Надзор за соблюдением земельного законодательства
Подборка наиболее важных документов по запросу Надзор за соблюдением земельного законодательства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за разгрузочно-погрузочные работы во дворе многоквартирного дома и установку незаконных ограждений
(КонсультантПлюс, 2025)...при выявлении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (в части нарушений, выявление которых не является предметом прокурорского надзора, - соблюдения требований земельного законодательства при осуществлении туристической деятельности...), участвовавшее в проведении проверки должностное лицо Управления... было вправе самостоятельно возбудить в отношении предпринимателя дело об административном правонарушении.
(КонсультантПлюс, 2025)...при выявлении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (в части нарушений, выявление которых не является предметом прокурорского надзора, - соблюдения требований земельного законодательства при осуществлении туристической деятельности...), участвовавшее в проведении проверки должностное лицо Управления... было вправе самостоятельно возбудить в отношении предпринимателя дело об административном правонарушении.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 39.1 "Предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства" Федерального закона "О защите конкуренции"
(Арбитражный суд Уральского округа)Суд округа пришел к выводу, что при вынесении оспариваемых предупреждений антимонопольный орган вышел за пределы полномочий, предусмотренных ч. 1 ст. 3, ч. 1 и 4 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции, вторгшись в компетенцию органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) за соблюдением земельного законодательства.
(Арбитражный суд Уральского округа)Суд округа пришел к выводу, что при вынесении оспариваемых предупреждений антимонопольный орган вышел за пределы полномочий, предусмотренных ч. 1 ст. 3, ч. 1 и 4 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции, вторгшись в компетенцию органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) за соблюдением земельного законодательства.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Правовой режим самовольной постройки в системе вещного права: монография"
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2024)Лицами, уполномоченными на предъявление "публичного" иска о сносе (приведении в соответствие с установленными требованиями) самовольной постройки, выступают прокурор, а также государственные органы и органы местного самоуправления, осуществляющие по подведомственности контроль (надзор) за соблюдением земельного законодательства, градостроительных, строительных, противопожарных, санитарных, других норм и правил.
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2024)Лицами, уполномоченными на предъявление "публичного" иска о сносе (приведении в соответствие с установленными требованиями) самовольной постройки, выступают прокурор, а также государственные органы и органы местного самоуправления, осуществляющие по подведомственности контроль (надзор) за соблюдением земельного законодательства, градостроительных, строительных, противопожарных, санитарных, других норм и правил.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 21.09.2020 N 1509
(ред. от 13.03.2025)
"Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения"
(вместе с "Положением об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения")При принятии межведомственной комиссией отрицательного решения в отношении земельных участков, надзор за соблюдением требований земельного законодательства в отношении которых не относится к компетенции Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориального органа), территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения направляет информацию о принятом решении в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный земельный контроль (надзор) в отношении таких земельных участков.
(ред. от 13.03.2025)
"Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения"
(вместе с "Положением об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения")При принятии межведомственной комиссией отрицательного решения в отношении земельных участков, надзор за соблюдением требований земельного законодательства в отношении которых не относится к компетенции Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориального органа), территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения направляет информацию о принятом решении в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный земельный контроль (надзор) в отношении таких земельных участков.
Статья: Снос (приведение в соответствие с установленными требованиями) самовольной постройки в судебном порядке: некоторые вопросы материального и процессуального права
(Груздев В.В., Горбачева Ж.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 8)Лицами, уполномоченными на предъявление "публичного" иска о сносе (приведении в соответствие с установленными требованиями) самовольной постройки, выступают прокурор, а также государственные органы и органы местного самоуправления, осуществляющие по подведомственности контроль (надзор) за соблюдением земельного законодательства, градостроительных, строительных, противопожарных, санитарных, других норм и правил.
(Груздев В.В., Горбачева Ж.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 8)Лицами, уполномоченными на предъявление "публичного" иска о сносе (приведении в соответствие с установленными требованиями) самовольной постройки, выступают прокурор, а также государственные органы и органы местного самоуправления, осуществляющие по подведомственности контроль (надзор) за соблюдением земельного законодательства, градостроительных, строительных, противопожарных, санитарных, других норм и правил.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В число сведений, подлежащих направлению в орган регистрации прав, согласно п. 17 ч. 1 комментируемой статьи относятся сведения о результатах государственного земельного надзора, целью которого является проверка соблюдения тех требований земельного законодательства, за нарушение которых предусмотрена ответственность (п. 2 ст. 72 ЗК РФ). Объектом государственного земельного надзора являются объекты земельных отношений (земли, земельные участки или части земельных участков), а также деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по распоряжению объектами земельных отношений, находящимися в государственной или муниципальной собственности.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В число сведений, подлежащих направлению в орган регистрации прав, согласно п. 17 ч. 1 комментируемой статьи относятся сведения о результатах государственного земельного надзора, целью которого является проверка соблюдения тех требований земельного законодательства, за нарушение которых предусмотрена ответственность (п. 2 ст. 72 ЗК РФ). Объектом государственного земельного надзора являются объекты земельных отношений (земли, земельные участки или части земельных участков), а также деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по распоряжению объектами земельных отношений, находящимися в государственной или муниципальной собственности.
Статья: Актуальные вопросы правового регулирования хозяйственного оборота земель сельскохозяйственного назначения
(Вербина О.Л.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 1)Таким образом, судебная практика выявляет серьезные проблемы в вопросах применения действующего законодательства, что требует, на наш взгляд, помощи для участников земельных отношений в вопросах толкования норм права, и в этом главную роль должны играть соответствующие государственные и муниципальные органы. Для сохранения ценных земель и предотвращения их выбытия из хозяйственного оборота, как видится, необходимо активизировать мероприятия в области надзора и контроля за соблюдением земельного законодательства. В то же время следует отметить деятельность законодателя в сфере привлечения к ответственности вплоть до изъятия земель по причине нецелевого использования сроком свыше трех лет земель сельхозназначения, а теперь аналогичные нормы разработаны и для участков садоводства и огородничества в личных целях. Так, с 1 марта 2025 г. вводятся в действие новая статья 85.1 ЗК РФ и статья 23 в Федеральный закон РФ от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд", в которые включены нормы об освоении и использовании участков из состава земель населенных пунктов, что предполагает приведение земельных участков в пригодное для использования состояние, исходя из целевого назначения. Согласно указу Президента РФ Правительством РФ разработан проект постановления "Об установлении признаков неиспользования земельных участков из состава земель населенных пунктов, садовых земельных участков и огородных земельных участков" <17>. В нем определены критерии неиспользования таких участков по целевому назначению, что станет основанием привлечения правообладателей к административной ответственности. Такие нормы позволят надзорно-контролирующим органам определять признаки правонарушения - нецелевое использование земли для привлечения виновных к ответственности. На наш взгляд, следует заранее разработать механизм привлечения к ответственности правообладателей, так как уже сейчас огромные площади земельных участков долгое время не используются ими надлежащим образом.
(Вербина О.Л.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 1)Таким образом, судебная практика выявляет серьезные проблемы в вопросах применения действующего законодательства, что требует, на наш взгляд, помощи для участников земельных отношений в вопросах толкования норм права, и в этом главную роль должны играть соответствующие государственные и муниципальные органы. Для сохранения ценных земель и предотвращения их выбытия из хозяйственного оборота, как видится, необходимо активизировать мероприятия в области надзора и контроля за соблюдением земельного законодательства. В то же время следует отметить деятельность законодателя в сфере привлечения к ответственности вплоть до изъятия земель по причине нецелевого использования сроком свыше трех лет земель сельхозназначения, а теперь аналогичные нормы разработаны и для участков садоводства и огородничества в личных целях. Так, с 1 марта 2025 г. вводятся в действие новая статья 85.1 ЗК РФ и статья 23 в Федеральный закон РФ от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд", в которые включены нормы об освоении и использовании участков из состава земель населенных пунктов, что предполагает приведение земельных участков в пригодное для использования состояние, исходя из целевого назначения. Согласно указу Президента РФ Правительством РФ разработан проект постановления "Об установлении признаков неиспользования земельных участков из состава земель населенных пунктов, садовых земельных участков и огородных земельных участков" <17>. В нем определены критерии неиспользования таких участков по целевому назначению, что станет основанием привлечения правообладателей к административной ответственности. Такие нормы позволят надзорно-контролирующим органам определять признаки правонарушения - нецелевое использование земли для привлечения виновных к ответственности. На наш взгляд, следует заранее разработать механизм привлечения к ответственности правообладателей, так как уже сейчас огромные площади земельных участков долгое время не используются ими надлежащим образом.
Статья: Споры, связанные с перераспределением земельных участков
(Тоточенко Д.А.)
("Нотариус", 2023, N 1)Пример. Прокуратурой Майкопского района в ходе осуществления надзора за соблюдением земельного законодательства выявлены нарушения в деятельности администрации МО "Майкопский район", установлено, что между администрацией и "Ж" заключено соглашение о перераспределении земельных участков, находящихся в неразграниченной государственной собственности, и земельного участка, принадлежащего "Ж". При этом выяснилось, что право собственности "Ж" на земельный участок, площадь которого увеличилась за счет перераспределения, приобретено в нарушение требований закона.
(Тоточенко Д.А.)
("Нотариус", 2023, N 1)Пример. Прокуратурой Майкопского района в ходе осуществления надзора за соблюдением земельного законодательства выявлены нарушения в деятельности администрации МО "Майкопский район", установлено, что между администрацией и "Ж" заключено соглашение о перераспределении земельных участков, находящихся в неразграниченной государственной собственности, и земельного участка, принадлежащего "Ж". При этом выяснилось, что право собственности "Ж" на земельный участок, площадь которого увеличилась за счет перераспределения, приобретено в нарушение требований закона.