На что можно тратить деньги по госоБоронзаказу
Подборка наиболее важных документов по запросу На что можно тратить деньги по госоБоронзаказу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 8.4 "Операции, совершение которых по отдельному счету не допускается" Федерального закона "О государственном оборонном заказе""При буквальном толковании приведенной нормы можно заключить, что она регулирует отношения по осуществлению фактических расчетов с использованием денежных средств, находящихся на отдельных счетах, открытых в уполномоченном банке. Данная норма не содержит указания на недействительность заключенных соглашений об уступке прав требований, возникших из договоров, связанных с исполнением государственного оборонного заказа, как и не содержит прямого указания на то, что совершение такой уступки запрещено."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 31.08.2023 N Ф09-5278/23 по делу N А71-15714/2022
Требование: О взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами на сумму долга по договору субподряда на установку оборудования в войсковой части.
Обстоятельства: Подрядчик ссылался на несвоевременную оплату субподрядчиком генподрядных услуг.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку, отказывая в удовлетворении требования по мотиву погашения задолженности зачетом, суд не установил сроки исполнения обязательств сторон по оплате работ, генподрядных услуг, по возмещению затрат подрядчика, не определил момент прекращения обязательства зачетом.Действия, направленные на установление указанного сальдо взаимных предоставлений не влекут нецелевого использования денежных средств по государственному оборонному заказу, на предотвращение которого направлено ограничение, предусмотренное пунктом 13 статьи 8.4 Закона N 275-ФЗ.
Требование: О взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами на сумму долга по договору субподряда на установку оборудования в войсковой части.
Обстоятельства: Подрядчик ссылался на несвоевременную оплату субподрядчиком генподрядных услуг.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку, отказывая в удовлетворении требования по мотиву погашения задолженности зачетом, суд не установил сроки исполнения обязательств сторон по оплате работ, генподрядных услуг, по возмещению затрат подрядчика, не определил момент прекращения обязательства зачетом.Действия, направленные на установление указанного сальдо взаимных предоставлений не влекут нецелевого использования денежных средств по государственному оборонному заказу, на предотвращение которого направлено ограничение, предусмотренное пунктом 13 статьи 8.4 Закона N 275-ФЗ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О контроле за целевым использованием денежных средств ГОЗ.
(Письмо Банка России от 06.09.2023 N 08-12-4/8475)Банк России в связи с запросами уполномоченных банков по вопросу осуществления контроля за целевым использованием денежных средств государственного оборонного заказа (далее - ГОЗ) сообщает следующее.
(Письмо Банка России от 06.09.2023 N 08-12-4/8475)Банк России в связи с запросами уполномоченных банков по вопросу осуществления контроля за целевым использованием денежных средств государственного оборонного заказа (далее - ГОЗ) сообщает следующее.
"Заработная плата"
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)Также более логичным является безавансовый способ начисления и выплаты заработной платы для организаций, на которых распространяются требования Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе". Такие организации, в частности, вправе использовать денежные средства, находящиеся на отдельном счете (счет, открытый исполнителю в уполномоченном банке для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу), для оплаты труда только при условии одновременной уплаты НДФЛ и страховых взносов (подп. "а" п. 3 ст. 8.4 Закона N 275-ФЗ).
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)Также более логичным является безавансовый способ начисления и выплаты заработной платы для организаций, на которых распространяются требования Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе". Такие организации, в частности, вправе использовать денежные средства, находящиеся на отдельном счете (счет, открытый исполнителю в уполномоченном банке для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу), для оплаты труда только при условии одновременной уплаты НДФЛ и страховых взносов (подп. "а" п. 3 ст. 8.4 Закона N 275-ФЗ).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 2 (2022)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.10.2022)Таким образом, взыскание Минобороны России денежных средств с исполнителя государственного оборонного заказа, который не выполнил возложенные на него соответствующим контрактом обязательства, фактически является взысканием в доход Российской Федерации, поскольку такие денежные средства имеют конкретное целевое назначение, определенное нормативным актом о федеральном бюджете и актом Правительства РФ, а также не могут быть использованы Минобороны России для обеспечения иных потребностей в сфере своей деятельности.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.10.2022)Таким образом, взыскание Минобороны России денежных средств с исполнителя государственного оборонного заказа, который не выполнил возложенные на него соответствующим контрактом обязательства, фактически является взысканием в доход Российской Федерации, поскольку такие денежные средства имеют конкретное целевое назначение, определенное нормативным актом о федеральном бюджете и актом Правительства РФ, а также не могут быть использованы Минобороны России для обеспечения иных потребностей в сфере своей деятельности.
Статья: Правовые формы деятельности организаций оборонно-промышленного комплекса по исполнению государственного оборонного заказа
(Кудашкин А.В., Свининых Е.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 1)В п. 5 ч. 1 и п. 5 ч. 2 ст. 8 Закона о гособоронзаказе закреплена обязанность головного исполнителя и исполнителей ГОЗ соблюдать установленный этим Законом режим использования отдельного счета. Сам же режим заключается в серьезных ограничениях на списание денежных средств. По общему правилу списание денежных средств с отдельного счета возможно только на другой отдельный счет (п. 2 ч. 1 ст. 8.3 Закона о гособоронзаказе). Согласно Закону о гособоронзаказе (ч. 2 ст. 8.3) установленные им ограничения на списание денежных средств с отдельного счета снимаются при закрытии данного счета.
(Кудашкин А.В., Свининых Е.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 1)В п. 5 ч. 1 и п. 5 ч. 2 ст. 8 Закона о гособоронзаказе закреплена обязанность головного исполнителя и исполнителей ГОЗ соблюдать установленный этим Законом режим использования отдельного счета. Сам же режим заключается в серьезных ограничениях на списание денежных средств. По общему правилу списание денежных средств с отдельного счета возможно только на другой отдельный счет (п. 2 ч. 1 ст. 8.3 Закона о гособоронзаказе). Согласно Закону о гособоронзаказе (ч. 2 ст. 8.3) установленные им ограничения на списание денежных средств с отдельного счета снимаются при закрытии данного счета.
Вопрос: В банк поступило постановление судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на денежные средства (взыскиваются задолженность по налогам и сумма исполнительского сбора со счета N 40706). Банк списал денежные средства со счета и перечислил их на депозитный счет судебных приставов. Правомерны ли действия банка?
(Консультация эксперта, 2024)На счете N 40706 учитываются отдельные счета головного исполнителя, исполнителя государственного оборонного заказа (п. 4.26 Плана счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядка его применения (Приложение к Положению Банка России от 24.11.2022 N 809-П)).
(Консультация эксперта, 2024)На счете N 40706 учитываются отдельные счета головного исполнителя, исполнителя государственного оборонного заказа (п. 4.26 Плана счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядка его применения (Приложение к Положению Банка России от 24.11.2022 N 809-П)).
Статья: Государственная тайна
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)об объемах, планах (заданиях) государственного оборонного заказа, выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, наличии и наращивании мощностей по их выпуску, связях предприятий по кооперации, разработчиках или изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)об объемах, планах (заданиях) государственного оборонного заказа, выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, наличии и наращивании мощностей по их выпуску, связях предприятий по кооперации, разработчиках или изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции;
Статья: О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против интересов службы в коммерческих и иных организациях
(Щедрова Л.В.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 5)Так, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении N 21 указывает на уже сложившийся правоприменительный подход, согласно которому отличие злоупотребления полномочиями, в частности, при выполнении государственного оборонного заказа, от хищения чужого имущества с использованием служебного положения заключается в том, что такие деяния не связаны с изъятием чужого имущества (например, получение имущественной выгоды от использования имущества не по назначению) либо связаны с временным и (или) возмездным изъятием имущества <9>.
(Щедрова Л.В.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 5)Так, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении N 21 указывает на уже сложившийся правоприменительный подход, согласно которому отличие злоупотребления полномочиями, в частности, при выполнении государственного оборонного заказа, от хищения чужого имущества с использованием служебного положения заключается в том, что такие деяния не связаны с изъятием чужого имущества (например, получение имущественной выгоды от использования имущества не по назначению) либо связаны с временным и (или) возмездным изъятием имущества <9>.
Статья: Финансовый мониторинг в сфере государственного оборонного заказа
(Фартунов Е.А.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 1)Взаимодействие уполномоченных банков и Росфинмониторинга играет важную роль в деле обеспечения надлежащего исполнения гособоронзаказа. Такая работа позволяет превентивно выявлять схемы, связанные с нецелевым использованием денежных средств <14>.
(Фартунов Е.А.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 1)Взаимодействие уполномоченных банков и Росфинмониторинга играет важную роль в деле обеспечения надлежащего исполнения гособоронзаказа. Такая работа позволяет превентивно выявлять схемы, связанные с нецелевым использованием денежных средств <14>.
Вопрос: В рамках гособоронзаказа ООО является соисполнителем-поставщиком, заказчик - главный исполнитель уплатил аванс с отдельного счета, затем по соглашению сторон принято решение расторгнуть договор. Надо ли перечислить денежные средства на отдельный счет?
(Консультация эксперта, 2023)Обоснование: По общему правилу все расчеты по государственному оборонному заказу проводятся через отдельные счета, открытые уполномоченным банком, при указании в распоряжении идентификатора государственного контракта, за некоторым исключением (п. п. 10, 13 ст. 3, ч. 4 ст. 6.1, п. 7 ч. 1, п. 7 ч. 2 ст. 8, ч. 1 ст. 8.3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе") (далее - Закон N 275-ФЗ). Вопрос режима использования отдельного счета четко регламентирует гл. 3.1 Закона N 275-ФЗ, что исключает возможность направления денежных средств на цели, не связанные с исполнением государственного оборонного заказа, за некоторым исключением.
(Консультация эксперта, 2023)Обоснование: По общему правилу все расчеты по государственному оборонному заказу проводятся через отдельные счета, открытые уполномоченным банком, при указании в распоряжении идентификатора государственного контракта, за некоторым исключением (п. п. 10, 13 ст. 3, ч. 4 ст. 6.1, п. 7 ч. 1, п. 7 ч. 2 ст. 8, ч. 1 ст. 8.3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе") (далее - Закон N 275-ФЗ). Вопрос режима использования отдельного счета четко регламентирует гл. 3.1 Закона N 275-ФЗ, что исключает возможность направления денежных средств на цели, не связанные с исполнением государственного оборонного заказа, за некоторым исключением.
Статья: Применение законодательства о государственном оборонном заказе с учетом коллизионности правовых норм
(Юдинцев С.А.)
("Законность", 2021, N 1)В силу требований действующего законодательства расчеты между организациями (индивидуальными предпринимателями) при исполнении государственного оборонного заказа должны осуществляться с использованием отдельных счетов. Исходя из надзорной практики отказ банка заключить с попавшим в сложную финансовую ситуацию хозяйствующим субъектом, участвующим в поставках продукции по государственному оборонному заказу, договор о банковском сопровождении и открыть отдельный счет для осуществления расчетов по государственному контракту (контракту) влечет усугубление имеющихся проблем, в том числе увеличение размеров различных видов задолженности, невозможность получения денежных средств для организации производственного процесса.
(Юдинцев С.А.)
("Законность", 2021, N 1)В силу требований действующего законодательства расчеты между организациями (индивидуальными предпринимателями) при исполнении государственного оборонного заказа должны осуществляться с использованием отдельных счетов. Исходя из надзорной практики отказ банка заключить с попавшим в сложную финансовую ситуацию хозяйствующим субъектом, участвующим в поставках продукции по государственному оборонному заказу, договор о банковском сопровождении и открыть отдельный счет для осуществления расчетов по государственному контракту (контракту) влечет усугубление имеющихся проблем, в том числе увеличение размеров различных видов задолженности, невозможность получения денежных средств для организации производственного процесса.
Вопрос: Может ли исполнитель оплатить семинар по гособоронзаказу с отдельного счета, открытого для исполнения гособоронзаказа, образовательной организации, не имеющей отдельного счета для исполнения гособоронзаказа?
(Консультация эксперта, 2024)Обоснование: Головному исполнителю, исполнителю для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями государственного контракта в уполномоченном банке открывается отдельный счет (п. 10 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон N 275-ФЗ)).
(Консультация эксперта, 2024)Обоснование: Головному исполнителю, исполнителю для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями государственного контракта в уполномоченном банке открывается отдельный счет (п. 10 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон N 275-ФЗ)).
Вопрос: В отношении ООО введено конкурсное производство. Конкурсный управляющий обратился в банк с заявлением о закрытии отдельного счета ООО. Правомерны ли действия банка, который, ссылаясь на то, что ООО не исполнен государственный контракт, отказал конкурсному управляющему в исполнении его требований?
(Консультация эксперта, 2023)Согласно Закону N 275-ФЗ организация, заключившая контракт в рамках государственного оборонного заказа, ограничивается в возможности свободно использовать полученные в связи с этим контрактом бюджетные ресурсы. Обособление денежных средств, поступивших в ходе исполнения государственного оборонного заказа и аккумулированных на особых счетах получателя, сохраняется и в процедурах банкротства последнего. К отношениям по ведению отдельных счетов подлежат применению специальные положения Закона N 275-ФЗ, а не общие положения п. 1 ст. 859 Гражданского кодекса РФ и п. 1 ст. 133 Федерального закона N 127-ФЗ (ч. 2 ст. 2 Закона N 275-ФЗ). Таким образом, основания для закрытия в рамках процедуры банкротства отдельного счета государственного оборонного заказа должника и перевода средств с данного счета на основной счет, если государственный контракт не исполнен, отсутствуют. Такой вывод следует из Постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.12.2022 N Ф07-17000/2022 по делу N А56-95292/2020.
(Консультация эксперта, 2023)Согласно Закону N 275-ФЗ организация, заключившая контракт в рамках государственного оборонного заказа, ограничивается в возможности свободно использовать полученные в связи с этим контрактом бюджетные ресурсы. Обособление денежных средств, поступивших в ходе исполнения государственного оборонного заказа и аккумулированных на особых счетах получателя, сохраняется и в процедурах банкротства последнего. К отношениям по ведению отдельных счетов подлежат применению специальные положения Закона N 275-ФЗ, а не общие положения п. 1 ст. 859 Гражданского кодекса РФ и п. 1 ст. 133 Федерального закона N 127-ФЗ (ч. 2 ст. 2 Закона N 275-ФЗ). Таким образом, основания для закрытия в рамках процедуры банкротства отдельного счета государственного оборонного заказа должника и перевода средств с данного счета на основной счет, если государственный контракт не исполнен, отсутствуют. Такой вывод следует из Постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.12.2022 N Ф07-17000/2022 по делу N А56-95292/2020.
Статья: Нюансы кредитного анализа корпоративных заемщиков, применяющих специальные банковские счета
(Бродский Г.)
("Банковское кредитование", 2023, N 1)Со специальными банковскими счетами <1> кредитные организации сталкиваются, как правило, при контрактном кредитовании, например финансировании гособоронзаказа (ГОЗ), кредитовании госконтрактов. Общей чертой этих счетов являются целевой характер использования поступающих на счет денежных средств по контракту и ограничения вывода этих средств со счета, в том числе и для погашения кредита в банке. Как кредитному подразделению подходить к анализу таких заемщиков? Какие особенности учитывать? С помощью каких инструментов можно провести кредитный анализ?
(Бродский Г.)
("Банковское кредитование", 2023, N 1)Со специальными банковскими счетами <1> кредитные организации сталкиваются, как правило, при контрактном кредитовании, например финансировании гособоронзаказа (ГОЗ), кредитовании госконтрактов. Общей чертой этих счетов являются целевой характер использования поступающих на счет денежных средств по контракту и ограничения вывода этих средств со счета, в том числе и для погашения кредита в банке. Как кредитному подразделению подходить к анализу таких заемщиков? Какие особенности учитывать? С помощью каких инструментов можно провести кредитный анализ?