Муниципальный жилищный контроль в отношении управляющих организаций
Подборка наиболее важных документов по запросу Муниципальный жилищный контроль в отношении управляющих организаций (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Муниципальный жилищный контроль
(КонсультантПлюс, 2025)Орган муниципального жилищного контроля не вправе выдавать предписание управляющей организации по итогам проверки, проведенной в рамках полномочий в сфере организации деятельности по управлению МКД
(КонсультантПлюс, 2025)Орган муниципального жилищного контроля не вправе выдавать предписание управляющей организации по итогам проверки, проведенной в рамках полномочий в сфере организации деятельности по управлению МКД
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры с органами жилищного надзора: Управляющей организации предписано пересчитать плату за жилое помещение или коммунальные услуги, устранить нарушения при ограничении их предоставления
(КонсультантПлюс, 2025)предписание выдано по результатам муниципального жилищного контроля в отношении жилого помещения, не отнесенного к муниципальному жилищному фонду
(КонсультантПлюс, 2025)предписание выдано по результатам муниципального жилищного контроля в отношении жилого помещения, не отнесенного к муниципальному жилищному фонду
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Одним из доводов управляющей жилищной компании было положение ч. 7 ст. 20 ЖК РФ (в ред. до 28 июня 2021 г.) о том, что государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление. Однако суд пояснил, что данное положение не устанавливает запрет на осуществление муниципального жилищного контроля в отношении управляющих организаций, что также содержится в упомянутом выше Определении Верховного Суда РФ. Суд подтвердил полномочие префектуры по осуществлению муниципального жилищного контроля, исходя из того, что содержание и эксплуатация многоквартирного дома осуществлялись управляющей компанией с нарушениями, которые касаются общего имущества МКД и жилых помещений, относящихся к муниципальному жилому фонду (конкретных квартир).
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Одним из доводов управляющей жилищной компании было положение ч. 7 ст. 20 ЖК РФ (в ред. до 28 июня 2021 г.) о том, что государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление. Однако суд пояснил, что данное положение не устанавливает запрет на осуществление муниципального жилищного контроля в отношении управляющих организаций, что также содержится в упомянутом выше Определении Верховного Суда РФ. Суд подтвердил полномочие префектуры по осуществлению муниципального жилищного контроля, исходя из того, что содержание и эксплуатация многоквартирного дома осуществлялись управляющей компанией с нарушениями, которые касаются общего имущества МКД и жилых помещений, относящихся к муниципальному жилому фонду (конкретных квартир).
Ситуация: Как сменить управляющую организацию в многоквартирном доме?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В течение пяти рабочих дней уведомление о решении расторгнуть договор с приложением копии такого решения нужно направить в организацию, ранее управлявшую многоквартирным домом, и в орган государственного жилищного надзора (орган муниципального жилищного контроля) (п. 18 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В течение пяти рабочих дней уведомление о решении расторгнуть договор с приложением копии такого решения нужно направить в организацию, ранее управлявшую многоквартирным домом, и в орган государственного жилищного надзора (орган муниципального жилищного контроля) (п. 18 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017)Как следует из ч. 1.1 ст. 20 ЖК РФ, под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017)Как следует из ч. 1.1 ст. 20 ЖК РФ, под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
Федеральный закон от 31.12.2017 N 485-ФЗ
(ред. от 21.11.2022)
"О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"б) в части 4.2 в первом предложении слова "выявление в системе информации о фактах нарушения" заменить словами "выявление органом государственного жилищного надзора, органом муниципального жилищного контроля в системе информации о фактах нарушения требований правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах,", после слов "несоблюдения условий и методов установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг)," дополнить словами "нарушения правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения,", дополнить словами ", о фактах нарушения органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, гражданами требований к порядку размещения информации в системе", дополнить новым вторым предложением следующего содержания: "Основанием для проведения внеплановой проверки органом государственного жилищного надзора, органом муниципального жилищного контроля (в случаях наделения органами государственной власти субъектов Российской Федерации уполномоченных органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля) является приказ (распоряжение) главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации о назначении внеплановой проверки, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.";
(ред. от 21.11.2022)
"О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"б) в части 4.2 в первом предложении слова "выявление в системе информации о фактах нарушения" заменить словами "выявление органом государственного жилищного надзора, органом муниципального жилищного контроля в системе информации о фактах нарушения требований правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах,", после слов "несоблюдения условий и методов установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг)," дополнить словами "нарушения правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения,", дополнить словами ", о фактах нарушения органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, гражданами требований к порядку размещения информации в системе", дополнить новым вторым предложением следующего содержания: "Основанием для проведения внеплановой проверки органом государственного жилищного надзора, органом муниципального жилищного контроля (в случаях наделения органами государственной власти субъектов Российской Федерации уполномоченных органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля) является приказ (распоряжение) главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации о назначении внеплановой проверки, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.";
Ситуация: Как расторгнуть договор с управляющей компанией?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)организацию, ранее управлявшую домом;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)организацию, ранее управлявшую домом;
Статья: Некоторые проблемы правового регулирования осуществления капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома за счет средств, находящихся на специальном счете
(Бажина М.А., Звездина Т.М.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 6)Руководствуясь положениями ст. 15 - 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", уполномоченные органы при осуществлении жилищного надзора вправе выносить предписания об устранении нарушений, а также привлекать к ответственности за совершенные нарушения. И если предусмотренные законодательством меры реагирования на нарушения управляющей компании, как коммерческой организации, осуществляющей лицензируемый вид деятельности, в виде мер административной ответственности и предусмотренных оснований для аннулирования лицензии могут являться результативными, то рычагов воздействия, к примеру, на ТСЖ практически нет. Налагаемые на ТСЖ административные штрафы (ст. 7.22 КоАП РФ) являются минимальными. При этом должностные лица не отстраняются от исполнения своих обязанностей. Более того, суммы штрафов выплачиваются из средств, поступающих от самих же собственников помещений МКД. Тем самым, каков бы ни был размер штрафа, он не выполняет той цели, которую изначально преследует, а именно: исправительно-воспитательное воздействие на нарушителя <4> в виде имущественных негативных последствий.
(Бажина М.А., Звездина Т.М.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 6)Руководствуясь положениями ст. 15 - 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", уполномоченные органы при осуществлении жилищного надзора вправе выносить предписания об устранении нарушений, а также привлекать к ответственности за совершенные нарушения. И если предусмотренные законодательством меры реагирования на нарушения управляющей компании, как коммерческой организации, осуществляющей лицензируемый вид деятельности, в виде мер административной ответственности и предусмотренных оснований для аннулирования лицензии могут являться результативными, то рычагов воздействия, к примеру, на ТСЖ практически нет. Налагаемые на ТСЖ административные штрафы (ст. 7.22 КоАП РФ) являются минимальными. При этом должностные лица не отстраняются от исполнения своих обязанностей. Более того, суммы штрафов выплачиваются из средств, поступающих от самих же собственников помещений МКД. Тем самым, каков бы ни был размер штрафа, он не выполняет той цели, которую изначально преследует, а именно: исправительно-воспитательное воздействие на нарушителя <4> в виде имущественных негативных последствий.
Ситуация: Какие услуги предоставляет паспортный стол?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)должностные лица государственных и муниципальных органов, занимающие должности, связанные с контролем за соблюдением правил пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищного фонда;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)должностные лица государственных и муниципальных органов, занимающие должности, связанные с контролем за соблюдением правил пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищного фонда;
Ситуация: Какие обязанности несет управляющая компания многоквартирного дома?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)предоставлять ресурсоснабжающей организации информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета (если они передаются собственниками и нанимателями помещений в управляющую организацию) и ОДПУ;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)предоставлять ресурсоснабжающей организации информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета (если они передаются собственниками и нанимателями помещений в управляющую организацию) и ОДПУ;
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)2, 3. В ч. 2 комментируемой статьи говорится об условиях, при которых ресурсоснабжающая организация или региональный оператор могут в одностороннем порядке отказаться от исполнения заключенных с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)2, 3. В ч. 2 комментируемой статьи говорится об условиях, при которых ресурсоснабжающая организация или региональный оператор могут в одностороннем порядке отказаться от исполнения заключенных с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Статья: Вопросы реализации прокурорами полномочий по обеспечению законности при организации контрольными органами проверок в жилищной сфере
(Полякова Н.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)Органы прокуратуры понуждают местные власти к восполнению обязательной для размещения в сети Интернет в силу ч. 3 ст. 46 Закона о госконтроле информации на официальных сайтах в части осуществления муниципального жилищного контроля.
(Полякова Н.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)Органы прокуратуры понуждают местные власти к восполнению обязательной для размещения в сети Интернет в силу ч. 3 ст. 46 Закона о госконтроле информации на официальных сайтах в части осуществления муниципального жилищного контроля.
Статья: Муниципальный жилищный контроль
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)9) требований к порядку размещения ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, информации в системе;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)9) требований к порядку размещения ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, информации в системе;
Статья: Прокурорская проверка: правовой и практический аспекты
(Бывальцева С.Г., Байрамов Б.Б.)
("Законность", 2021, N 9)Так, вышестоящим судом были отменены судебные акты нижестоящей инстанции, согласно которым управляющая компания была привлечена к административной ответственности по результатам прокурорской проверки, по причине того, что проверка проведена помощником прокурора Промышленного района г. Оренбурга с привлечением главного специалиста отдела муниципального жилищного контроля УЖКХ администрации г. Оренбурга без соответствующего решения прокурора, которое, при его наличии, следовало довести до сведения проверяемого субъекта не позднее дня начала проверки <2>.
(Бывальцева С.Г., Байрамов Б.Б.)
("Законность", 2021, N 9)Так, вышестоящим судом были отменены судебные акты нижестоящей инстанции, согласно которым управляющая компания была привлечена к административной ответственности по результатам прокурорской проверки, по причине того, что проверка проведена помощником прокурора Промышленного района г. Оренбурга с привлечением главного специалиста отдела муниципального жилищного контроля УЖКХ администрации г. Оренбурга без соответствующего решения прокурора, которое, при его наличии, следовало довести до сведения проверяемого субъекта не позднее дня начала проверки <2>.