворено. В судебном заседании от первого заместителя прокурора области поступило заявление о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора прокуратуры области. В обоснование заявления было указано, что решение вопроса о признании несостоятельным (банкротом) предприятия, являющегося гарантирующей организацией, обеспечивающей население городского округа, социальных и бытовых объектов, предприятий и организаций холодным водоснабжением и водоотведением, затрагивает интересы муниципального образования в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Судом данное ходатайство было удовлетворено" <11>. Как видно, прокурор занял процессуальный статус третьего лица, что предполагает наделение его всеми соответствующими процессуальными правами и обязанностями, которых он был бы лишен в случае привлечения его в дело в целях дачи заключения. В то же время очевидно, что интерес прокурора области и интерес муниципального образования является общим, но каждый из них действует в самостоятельном процессуальном статусе.
Статья: В ООО из МУП: как учесть формирование уставного капитала и имущество
(Мартынюк Н.А.)
("Главная книга", 2024, N 14)Однако Минфин считает, что эта норма применяется только при приватизации имущества путем внесения его в уставные капиталы акционерных обществ в порядке ст. 25 Закона N 178-ФЗ <26>. А в случае приватизации путем преобразования МУП в ООО следует в качестве первоначальной стоимости взять стоимость по данным налогового учета МУП, то есть руководствоваться порядком, который установлен для юрлиц, созданных в результате реорганизации <27>.
(Мартынюк Н.А.)
("Главная книга", 2024, N 14)Однако Минфин считает, что эта норма применяется только при приватизации имущества путем внесения его в уставные капиталы акционерных обществ в порядке ст. 25 Закона N 178-ФЗ <26>. А в случае приватизации путем преобразования МУП в ООО следует в качестве первоначальной стоимости взять стоимость по данным налогового учета МУП, то есть руководствоваться порядком, который установлен для юрлиц, созданных в результате реорганизации <27>.