Может ли бюджетное учреждение открыть расчетный счет в коммерческом банке
Подборка наиболее важных документов по запросу Может ли бюджетное учреждение открыть расчетный счет в коммерческом банке (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 29.01.2002 N 67-Г02-1
Заявление о признании недействующими и не подлежащими применению некоторых положений Закона Новосибирской области N 57-ОЗ "Об уполномоченных банках администрации области" удовлетворено правомерно, так как оспариваемые положения противоречат Бюджетному кодексу РФ.В Российской Федерации установлено казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений (ст. 215 БК РФ).
Заявление о признании недействующими и не подлежащими применению некоторых положений Закона Новосибирской области N 57-ОЗ "Об уполномоченных банках администрации области" удовлетворено правомерно, так как оспариваемые положения противоречат Бюджетному кодексу РФ.В Российской Федерации установлено казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений (ст. 215 БК РФ).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Российские бюджетные реформы: из прошлого в будущее
(Комягин Д.Л.)
("Реформы и право", 2014, N 1)В начале 1990-х годов в России публичные финансы фактически вышли из-под контроля правительства, главным образом из-за забвения единства кассы. После упразднения Госбанка Союза ССР исполнение бюджета осуществлялось через многочисленные коммерческие банки на расчетных счетах, открываемых бюджетными учреждениями самостоятельно. Подобная децентрализация имела следствием абсолютную непрозрачность исполнения бюджета и многочисленные злоупотребления, регулярно приводящие к неисполнению запланированных расходов.
(Комягин Д.Л.)
("Реформы и право", 2014, N 1)В начале 1990-х годов в России публичные финансы фактически вышли из-под контроля правительства, главным образом из-за забвения единства кассы. После упразднения Госбанка Союза ССР исполнение бюджета осуществлялось через многочисленные коммерческие банки на расчетных счетах, открываемых бюджетными учреждениями самостоятельно. Подобная децентрализация имела следствием абсолютную непрозрачность исполнения бюджета и многочисленные злоупотребления, регулярно приводящие к неисполнению запланированных расходов.
Статья: Система принципов бюджетного права: российское законодательство и научная доктрина
(Комягин Д.Л.)
("Реформы и право", 2012, N 4)В Российской Федерации единство кассы законодательно утверждено с 1998 года <47>. Сегодня единство кассы выражается в существовании единого счета для каждого бюджета бюджетной системы, открытого в Банке России. Однако иногда банковский способ исполнения бюджета в России противопоставляется казначейскому, при этом последний способ выступает как безусловно прогрессивная альтернатива банковскому исполнению бюджетов. Такая точка зрения получила широкую общественную поддержку по итогам провальной финансовой политики начала 1990-х годов, когда после развала Госбанка СССР исполнение бюджета осуществлялось через многочисленные коммерческие банки на расчетных счетах, открываемых бюджетными учреждениями самостоятельно. Подобная децентрализация имела следствием абсолютную непрозрачность исполнения бюджета и многочисленные злоупотребления, регулярно приводящие к неисполнению запланированных бюджетом доходов и расходов.
(Комягин Д.Л.)
("Реформы и право", 2012, N 4)В Российской Федерации единство кассы законодательно утверждено с 1998 года <47>. Сегодня единство кассы выражается в существовании единого счета для каждого бюджета бюджетной системы, открытого в Банке России. Однако иногда банковский способ исполнения бюджета в России противопоставляется казначейскому, при этом последний способ выступает как безусловно прогрессивная альтернатива банковскому исполнению бюджетов. Такая точка зрения получила широкую общественную поддержку по итогам провальной финансовой политики начала 1990-х годов, когда после развала Госбанка СССР исполнение бюджета осуществлялось через многочисленные коммерческие банки на расчетных счетах, открываемых бюджетными учреждениями самостоятельно. Подобная децентрализация имела следствием абсолютную непрозрачность исполнения бюджета и многочисленные злоупотребления, регулярно приводящие к неисполнению запланированных бюджетом доходов и расходов.
Вопрос: Автономным учреждениям предоставлено право на открытие депозитных счетов в кредитных организациях. В этой связи просим разъяснить: из какого источника финансового обеспечения учреждение может направить временно свободные денежные средства в банк под проценты? Вправе ли мы использовать в данных целях остаток субсидий на выполнение муниципального задания? Как отразить в бухгалтерском учете движение указанных средств и поступление процентов от вклада?
("Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", 2012, N 5)Ответ: Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта (п. 1 ст. 2 Федерального закона N 174-ФЗ <1>). Автономным учреждениям предоставлено право получать банковские кредиты, открывать расчетные и иные счета в коммерческих банках (включая валютные), получать дивиденды, приобретать акции. В случае заключения договора банковского счета банки (кредитные организации) должны уплачивать автономному учреждению проценты за пользование денежными средствами, находящимися на счете автономного учреждения.
("Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", 2012, N 5)Ответ: Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта (п. 1 ст. 2 Федерального закона N 174-ФЗ <1>). Автономным учреждениям предоставлено право получать банковские кредиты, открывать расчетные и иные счета в коммерческих банках (включая валютные), получать дивиденды, приобретать акции. В случае заключения договора банковского счета банки (кредитные организации) должны уплачивать автономному учреждению проценты за пользование денежными средствами, находящимися на счете автономного учреждения.
Вопрос: О составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности и отражении в бухучете операций с остатками денежных средств при преобразовании унитарного предприятия в бюджетное учреждение.
(Письмо Минфина России от 11.12.2024 N 02-06-09/124980)До момента поступления остатков денежных средств в валюте Российской Федерации реорганизуемого унитарного предприятия, находящихся на расчетных счетах в коммерческих банках, на лицевой счет образованного бюджетного учреждения, открытый в соответствующем финансовом органе, информация об остатках денежных средств подлежит отражению в качестве вступительных остатков на счете 220113000 "Денежные средства учреждения в органе казначейства в пути".
(Письмо Минфина России от 11.12.2024 N 02-06-09/124980)До момента поступления остатков денежных средств в валюте Российской Федерации реорганизуемого унитарного предприятия, находящихся на расчетных счетах в коммерческих банках, на лицевой счет образованного бюджетного учреждения, открытый в соответствующем финансовом органе, информация об остатках денежных средств подлежит отражению в качестве вступительных остатков на счете 220113000 "Денежные средства учреждения в органе казначейства в пути".
Статья: Принцип единства кассы в России: история и современность
(Комягин Д.Л.)
("Финансовое право", 2006, N 2)На протяжении последних десяти лет банковский способ исполнения бюджета в России противопоставляется казначейскому способу, при этом последний выступает как безусловно прогрессивная альтернатива банковскому исполнению бюджетов. Такая точка зрения находит поддержку, ибо свежа в памяти провальная политика начала 90-х, когда велось исполнение бюджета коммерческими банками на расчетных счетах, открываемых бюджетными учреждениями самостоятельно. Схема, существовавшая при такой организации исполнения бюджета, была такова, что Минфин России, перечисляя в начале года (или по мере поступления доходов) денежные средства на банковские счета бюджетополучателей, уже не имел ни кассового резерва, ни информации об остатках на счетах.
(Комягин Д.Л.)
("Финансовое право", 2006, N 2)На протяжении последних десяти лет банковский способ исполнения бюджета в России противопоставляется казначейскому способу, при этом последний выступает как безусловно прогрессивная альтернатива банковскому исполнению бюджетов. Такая точка зрения находит поддержку, ибо свежа в памяти провальная политика начала 90-х, когда велось исполнение бюджета коммерческими банками на расчетных счетах, открываемых бюджетными учреждениями самостоятельно. Схема, существовавшая при такой организации исполнения бюджета, была такова, что Минфин России, перечисляя в начале года (или по мере поступления доходов) денежные средства на банковские счета бюджетополучателей, уже не имел ни кассового резерва, ни информации об остатках на счетах.
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете бюджетного учреждения расчеты по доходам от оказания платных услуг (не облагаемых НДС), если потребители (физические лица) этих услуг расчеты с учреждением производят с использованием банковских (платежных) карт через платежный терминал, установленный в кассе учреждения?..
(Консультация эксперта, 2025)За текущий месяц учреждением оказаны услуги на сумму 350 000 руб. Учреждением заключен договор эквайринга с кредитной организацией (коммерческим банком) без открытия учреждению расчетного счета. Суммы, поступившие от потребителей через платежный терминал, перечисляются банком-эквайрером на лицевой счет учреждения. Комиссия банка, которая составляет 1% от суммы расчетов, перечисляется банку-эквайреру согласно условиям договора. Расходы на вознаграждение банку-эквайреру учитываются учреждением в составе прямых затрат на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг.
(Консультация эксперта, 2025)За текущий месяц учреждением оказаны услуги на сумму 350 000 руб. Учреждением заключен договор эквайринга с кредитной организацией (коммерческим банком) без открытия учреждению расчетного счета. Суммы, поступившие от потребителей через платежный терминал, перечисляются банком-эквайрером на лицевой счет учреждения. Комиссия банка, которая составляет 1% от суммы расчетов, перечисляется банку-эквайреру согласно условиям договора. Расходы на вознаграждение банку-эквайреру учитываются учреждением в составе прямых затрат на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг.
Вопрос: В январе 2012 г. автономным учреждением были ошибочно перечислены средства за капремонт из субсидий на обеспечение выполнения госзадания, а в марте были предоставлены субсидии на указанные цели. Теперь у учреждения не хватает денежных средств на выполнение госзадания, а целевых субсидий больше. Можно ли пополнить КФО 4 из КФО 5? Если можно, то какие надо сделать бухгалтерские проводки? Учреждение обслуживается в коммерческом банке.
("Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 11)Так как расчетный счет открыт автономному учреждению в коммерческом банке, поступившие на него средства (в том числе и субсидии на выполнение госзадания, и целевые субсидии на проведение капремонта) расходуются в пределах остатка средств на счете. При этом в силу п. 3.7 ст. 2 Федерального закона N 174-ФЗ <1> операции со средствами, поступающими автономным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ в виде целевых субсидий, учитываются на открытых им счетах в кредитных организациях после проверки документов, подтверждающих произведенные кассовые расходы (отметим, что расходование средств субсидий, выделенных на выполнение госзадания, осуществляется без проверки подтверждающих документов). Поэтому учреждению необходимо уточнить в коммерческом банке, какие документы следует представить для подтверждения расходования целевых субсидий, так как фактически кассовый расход был осуществлен ранее за счет средств субсидий в рамках выполнения госзадания.
("Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 11)Так как расчетный счет открыт автономному учреждению в коммерческом банке, поступившие на него средства (в том числе и субсидии на выполнение госзадания, и целевые субсидии на проведение капремонта) расходуются в пределах остатка средств на счете. При этом в силу п. 3.7 ст. 2 Федерального закона N 174-ФЗ <1> операции со средствами, поступающими автономным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ в виде целевых субсидий, учитываются на открытых им счетах в кредитных организациях после проверки документов, подтверждающих произведенные кассовые расходы (отметим, что расходование средств субсидий, выделенных на выполнение госзадания, осуществляется без проверки подтверждающих документов). Поэтому учреждению необходимо уточнить в коммерческом банке, какие документы следует представить для подтверждения расходования целевых субсидий, так как фактически кассовый расход был осуществлен ранее за счет средств субсидий в рамках выполнения госзадания.
Статья: Учет налогов в государственных (муниципальных) автономных учреждениях
(Дементьева Н.М.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2014, N 12)Пример. Условно предположим, что автономное учреждение имеет лицевой счет (расчетный счет) в коммерческом банке, а также открыт лицевой счет в территориальном Управлении Федерального казначейства. Уплату налогов по деятельности, приносящей доход, учреждение осуществляет со счета в коммерческом банке (см. таблицу).
(Дементьева Н.М.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2014, N 12)Пример. Условно предположим, что автономное учреждение имеет лицевой счет (расчетный счет) в коммерческом банке, а также открыт лицевой счет в территориальном Управлении Федерального казначейства. Уплату налогов по деятельности, приносящей доход, учреждение осуществляет со счета в коммерческом банке (см. таблицу).
Статья: Перспективы расчетного обслуживания АУ в коммерческих банках
(Орлова О.Е.)
("Руководитель автономного учреждения", 2021, N 1)Вероятно, Казначейство будет стремиться к переводу всех средств АУ на казначейские счета в целях увеличения доходов от размещения средств единого казначейского счета. На основании перечисленных обстоятельств предполагаем, что в ближайшем будущем автономные учреждения сохранят за собой привилегию вести расчетные операции через коммерческие банки, но, возможно, эту привилегию придется отстаивать.
(Орлова О.Е.)
("Руководитель автономного учреждения", 2021, N 1)Вероятно, Казначейство будет стремиться к переводу всех средств АУ на казначейские счета в целях увеличения доходов от размещения средств единого казначейского счета. На основании перечисленных обстоятельств предполагаем, что в ближайшем будущем автономные учреждения сохранят за собой привилегию вести расчетные операции через коммерческие банки, но, возможно, эту привилегию придется отстаивать.
Вопрос: Может ли автономное учреждение, имеющее лицевой счет в Казначействе, держать средства от приносящей доход деятельности на расчетном счете в коммерческом банке?
("Руководитель автономного учреждения", 2011, N 8)Вопрос: Может ли автономное учреждение, имеющее лицевой счет в Казначействе, держать средства от приносящей доход деятельности на расчетном счете в коммерческом банке?
("Руководитель автономного учреждения", 2011, N 8)Вопрос: Может ли автономное учреждение, имеющее лицевой счет в Казначействе, держать средства от приносящей доход деятельности на расчетном счете в коммерческом банке?
Статья: Процедурная составляющая как основа разграничения бюджетных правовых норм
(Петрова И.В., Мищукова А.Д.)
("Налоги" (журнал), 2014, N 5)- открытие казенным и бюджетным учреждениям расчетных счетов в коммерческих банках или учреждениях Банка России на основании специальных разрешений (иные распорядители бюджетных средств) <22>;
(Петрова И.В., Мищукова А.Д.)
("Налоги" (журнал), 2014, N 5)- открытие казенным и бюджетным учреждениям расчетных счетов в коммерческих банках или учреждениях Банка России на основании специальных разрешений (иные распорядители бюджетных средств) <22>;
Статья: Ведение расчетных операций АУ в кризисных условиях
(Орлова О.Е.)
("Руководитель автономного учреждения", 2014, N 5)Автономные учреждения обладают уникальной (по сравнению с коммерческими организациями) возможностью открыть счет для проведения расчетных операций как в Казначействе <1>, так и в коммерческом банке (банках). Сравнивая шансы сохранения денег в зависимости от места их хранения, можно сказать, что лицевой счет в Казначействе в отличие от расчетного счета в коммерческом банке не подвергается кредитному риску. Обусловлено это тем, что Казначейство открывает счета по учету средств клиентов в территориальном учреждении Банка России <2>, а как известно, Банк России эмитирует российскую валюту, поэтому нехватки рублевых денежных средств у него быть не может. Следовательно, если перед АУ стоит задача обезопасить свои денежные средства от потери и по законодательству есть возможность выбора банковского учреждения, предпочтительнее открывать лицевые счета в Казначействе.
(Орлова О.Е.)
("Руководитель автономного учреждения", 2014, N 5)Автономные учреждения обладают уникальной (по сравнению с коммерческими организациями) возможностью открыть счет для проведения расчетных операций как в Казначействе <1>, так и в коммерческом банке (банках). Сравнивая шансы сохранения денег в зависимости от места их хранения, можно сказать, что лицевой счет в Казначействе в отличие от расчетного счета в коммерческом банке не подвергается кредитному риску. Обусловлено это тем, что Казначейство открывает счета по учету средств клиентов в территориальном учреждении Банка России <2>, а как известно, Банк России эмитирует российскую валюту, поэтому нехватки рублевых денежных средств у него быть не может. Следовательно, если перед АУ стоит задача обезопасить свои денежные средства от потери и по законодательству есть возможность выбора банковского учреждения, предпочтительнее открывать лицевые счета в Казначействе.