Мошенничество при госзакупках
Подборка наиболее важных документов по запросу Мошенничество при госзакупках (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности правового регулирования осуществления закупок учреждениями здравоохранения
(Буткевич О.В., Кучер Е.С.)
("Юрист", 2024, N 9)<2> Гусейнова Н.Б., Бызова И.Г. Основные коррупционные механизмы в сфере государственных закупок в области здравоохранения // Теория и практика современной науки. 2018. N 6 (36). С. 201 - 204; Корчагин Е.И. Минимизация финансовых мошенничеств в сфере государственных закупок в здравоохранении в Российской Федерации // Социально-экономические, организационные, политические и правовые аспекты обеспечения эффективности государственного и муниципального управления: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых (г. Барнаул, 27 ноября 2021 г.). Барнаул, 2022. С. 165 - 167.
(Буткевич О.В., Кучер Е.С.)
("Юрист", 2024, N 9)<2> Гусейнова Н.Б., Бызова И.Г. Основные коррупционные механизмы в сфере государственных закупок в области здравоохранения // Теория и практика современной науки. 2018. N 6 (36). С. 201 - 204; Корчагин Е.И. Минимизация финансовых мошенничеств в сфере государственных закупок в здравоохранении в Российской Федерации // Социально-экономические, организационные, политические и правовые аспекты обеспечения эффективности государственного и муниципального управления: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых (г. Барнаул, 27 ноября 2021 г.). Барнаул, 2022. С. 165 - 167.
Статья: Хищения в бюджетной сфере как объект криминалистического исследования
(Чумаков А.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)12. Менжега М.М., Иванов В.О. Мошенничество в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Проблемы внедрения результатов инновационных разработок: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. (15 янв. 2017 г., г. Екатеринбург): в 3 ч. Уфа: АЭТЕРНА, 2017. Ч. 3. С. 133 - 137.
(Чумаков А.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)12. Менжега М.М., Иванов В.О. Мошенничество в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Проблемы внедрения результатов инновационных разработок: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. (15 янв. 2017 г., г. Екатеринбург): в 3 ч. Уфа: АЭТЕРНА, 2017. Ч. 3. С. 133 - 137.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016)Заказчик направил в банк запрос с просьбой подтвердить достоверность и факт выдачи банковской гарантии. Банк подтвердил указанные обстоятельства, однако через два месяца сообщил, что банковская гарантия не выдавалась и установлены мошеннические действия использования ложных сайтов с недостоверной информацией кредитной организации при проведении тендеров для получения государственных и муниципальных заказов.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016)Заказчик направил в банк запрос с просьбой подтвердить достоверность и факт выдачи банковской гарантии. Банк подтвердил указанные обстоятельства, однако через два месяца сообщил, что банковская гарантия не выдавалась и установлены мошеннические действия использования ложных сайтов с недостоверной информацией кредитной организации при проведении тендеров для получения государственных и муниципальных заказов.
Информационное письмо Банка России от 18.01.2023 N ИН-08-12/6
"О национальной оценке рисков ОД и ФТ"6. Мошенничество с бюджетными денежными средствами: манипулирование объемом и стоимостью выполненных работ, услуг, товаров в рамках государственных закупок. Следует отметить, что в Российской Федерации преступления в бюджетной сфере зачастую квалифицируют как мошенничество (порядка 30% судебных приговоров за легализацию доходов, полученных от мошеннической деятельности).
"О национальной оценке рисков ОД и ФТ"6. Мошенничество с бюджетными денежными средствами: манипулирование объемом и стоимостью выполненных работ, услуг, товаров в рамках государственных закупок. Следует отметить, что в Российской Федерации преступления в бюджетной сфере зачастую квалифицируют как мошенничество (порядка 30% судебных приговоров за легализацию доходов, полученных от мошеннической деятельности).
Статья: Размер ущерба в хищении и проблемы его установления при проведении оценочных экспертиз
(Есаков Г.А., Лебединский В.И.)
("Закон", 2023, N 7)При этом обман в цене следует отличать от обмана в порядке формирования цены, когда уголовная наказуемость действий как мошенничества не вызывает сомнений. См., напр.: Архипов А.В. Некоторые проблемы квалификации хищений, совершаемых в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. 2022. N 3. С. 77 - 81.
(Есаков Г.А., Лебединский В.И.)
("Закон", 2023, N 7)При этом обман в цене следует отличать от обмана в порядке формирования цены, когда уголовная наказуемость действий как мошенничества не вызывает сомнений. См., напр.: Архипов А.В. Некоторые проблемы квалификации хищений, совершаемых в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. 2022. N 3. С. 77 - 81.
Статья: Проблемы толкования признаков злоупотребления в сфере государственных и муниципальных закупок
(Филатова М.А.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2022, N 3)В большинстве правопорядков выделяется взяточничество в системе государственных закупок и мошенничество в рамках данных процедур. Нетрудно найти множество примеров на каждом из этапов: при формировании заявки и условий тендера могут быть по преступному согласованию определены, например, слишком короткие сроки или же установлена узкая спецификация для удовлетворения заявки только одним подрядчиком; множество способов создания преимуществ может быть реализовано при использовании процедуры закупки у единственного поставщика и т.д. <3>. Мошенничество в данной сфере рассматривается чаще в отношении подрядчиков, однако выделяют в качестве субъектов и членов организации заказчика <4>. Схемы такого мошенничества включают и использование картельных соглашений в целях формирования представлений заказчика о стоимости контракта, и, как следствие, исключение из конкурса компаний малого бизнеса <5>.
(Филатова М.А.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2022, N 3)В большинстве правопорядков выделяется взяточничество в системе государственных закупок и мошенничество в рамках данных процедур. Нетрудно найти множество примеров на каждом из этапов: при формировании заявки и условий тендера могут быть по преступному согласованию определены, например, слишком короткие сроки или же установлена узкая спецификация для удовлетворения заявки только одним подрядчиком; множество способов создания преимуществ может быть реализовано при использовании процедуры закупки у единственного поставщика и т.д. <3>. Мошенничество в данной сфере рассматривается чаще в отношении подрядчиков, однако выделяют в качестве субъектов и членов организации заказчика <4>. Схемы такого мошенничества включают и использование картельных соглашений в целях формирования представлений заказчика о стоимости контракта, и, как следствие, исключение из конкурса компаний малого бизнеса <5>.
Статья: Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ пришла к выводу: нижестоящие суды оказались в плену обвинительного уклона, навязанного им органами предварительного расследования, результат - состоявшиеся по делу постановления отменены, дело прекращено за отсутствием состава преступления
(Колоколов Н.А.)
("Российский судья", 2023, N 3)Нарушение регламента государственных закупок со стороны группы сотрудников ФСИН не только привлекло особо пристальное внимание органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, но и подвигло спецслужбы на поспешное задержание одного из офицеров. По итогам оперативно-розыскного мероприятия в отношении последнего было выдвинуто обвинение в мошенничестве. При этом органы предварительного расследования и суды первых трех инстанций доводы защиты о невиновности этого сотрудника ФСИН проигнорировали. Следственная и судебные ошибки были вскрыты только Судебной коллегией по уголовным дела Верховного Суда РФ, что повлекло отмену всех состоявшихся по делу судебных постановлений и прекращение уголовного дела за отсутствием состава преступления. В статье в рамках проводимого нами комплексного исследования судебной деятельности анализируются генерация в недрах ФСИН подозрительного поведения ряда сотрудников, механизм выдвижения в отношении одного из них ложной обвинительной версии, ее безответственное закрепление в актах органов предварительного расследования и судов.
(Колоколов Н.А.)
("Российский судья", 2023, N 3)Нарушение регламента государственных закупок со стороны группы сотрудников ФСИН не только привлекло особо пристальное внимание органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, но и подвигло спецслужбы на поспешное задержание одного из офицеров. По итогам оперативно-розыскного мероприятия в отношении последнего было выдвинуто обвинение в мошенничестве. При этом органы предварительного расследования и суды первых трех инстанций доводы защиты о невиновности этого сотрудника ФСИН проигнорировали. Следственная и судебные ошибки были вскрыты только Судебной коллегией по уголовным дела Верховного Суда РФ, что повлекло отмену всех состоявшихся по делу судебных постановлений и прекращение уголовного дела за отсутствием состава преступления. В статье в рамках проводимого нами комплексного исследования судебной деятельности анализируются генерация в недрах ФСИН подозрительного поведения ряда сотрудников, механизм выдвижения в отношении одного из них ложной обвинительной версии, ее безответственное закрепление в актах органов предварительного расследования и судов.
"Уголовно-правовая охрана финансово-бюджетной сферы: научно-практическое пособие"
(отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)2. Среди преступлений в сфере финансово-бюджетной дисциплины отдельно дифференцируются деяния в сфере нарушения установленного порядка государственных закупок. Освещение подходов к криминализации таких деяний в уголовных кодексах государств - участников СНГ особенно интересно для проработки ориентиров отечественной уголовной политики. Актуальна поднятая на страницах компаративной юридической литературы <1> дискуссия о криминализации в УК РФ наряду с коррупционными посягательствами массива иных деяний, например хищений, антиконкурентных соглашений и мошенничеств в сфере государственных закупок.
(отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)2. Среди преступлений в сфере финансово-бюджетной дисциплины отдельно дифференцируются деяния в сфере нарушения установленного порядка государственных закупок. Освещение подходов к криминализации таких деяний в уголовных кодексах государств - участников СНГ особенно интересно для проработки ориентиров отечественной уголовной политики. Актуальна поднятая на страницах компаративной юридической литературы <1> дискуссия о криминализации в УК РФ наряду с коррупционными посягательствами массива иных деяний, например хищений, антиконкурентных соглашений и мошенничеств в сфере государственных закупок.
Статья: Значение надежной банковской гарантии для квалификации мошенничества
(Яни П.С.)
("Законность", 2022, NN 3, 4)В отношении банка-гаранта мошенничество со стороны лица, выступающего в роли принципала, при таких обстоятельствах как раз возможно: "мошенник от лица созданной для этих целей фирмы-однодневки, выбирая государственные и муниципальные заказы, которые предусматривают авансирование исполнения контракта, участвует в конкурсе с предложением, близким к демпинговому, что обеспечивает ему победу. После чего приобретается "настоящая" (обеспеченная) банковская гарантия, предоставив которую, мошенник заключает контракт и получает аванс, значительно превышающий стоимость гарантии. Полученный аванс похищается, фирма-однодневка прекращает свое существование, а банк-гарант в связи с обоснованными требованиями заказчика выплачивает последнему заявленную в гарантии денежную сумму, покрывая убытки, связанные с преднамеренным невыполнением контракта" <1>. В отношении гаранта возможно и мошенничество со стороны бенефициара <2>.
(Яни П.С.)
("Законность", 2022, NN 3, 4)В отношении банка-гаранта мошенничество со стороны лица, выступающего в роли принципала, при таких обстоятельствах как раз возможно: "мошенник от лица созданной для этих целей фирмы-однодневки, выбирая государственные и муниципальные заказы, которые предусматривают авансирование исполнения контракта, участвует в конкурсе с предложением, близким к демпинговому, что обеспечивает ему победу. После чего приобретается "настоящая" (обеспеченная) банковская гарантия, предоставив которую, мошенник заключает контракт и получает аванс, значительно превышающий стоимость гарантии. Полученный аванс похищается, фирма-однодневка прекращает свое существование, а банк-гарант в связи с обоснованными требованиями заказчика выплачивает последнему заявленную в гарантии денежную сумму, покрывая убытки, связанные с преднамеренным невыполнением контракта" <1>. В отношении гаранта возможно и мошенничество со стороны бенефициара <2>.
Статья: Коррупционные правонарушения в сфере государственных (муниципальных) закупок
(Рерих Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 11)Одним из признаков, которые указывают на наличие системной коррупции в конкретной сфере, является "сохраняющийся даже при смене власти уровень коррупции в этой сфере" <2>. Например, в Республике Крым последовательная смена должностных лиц высокого ранга, ответственных за государственные закупки и реализацию государственных программ, не повлияла на состояние коррупционных практик и коррупционные отношения в сфере государственных закупок, что указывает на наличие системной коррупции. За коррупционные преступления (взятки в особо крупном размере, мошенничество, легализацию (отмывание) денежных средств) в 2016 - 2021 годах к уголовной ответственности были привлечены все вице-премьеры - заместители председателя Совета министров Республики Крым, курирующие Федеральную целевую программу "Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя". В 2021 г. должность заместителя председателя Совета министров Республики Крым, курирующего федеральную целевую программу "Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя", упразднена.
(Рерих Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 11)Одним из признаков, которые указывают на наличие системной коррупции в конкретной сфере, является "сохраняющийся даже при смене власти уровень коррупции в этой сфере" <2>. Например, в Республике Крым последовательная смена должностных лиц высокого ранга, ответственных за государственные закупки и реализацию государственных программ, не повлияла на состояние коррупционных практик и коррупционные отношения в сфере государственных закупок, что указывает на наличие системной коррупции. За коррупционные преступления (взятки в особо крупном размере, мошенничество, легализацию (отмывание) денежных средств) в 2016 - 2021 годах к уголовной ответственности были привлечены все вице-премьеры - заместители председателя Совета министров Республики Крым, курирующие Федеральную целевую программу "Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя". В 2021 г. должность заместителя председателя Совета министров Республики Крым, курирующего федеральную целевую программу "Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя", упразднена.
Статья: Юридическая ответственность государственных (муниципальных) заказчиков при размещении государственного (муниципального) заказа и осуществлении закупок
(Мальцев А.К.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 6)<8> Экс-депутата в Хакасии приговорили к 4,5 годам за мошенничество с квартирами для сирот. URL: https://tass.ru/sibir-news/7434465.
(Мальцев А.К.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 6)<8> Экс-депутата в Хакасии приговорили к 4,5 годам за мошенничество с квартирами для сирот. URL: https://tass.ru/sibir-news/7434465.
Статья: Некоторые особенности специального субъекта преступлений, предусмотренных статьями 200.4 и 200.5 Уголовного кодекса РФ
(Шурпаев Ш.М.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 6)<5> Подробнее см.: Акопджанова М.О. Новеллы уголовного законодательства о противодействии преступности в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Российская юстиция. 2018. N 7. С. 27 - 29; Аснис А.Я. Новеллы УК об ответственности за злоупотребления в сфере публичных закупок: предыстория и проблемы квалификации // Российское конкурентное право и экономика. 2018. N 4. С. 34 - 43; Бавсун М.В., Борков В.Н. Новые уголовно-правовые меры охраны отношений в сфере закупок для государственных нужд // Современное право. 2018. N 9. С. 90 - 94; Борков В.Н. Злоупотребление в сфере закупок (ст. 200.4 УК РФ) и мошенничество // Уголовное право. 2018. N S4. С. 29 - 32; Гладких В.И. Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (ст. 200.4 УК РФ): теоретический анализ // Российская юстиция. 2019. N 3. С. 51 - 54; Грузинская Е.И., Рудаков А.Е. Злоупотребление в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (ст. 200.4 УК РФ): анализ признаков состава преступления // Российский правовой журнал. 2020. N 1. С. 74 - 77; Соловьев О.Г., Князьков А.А. К вопросу об отдельных дефектах конструкции состава преступления о подкупе работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок (ст. 200.5 УК РФ) // Российский правовой журнал. 2020. N 1. С. 70 - 73; Любый И.А. Проблемные вопросы субъективного состава ст. 200.4 УК РФ // Российская юстиция. 2020. N 2. С. 27 - 29; и др.
(Шурпаев Ш.М.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 6)<5> Подробнее см.: Акопджанова М.О. Новеллы уголовного законодательства о противодействии преступности в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Российская юстиция. 2018. N 7. С. 27 - 29; Аснис А.Я. Новеллы УК об ответственности за злоупотребления в сфере публичных закупок: предыстория и проблемы квалификации // Российское конкурентное право и экономика. 2018. N 4. С. 34 - 43; Бавсун М.В., Борков В.Н. Новые уголовно-правовые меры охраны отношений в сфере закупок для государственных нужд // Современное право. 2018. N 9. С. 90 - 94; Борков В.Н. Злоупотребление в сфере закупок (ст. 200.4 УК РФ) и мошенничество // Уголовное право. 2018. N S4. С. 29 - 32; Гладких В.И. Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (ст. 200.4 УК РФ): теоретический анализ // Российская юстиция. 2019. N 3. С. 51 - 54; Грузинская Е.И., Рудаков А.Е. Злоупотребление в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (ст. 200.4 УК РФ): анализ признаков состава преступления // Российский правовой журнал. 2020. N 1. С. 74 - 77; Соловьев О.Г., Князьков А.А. К вопросу об отдельных дефектах конструкции состава преступления о подкупе работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок (ст. 200.5 УК РФ) // Российский правовой журнал. 2020. N 1. С. 70 - 73; Любый И.А. Проблемные вопросы субъективного состава ст. 200.4 УК РФ // Российская юстиция. 2020. N 2. С. 27 - 29; и др.
Статья: Проблемные вопросы организации государственной закупочной деятельности на электронных торговых площадках
(Федотова О.В., Бадиков Д.А.)
("Конкурентное право", 2022, N 2)Представленная статья посвящена отдельным проблемным аспектам, возникающим при проведении государственной закупочной деятельности на электронных торговых площадках, а также при применении действующего законодательства, регламентирующего контрактную систему в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В рамках данной статьи были определены недостатки данного инструмента, а именно риски и опасности, которые могут привести к нежелательным последствиям. Особый акцент делается на необходимости внесения изменений в нормативно-правовую основу рассматриваемой деятельности.
(Федотова О.В., Бадиков Д.А.)
("Конкурентное право", 2022, N 2)Представленная статья посвящена отдельным проблемным аспектам, возникающим при проведении государственной закупочной деятельности на электронных торговых площадках, а также при применении действующего законодательства, регламентирующего контрактную систему в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В рамках данной статьи были определены недостатки данного инструмента, а именно риски и опасности, которые могут привести к нежелательным последствиям. Особый акцент делается на необходимости внесения изменений в нормативно-правовую основу рассматриваемой деятельности.