Муниципальный контроль за пассажирскими перевозками
Подборка наиболее важных документов по запросу Муниципальный контроль за пассажирскими перевозками (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Административные правонарушения на транспорте: Организация (ИП) оспаривает привлечение к ответственности по ст. 11.33 КоАП РФ за нарушение порядка использования автобуса, трамвая или троллейбуса
(КонсультантПлюс, 2025)судом установлено, что отсутствие сведений о включении спорных маршрутов следования транспортных средств, используемых для осуществления регулярных перевозок пассажиров, в реестр муниципальных маршрутов не может являться основанием для освобождения от обязанности иметь при себе и предоставлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок
(КонсультантПлюс, 2025)судом установлено, что отсутствие сведений о включении спорных маршрутов следования транспортных средств, используемых для осуществления регулярных перевозок пассажиров, в реестр муниципальных маршрутов не может являться основанием для освобождения от обязанности иметь при себе и предоставлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Проверка Ространснадзора
(КонсультантПлюс, 2025)"...в ходе исполнения планового рейдового задания по распоряжению Управления госавтодорнадзора... старшим государственным инспектором... автодорожного отдела... проведена проверка двух транспортных средств... принадлежащих ООО... которые осуществляли регулярные перевозки пассажиров по маршруту... по путевым листам.
(КонсультантПлюс, 2025)"...в ходе исполнения планового рейдового задания по распоряжению Управления госавтодорнадзора... старшим государственным инспектором... автодорожного отдела... проведена проверка двух транспортных средств... принадлежащих ООО... которые осуществляли регулярные перевозки пассажиров по маршруту... по путевым листам.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)При осуществлении муниципального контроля за перевозкой пассажиров особую трудность представляет отграничение данного контроля от контроля за выполнением муниципального контракта перевозчиком, который осуществляется в рамках частноправовых отношений. Даже из названия нормативного акта видно переплетение этих отношений с публично-правовыми, в рамках которых осуществляется муниципальный контроль <1>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)При осуществлении муниципального контроля за перевозкой пассажиров особую трудность представляет отграничение данного контроля от контроля за выполнением муниципального контракта перевозчиком, который осуществляется в рамках частноправовых отношений. Даже из названия нормативного акта видно переплетение этих отношений с публично-правовыми, в рамках которых осуществляется муниципальный контроль <1>.
Статья: Проблемы наделения органов местного самоуправления полномочиями в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси
(Котоманова С.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 4)В статье раскрываются проблемы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по созданию условий для осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси и осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси. Автором приводятся конкретные примеры передачи таких полномочий с регионального уровня на муниципальный, делается вывод о безуспешности данного опыта. Среди правовых проблем осуществления органами местного самоуправления полномочий в сфере такси выделяются: отсутствие закрепления в специальном законодательстве возможности осуществления указанных полномочий органами местного самоуправления; наличие межмуниципальных перевозок легковыми такси; невозможность привлечения правонарушителей к административной ответственности. Учитывая указанные проблемы, предлагается запретить наделение органов местного самоуправления рассматриваемыми полномочиями.
(Котоманова С.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 4)В статье раскрываются проблемы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по созданию условий для осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси и осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси. Автором приводятся конкретные примеры передачи таких полномочий с регионального уровня на муниципальный, делается вывод о безуспешности данного опыта. Среди правовых проблем осуществления органами местного самоуправления полномочий в сфере такси выделяются: отсутствие закрепления в специальном законодательстве возможности осуществления указанных полномочий органами местного самоуправления; наличие межмуниципальных перевозок легковыми такси; невозможность привлечения правонарушителей к административной ответственности. Учитывая указанные проблемы, предлагается запретить наделение органов местного самоуправления рассматриваемыми полномочиями.
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2022 N 580-ФЗ
(ред. от 24.06.2023)
"Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"3. Организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
(ред. от 24.06.2023)
"Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"3. Организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Постановление Правительства РФ от 29.06.2021 N 1043
(ред. от 27.08.2025)
"О федеральном государственном контроле (надзоре) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве"
(вместе с "Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве")75. Оценка соблюдения лицензионных требований, установленных Положением о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 г. N 1616 "О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами", осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", с учетом особенностей, установленных статьей 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также пунктами 76 - 78 настоящего Положения.
(ред. от 27.08.2025)
"О федеральном государственном контроле (надзоре) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве"
(вместе с "Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве")75. Оценка соблюдения лицензионных требований, установленных Положением о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 г. N 1616 "О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами", осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", с учетом особенностей, установленных статьей 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также пунктами 76 - 78 настоящего Положения.
Статья: Административно-правовые аспекты регулирования деятельности легкового такси в России
(Ермаганбетов А.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 6)<7> См.: Гаганов А.А. Правовые аспекты противодействия нелегальным перевозкам пассажиров и багажа легковыми транспортными средствами. Некоторые вопросы правового регулирования перевозок легковым такси // Административное и муниципальное право. 2015. N 3 (87). С. 258.
(Ермаганбетов А.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 6)<7> См.: Гаганов А.А. Правовые аспекты противодействия нелегальным перевозкам пассажиров и багажа легковыми транспортными средствами. Некоторые вопросы правового регулирования перевозок легковым такси // Административное и муниципальное право. 2015. N 3 (87). С. 258.
Статья: Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере транспорта: теоретические и организационно-правовые вопросы
(Черников В.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)Объектом федерального государственного контроля (надзора) на транспорте выступает разнообразная деятельность государственных и муниципальных органов и организаций, частных организаций, индивидуальных предпринимателей и граждан (контролируемые лица), связанная с осуществлением и обеспечением пассажирских, грузовых, грузопассажирских и специальных перевозок соответствующим видом транспорта.
(Черников В.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)Объектом федерального государственного контроля (надзора) на транспорте выступает разнообразная деятельность государственных и муниципальных органов и организаций, частных организаций, индивидуальных предпринимателей и граждан (контролируемые лица), связанная с осуществлением и обеспечением пассажирских, грузовых, грузопассажирских и специальных перевозок соответствующим видом транспорта.
Статья: "Задача со звездочкой": обратная сила закона как основание исключения ответственности за неисполнение договорных обязательств (на примере взаимоотношений перевозчиков и автовокзалов)
(Бурнос Е.Н., Ошуева В.В.)
("Евразийский юридический журнал", 2025, N 5)Часть 1 статьи 35 Федерального закона N 220-ФЗ предусматривает, что соблюдение обязательных требований в сфере организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом проверяется в рамках трехуровневой системы контроля: федерального государственного контроля (осуществляемого федеральными органами власти в отношении автомобильного и городского электрического транспорта, а также дорожного хозяйства), регионального государственного контроля (проводимого региональными властями субъектов Российской Федерации в аналогичной сфере), муниципального контроля (организованного местными органами власти городов и населенных пунктов). Такое распределение полномочий направлено на всестороннее и эффективное выполнение функций надзора и контроля, обеспечивая безопасность и качество перевозок на всех уровнях территориальной иерархии.
(Бурнос Е.Н., Ошуева В.В.)
("Евразийский юридический журнал", 2025, N 5)Часть 1 статьи 35 Федерального закона N 220-ФЗ предусматривает, что соблюдение обязательных требований в сфере организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом проверяется в рамках трехуровневой системы контроля: федерального государственного контроля (осуществляемого федеральными органами власти в отношении автомобильного и городского электрического транспорта, а также дорожного хозяйства), регионального государственного контроля (проводимого региональными властями субъектов Российской Федерации в аналогичной сфере), муниципального контроля (организованного местными органами власти городов и населенных пунктов). Такое распределение полномочий направлено на всестороннее и эффективное выполнение функций надзора и контроля, обеспечивая безопасность и качество перевозок на всех уровнях территориальной иерархии.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)30. Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)30. Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Статья: Классификация договоров как основа совершенствования гражданско-правового регулирования пассажирских перевозок
(Микрюкова Г.А.)
("Право и экономика", 2023, N 10)Указанные особенности договоров городских, пригородных и внеуличных перевозок пассажиров предопределяют весьма слабые возможности индивидуального воздействия пассажира на перевозчика в целях позитивного и негативного стимулирования его деятельности по обеспечению надлежащего качества транспортного обслуживания. В сфере деятельности местного транспорта общего пользования должны эффективнее применяться публично-правовые меры влияния на перевозчиков (лицензирование, антимонопольный контроль, государственная и общественная защита прав потребителей). Определенную роль могут сыграть гражданско-правовые соглашения, заключаемые региональными и муниципальными органами, организующими маршруты регулярных перевозок на соответствующих территориях и осуществляющие допуск перевозчиков на их обслуживание на договорной основе. На данный момент специальное правовое регулирование получили отношения по организации регулярных перевозок пассажиров только на автомобильном транспорте: ФЗ от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регламентировал договорное взаимодействие транспортных организаций не только между собой, но и с владельцами объектов инфраструктуры, а также с публично-правовыми образованиями. Эти организующие договоры гражданско-правового характера в пользу неопределенного круга граждан способны существенно усилить обеспечение интересов и защиту прав пассажиров как слабой стороны в их отношениях с перевозчиками и владельцами транспортной инфраструктуры. Такие договоры, в частности, должны воспрепятствовать транспортным компаниям в одностороннем (уведомительном) порядке изменять согласованные условия перевозок. Произвольное прекращение пассажирского движения, увеличение его интервалов, сокращение количества транспортных средств на маршрутах, не обусловленное уменьшением пассажиропотока, при этом позволяющее недобросовестным перевозчикам увеличивать прибыль, сохранять за собой выделенное время использования остановок и фактически не допускать конкурентов, должно быть запрещено <11>. Аналогичные правила должны действовать и на других видах транспорта.
(Микрюкова Г.А.)
("Право и экономика", 2023, N 10)Указанные особенности договоров городских, пригородных и внеуличных перевозок пассажиров предопределяют весьма слабые возможности индивидуального воздействия пассажира на перевозчика в целях позитивного и негативного стимулирования его деятельности по обеспечению надлежащего качества транспортного обслуживания. В сфере деятельности местного транспорта общего пользования должны эффективнее применяться публично-правовые меры влияния на перевозчиков (лицензирование, антимонопольный контроль, государственная и общественная защита прав потребителей). Определенную роль могут сыграть гражданско-правовые соглашения, заключаемые региональными и муниципальными органами, организующими маршруты регулярных перевозок на соответствующих территориях и осуществляющие допуск перевозчиков на их обслуживание на договорной основе. На данный момент специальное правовое регулирование получили отношения по организации регулярных перевозок пассажиров только на автомобильном транспорте: ФЗ от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регламентировал договорное взаимодействие транспортных организаций не только между собой, но и с владельцами объектов инфраструктуры, а также с публично-правовыми образованиями. Эти организующие договоры гражданско-правового характера в пользу неопределенного круга граждан способны существенно усилить обеспечение интересов и защиту прав пассажиров как слабой стороны в их отношениях с перевозчиками и владельцами транспортной инфраструктуры. Такие договоры, в частности, должны воспрепятствовать транспортным компаниям в одностороннем (уведомительном) порядке изменять согласованные условия перевозок. Произвольное прекращение пассажирского движения, увеличение его интервалов, сокращение количества транспортных средств на маршрутах, не обусловленное уменьшением пассажиропотока, при этом позволяющее недобросовестным перевозчикам увеличивать прибыль, сохранять за собой выделенное время использования остановок и фактически не допускать конкурентов, должно быть запрещено <11>. Аналогичные правила должны действовать и на других видах транспорта.
Статья: Проблемы реагирования на нарушения обязательных требований, обеспечивающих безопасность перевозок пассажиров автобусами
(Баканов К.С., Исаев М.М.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)По результатам рассмотрения проблемы реагирования на нарушения обязательных требований при перевозках пассажиров автобусами сформулированы следующие выводы и предложения.
(Баканов К.С., Исаев М.М.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)По результатам рассмотрения проблемы реагирования на нарушения обязательных требований при перевозках пассажиров автобусами сформулированы следующие выводы и предложения.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)24) осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси;
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)24) осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси;
Статья: Административное право России с позиции функционального подхода как самостоятельная отрасль права и ключевая учебная дисциплина
(Стахов А.И.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)По данному оценочному критерию выделяются: 1) функции по организации и контролю административно-публичного взаимодействия частных лиц, в рамках которого отдельные организации или физические лица, не являющиеся органами публичной администрации, оказывают юридически-властное воздействие на поведение иных не подчиненных им по службе физических лиц и организаций (например, административно-публичное взаимодействие между представителями частного охранного предприятия и посетителями охраняемого объекта, которое складывается по поводу обеспечения охраны и законного использования имущества, находящегося в частной, муниципальной, государственной или иной форме собственности); 2) функции по организации и контролю административно-публичного взаимодействия частных лиц, в рамках которого организации или физические лица, не являющиеся органами публичной администрации, оказывают юридически-властное воздействие на поведение физических лиц и организаций, которые находятся в их организационном подчинении (например, административно-публичное взаимодействие между администрацией акционерного общества и наемными работниками по поводу обеспечения исполнения обязательных требований, установленных в соответствии с Федеральным законом "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (санитарных норм, правил пожарной безопасности и др.), которые складываются без участия контрольно-надзорных органов, но под их контролем, осуществляемым без взаимодействия; административно-публичное взаимодействие, складывающееся в вузе по поводу обеспечения исполнения обязательных требований федеральных образовательных стандартов без непосредственного участия, но под контролем без взаимодействия, осуществляемым Рособрнадзором в соответствии с Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и федеральным законом об отдельном виде контроля (Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"); 3) функции по организации и контролю административно-публичного взаимодействия частных лиц, в рамках которого реализуются взаимные публичные права и обязанности физических лиц и организаций, не подчиненных друг другу по службе, которые возникают в ходе их публичного общения и взаимодействия, установленного обязательными требованиями (например, административно-публичное взаимодействие между участниками дорожного движения, урегулированное Правилами дорожного движения, которое без участия, но под контролем без взаимодействия, осуществляемым ГИБДД; административно-публичное взаимодействие, урегулированное правилами перевозки пассажиров и грузов, которое складывается между пассажирами общественного транспорта без непосредственного участия, но под контролем без взаимодействия, осуществляемым компетентными контрольно-надзорными органами исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
(Стахов А.И.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)По данному оценочному критерию выделяются: 1) функции по организации и контролю административно-публичного взаимодействия частных лиц, в рамках которого отдельные организации или физические лица, не являющиеся органами публичной администрации, оказывают юридически-властное воздействие на поведение иных не подчиненных им по службе физических лиц и организаций (например, административно-публичное взаимодействие между представителями частного охранного предприятия и посетителями охраняемого объекта, которое складывается по поводу обеспечения охраны и законного использования имущества, находящегося в частной, муниципальной, государственной или иной форме собственности); 2) функции по организации и контролю административно-публичного взаимодействия частных лиц, в рамках которого организации или физические лица, не являющиеся органами публичной администрации, оказывают юридически-властное воздействие на поведение физических лиц и организаций, которые находятся в их организационном подчинении (например, административно-публичное взаимодействие между администрацией акционерного общества и наемными работниками по поводу обеспечения исполнения обязательных требований, установленных в соответствии с Федеральным законом "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (санитарных норм, правил пожарной безопасности и др.), которые складываются без участия контрольно-надзорных органов, но под их контролем, осуществляемым без взаимодействия; административно-публичное взаимодействие, складывающееся в вузе по поводу обеспечения исполнения обязательных требований федеральных образовательных стандартов без непосредственного участия, но под контролем без взаимодействия, осуществляемым Рособрнадзором в соответствии с Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и федеральным законом об отдельном виде контроля (Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"); 3) функции по организации и контролю административно-публичного взаимодействия частных лиц, в рамках которого реализуются взаимные публичные права и обязанности физических лиц и организаций, не подчиненных друг другу по службе, которые возникают в ходе их публичного общения и взаимодействия, установленного обязательными требованиями (например, административно-публичное взаимодействие между участниками дорожного движения, урегулированное Правилами дорожного движения, которое без участия, но под контролем без взаимодействия, осуществляемым ГИБДД; административно-публичное взаимодействие, урегулированное правилами перевозки пассажиров и грузов, которое складывается между пассажирами общественного транспорта без непосредственного участия, но под контролем без взаимодействия, осуществляемым компетентными контрольно-надзорными органами исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".