Мошенничество по госконтракту
Подборка наиболее важных документов по запросу Мошенничество по госконтракту (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Московского городского суда от 28.11.2023 по делу N 10-23812/2023 (УИД 77RS0029-02-2020-001234-30)
Приговор: По ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество).
Определение: Приговор оставлен без изменения.Оплата НДС, на что указывается стороной защиты, не свидетельствует об отсутствии в действиях осужденных состава мошенничества по каждому государственному контракту.
Приговор: По ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество).
Определение: Приговор оставлен без изменения.Оплата НДС, на что указывается стороной защиты, не свидетельствует об отсутствии в действиях осужденных состава мошенничества по каждому государственному контракту.
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 26.11.2024 N 77-3865/2024 (УИД 63RS0044-01-2017-000209-43)
Приговор: По ч. 4 ст. 159, ч. 1 ст. 159.4 УК РФ (мошенничество; мошенничество в сфере предпринимательской деятельности).
Определение: Приговор отменен в части осуждения по ч. 1 ст. 159.4 УК РФ, уголовное дело прекращено за отсутствием состава преступления; в остальной части приговор оставлен без изменения.Вывод суда апелляционной инстанции о том, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что умысел у осужденного на совершение мошенничества в сфере предпринимательской деятельности возник до подписания государственных контрактов с ООО "ПромЖилИндустрия" в лице номинального директора В., является неверным, т.к. С. в этом органом предварительного расследования не обвинялся и виновным не признан, кроме того, противоречит описанию преступных деяний, изложенных в приговоре. Материалы уголовного дела не содержат в себе доказательств признаков преднамеренности обмана потерпевшего со стороны С. до заключения государственных контрактов с Минсельхозом.
Приговор: По ч. 4 ст. 159, ч. 1 ст. 159.4 УК РФ (мошенничество; мошенничество в сфере предпринимательской деятельности).
Определение: Приговор отменен в части осуждения по ч. 1 ст. 159.4 УК РФ, уголовное дело прекращено за отсутствием состава преступления; в остальной части приговор оставлен без изменения.Вывод суда апелляционной инстанции о том, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что умысел у осужденного на совершение мошенничества в сфере предпринимательской деятельности возник до подписания государственных контрактов с ООО "ПромЖилИндустрия" в лице номинального директора В., является неверным, т.к. С. в этом органом предварительного расследования не обвинялся и виновным не признан, кроме того, противоречит описанию преступных деяний, изложенных в приговоре. Материалы уголовного дела не содержат в себе доказательств признаков преднамеренности обмана потерпевшего со стороны С. до заключения государственных контрактов с Минсельхозом.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Арест собственника бизнеса: причины, основания и практика судов
(Шишкина А.)
("Трудовое право", 2024, N 5)- мошенничество в сфере госконтрактов (растрата денег от тендеров);
(Шишкина А.)
("Трудовое право", 2024, N 5)- мошенничество в сфере госконтрактов (растрата денег от тендеров);
Нормативные акты
"Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)Государственный заказчик разместил извещение о проведении открытого аукциона на оказание услуг. Поскольку при проведении аукциона цена контракта была снижена до нуля, аукцион проводился на право заключить контракт. Победителем было признано общество, предложившее наиболее высокую цену за право заключения государственного контракта.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)Государственный заказчик разместил извещение о проведении открытого аукциона на оказание услуг. Поскольку при проведении аукциона цена контракта была снижена до нуля, аукцион проводился на право заключить контракт. Победителем было признано общество, предложившее наиболее высокую цену за право заключения государственного контракта.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016)В последующем заказчик, сославшись на нарушение обществом обязательства по государственному контракту в связи с непредставлением надлежащего обеспечения, уведомил общество об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016)В последующем заказчик, сославшись на нарушение обществом обязательства по государственному контракту в связи с непредставлением надлежащего обеспечения, уведомил общество об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта.
Статья: О мерах предупреждения "деловой коррупции"
(Галлямов О.О.)
("Международное публичное и частное право", 2025, N 1)Отстранение от закупок является важным механизмом регулирования борьбы с коррупцией. Политика отстранения может лишать определенных поставщиков и подрядчиков выгодных контрактов из-за их участия в коррупционных и неэтичных действиях. Принятие решений об отстранении от участия происходит по-разному. Например, в Положении о государственных контрактах Великобритании 2006 г. предусматривают, что коммерческое предприятие не имеет права участвовать в тендерах на какой-либо государственный контракт, если ему действительно известно об уголовных преступлениях, включая коррупцию, взяточничество и мошенничество, совершенных им самим или его директорами. Германия следует той же практике <15>. В Канаде существует "основанная на правилах и автоматическая" система отстранения: каждый подрядчик и участник тендера должны заявить о непричастности к коррупционным правонарушениям для участия в тендерах и заключения контрактов <16>.
(Галлямов О.О.)
("Международное публичное и частное право", 2025, N 1)Отстранение от закупок является важным механизмом регулирования борьбы с коррупцией. Политика отстранения может лишать определенных поставщиков и подрядчиков выгодных контрактов из-за их участия в коррупционных и неэтичных действиях. Принятие решений об отстранении от участия происходит по-разному. Например, в Положении о государственных контрактах Великобритании 2006 г. предусматривают, что коммерческое предприятие не имеет права участвовать в тендерах на какой-либо государственный контракт, если ему действительно известно об уголовных преступлениях, включая коррупцию, взяточничество и мошенничество, совершенных им самим или его директорами. Германия следует той же практике <15>. В Канаде существует "основанная на правилах и автоматическая" система отстранения: каждый подрядчик и участник тендера должны заявить о непричастности к коррупционным правонарушениям для участия в тендерах и заключения контрактов <16>.
"Уголовно-правовая охрана финансово-бюджетной сферы: научно-практическое пособие"
(отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Так, в январе 2018 г. Следственным управлением Следственного комитета России по Кабардино-Балкарской Республике (КБР) в отношении П. - заместителя начальника УФСИН России по КБР было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное организованной группой в особо крупном размере), ч. 2 ст. 292 УК РФ (служебный подлог), ч. 1 ст. 327 УК РФ (подделка официального документа). Установлено, что П. вступил в сговор с должностными лицами ФКУ колонии-поселения N 5 УФСИН России по КБР и предпринимателями г. Нальчика, после чего похитил бюджетные денежные средства колонии-поселения при исполнении государственного контракта по консервированию овощей, причинив материальный ущерб УФСИН России по КБР на общую сумму более 1,6 млн руб. В ходе расследования П. пошел на сделку со следствием, рассказал обо всех обстоятельствах и вернул в казну государства 1,05 млн руб. Нальчикский городской суд КБР приговорил П. к четырем годам лишения свободы условно и штрафу в 50 тыс. руб. <1>.
(отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Так, в январе 2018 г. Следственным управлением Следственного комитета России по Кабардино-Балкарской Республике (КБР) в отношении П. - заместителя начальника УФСИН России по КБР было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное организованной группой в особо крупном размере), ч. 2 ст. 292 УК РФ (служебный подлог), ч. 1 ст. 327 УК РФ (подделка официального документа). Установлено, что П. вступил в сговор с должностными лицами ФКУ колонии-поселения N 5 УФСИН России по КБР и предпринимателями г. Нальчика, после чего похитил бюджетные денежные средства колонии-поселения при исполнении государственного контракта по консервированию овощей, причинив материальный ущерб УФСИН России по КБР на общую сумму более 1,6 млн руб. В ходе расследования П. пошел на сделку со следствием, рассказал обо всех обстоятельствах и вернул в казну государства 1,05 млн руб. Нальчикский городской суд КБР приговорил П. к четырем годам лишения свободы условно и штрафу в 50 тыс. руб. <1>.
Статья: Классификация преступлений в сфере государственных и муниципальных закупок: теоретико-правовой анализ
(Ланг П.П.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 4)3) совершаемые участниками закупок, являющимися поставщиками, исполнителями и подрядчиками, которые желают выиграть торги и получить государственный или муниципальный контракт на исполнение. Преступления, совершаемые такими лицами, можно отнести к категории экономических, среди которых: мошенничество, вымогательство, подкуп работника контрактной службы, др.
(Ланг П.П.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 4)3) совершаемые участниками закупок, являющимися поставщиками, исполнителями и подрядчиками, которые желают выиграть торги и получить государственный или муниципальный контракт на исполнение. Преступления, совершаемые такими лицами, можно отнести к категории экономических, среди которых: мошенничество, вымогательство, подкуп работника контрактной службы, др.
Статья: Некоторые проблемы квалификации хищений, совершаемых в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
(Архипов А.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2022, N 3)В статье, посвященной вопросам квалификации противоправных действий, совершаемых при заключении государственных и муниципальных контрактов в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, анализируется судебная практика рассмотрения уголовных дел данной категории, предлагаются пути разрешения возникающих проблем квалификации.
(Архипов А.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2022, N 3)В статье, посвященной вопросам квалификации противоправных действий, совершаемых при заключении государственных и муниципальных контрактов в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, анализируется судебная практика рассмотрения уголовных дел данной категории, предлагаются пути разрешения возникающих проблем квалификации.
Статья: Надежда - на законодательные изменения
(Алексеев В.)
("Современные страховые технологии", 2023, N 4)Наибольший ущерб от недобросовестности граждан, застрахованных по риску жизни и здоровья, наносится страховым компаниям при исполнении ими обязательств по госконтрактам. По оценкам экспертов страховых компаний, имеющих большой опыт работы с госучреждениями, как и АО "МАКС", необоснованные выплаты составляют десятки миллионов рублей.
(Алексеев В.)
("Современные страховые технологии", 2023, N 4)Наибольший ущерб от недобросовестности граждан, застрахованных по риску жизни и здоровья, наносится страховым компаниям при исполнении ими обязательств по госконтрактам. По оценкам экспертов страховых компаний, имеющих большой опыт работы с госучреждениями, как и АО "МАКС", необоснованные выплаты составляют десятки миллионов рублей.
Статья: Способы и условия заключения государственных контрактов
(Новрузова О.Б., Клевцов И.А., Шикова Е.Р.)
("Администратор суда", 2024, N 1)Если в действиях заказчика государственного контракта будут выявлены должностные злоупотребления, мошенничество или взяточничество, то правовое регулирование осуществляется в соответствии с Уголовным кодексом РФ.
(Новрузова О.Б., Клевцов И.А., Шикова Е.Р.)
("Администратор суда", 2024, N 1)Если в действиях заказчика государственного контракта будут выявлены должностные злоупотребления, мошенничество или взяточничество, то правовое регулирование осуществляется в соответствии с Уголовным кодексом РФ.
Статья: "Коронавирусная" экономическая преступность в России: состояние, тенденции и меры борьбы
(Сухаренко А.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 2)В ноябре управлением Следственного комитета Российской Федерации по Иркутской области было возбуждено уголовное дело в отношении исполнявшей обязанности министра здравоохранения и иных лиц, подозреваемых в совершении группового мошенничества в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ). По версии следствия, с мая по октябрь обвиняемая создала необходимые условия для заключения госконтрактов на поставку в подведомственные ей больницы медицинских масок и респираторов, не прошедших сертификацию в качестве таковых, с компаниями своего сына. Общая сумма причиненного ущерба составила около 25 млн руб. <19>.
(Сухаренко А.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 2)В ноябре управлением Следственного комитета Российской Федерации по Иркутской области было возбуждено уголовное дело в отношении исполнявшей обязанности министра здравоохранения и иных лиц, подозреваемых в совершении группового мошенничества в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ). По версии следствия, с мая по октябрь обвиняемая создала необходимые условия для заключения госконтрактов на поставку в подведомственные ей больницы медицинских масок и респираторов, не прошедших сертификацию в качестве таковых, с компаниями своего сына. Общая сумма причиненного ущерба составила около 25 млн руб. <19>.
Статья: Технологии автоматизации как инструмент обеспечения защиты конституционного права граждан на образование
(Омельянович В.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)3. Выступать превентивной мерой предотвращения ошибок, допускаемых контролирующим органом. Так, например, в декабре 2024 г. Генпрокуратурой России были выявлены существенные нарушения в работе Минпросвещения России и Рособрнадзора <16>. В марте 2025 г. по результатам проведенной Генпрокуратурой России проверки следственным органом возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации <17> (мошенничество). Установлено, что Рособрнадзором были заключены госконтракты на сумму свыше 140 млн руб. на работы по диагностике качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций. В целях хищения бюджетных средств должностные лица подведомственного Рособрнадзору ФГБУ "Федеральный институт оценки качества образования" реализовали схему по привлечению подконтрольных учреждению организаций с дальнейшим заключением фиктивных договоров на выполнение названных работ. В итоге похищено более 100 млн руб. бюджетных средств <18>.
(Омельянович В.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)3. Выступать превентивной мерой предотвращения ошибок, допускаемых контролирующим органом. Так, например, в декабре 2024 г. Генпрокуратурой России были выявлены существенные нарушения в работе Минпросвещения России и Рособрнадзора <16>. В марте 2025 г. по результатам проведенной Генпрокуратурой России проверки следственным органом возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации <17> (мошенничество). Установлено, что Рособрнадзором были заключены госконтракты на сумму свыше 140 млн руб. на работы по диагностике качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций. В целях хищения бюджетных средств должностные лица подведомственного Рособрнадзору ФГБУ "Федеральный институт оценки качества образования" реализовали схему по привлечению подконтрольных учреждению организаций с дальнейшим заключением фиктивных договоров на выполнение названных работ. В итоге похищено более 100 млн руб. бюджетных средств <18>.
"Правовое регулирование новых видов предпринимательской деятельности: практическое пособие"
(Абрамов В.Ю., Абрамов Ю.В.)
("Юстицинформ", 2023)Среди основополагающих целей комплаенса следует также назвать выявление и пресечение противоправной деятельности работников предприятия, связанной с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, а также выявление фактов хищения денежных средств и иных материальных ценностей предприятия мошенническим путем, в особенности при исполнении Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <91>. Практика, в том числе криминогенная, показывает, что топ-менеджеры компаний зачастую похищают бюджетные средства и средства хозяйствующих субъектов при исполнении госконтрактов через так называемые откаты госслужащим и чиновникам, при этом оставляя себе значительные суммы денежных средств.
(Абрамов В.Ю., Абрамов Ю.В.)
("Юстицинформ", 2023)Среди основополагающих целей комплаенса следует также назвать выявление и пресечение противоправной деятельности работников предприятия, связанной с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, а также выявление фактов хищения денежных средств и иных материальных ценностей предприятия мошенническим путем, в особенности при исполнении Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <91>. Практика, в том числе криминогенная, показывает, что топ-менеджеры компаний зачастую похищают бюджетные средства и средства хозяйствующих субъектов при исполнении госконтрактов через так называемые откаты госслужащим и чиновникам, при этом оставляя себе значительные суммы денежных средств.
Статья: Об организованной преступности в транспортной сфере
(Диканова Т.А., Изгагина Т.Ю.)
("Транспортное право", 2021, N 2)Поражает многообразие хищений бюджетных средств путем мошенничества, которое зачастую связано с незаконными банковскими операциями, выводом похищенного за рубеж. Например, в ноябре 2019 г. ФГУ "Росморпорт" расторгло госконтракт на сумму более 7,4 млрд руб. с самарской компанией "Больверк", которая в конце 2019 г. должна была закончить строительство порта в Пионерском. С 2018 г. у "Больверка" образовалась многомиллиардная задолженность в результате совершения сомнительных финансовых операций <12>. Генподрядчик вывел бюджетные средства за рубеж, оставив действительно работающие организации с огромными долгами, и самоликвидировался. По материалам проверки Следственным комитетом возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 7 ст. 159 УК РФ <13>. Подобные нарушения выявлены в действиях одного из руководителей генподрядчика строительства на Дальнем Востоке стратегически важной для России судоверфи "Звезда", который сбежал в США с присвоенными 7,5 млрд руб. <14>.
(Диканова Т.А., Изгагина Т.Ю.)
("Транспортное право", 2021, N 2)Поражает многообразие хищений бюджетных средств путем мошенничества, которое зачастую связано с незаконными банковскими операциями, выводом похищенного за рубеж. Например, в ноябре 2019 г. ФГУ "Росморпорт" расторгло госконтракт на сумму более 7,4 млрд руб. с самарской компанией "Больверк", которая в конце 2019 г. должна была закончить строительство порта в Пионерском. С 2018 г. у "Больверка" образовалась многомиллиардная задолженность в результате совершения сомнительных финансовых операций <12>. Генподрядчик вывел бюджетные средства за рубеж, оставив действительно работающие организации с огромными долгами, и самоликвидировался. По материалам проверки Следственным комитетом возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 7 ст. 159 УК РФ <13>. Подобные нарушения выявлены в действиях одного из руководителей генподрядчика строительства на Дальнем Востоке стратегически важной для России судоверфи "Звезда", который сбежал в США с присвоенными 7,5 млрд руб. <14>.