Мониторинг в сфере профилактики правонарушений
Подборка наиболее важных документов по запросу Мониторинг в сфере профилактики правонарушений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Профилактика правонарушений и предупреждение преступности органами прокуратуры и другими правоохранительными органами
(Гулягин А.Ю., Богданова Т.В.)
("Российский следователь", 2024, N 6)<9> Информационное письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 11 февраля 2020 г. N 22-14-2020/Иф1616-20 "О вопросах обеспечения мониторинга в сфере профилактики правонарушений" // СПС "КонсультантПлюс"; Информационное письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 17 июня 2021 г. N 22-08-2021/Иф7860-21 "Обзор результатов мониторинга профилактики правонарушений" // СПС "КонсультантПлюс".
(Гулягин А.Ю., Богданова Т.В.)
("Российский следователь", 2024, N 6)<9> Информационное письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 11 февраля 2020 г. N 22-14-2020/Иф1616-20 "О вопросах обеспечения мониторинга в сфере профилактики правонарушений" // СПС "КонсультантПлюс"; Информационное письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 17 июня 2021 г. N 22-08-2021/Иф7860-21 "Обзор результатов мониторинга профилактики правонарушений" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Профилактика правонарушений
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Особенности профилактики правонарушений в отдельных сферах общественных отношений определяются соответствующими федеральными законами (п. 2 ст. 3 Закона о профилактике правонарушений). В ряде исследований, посвященных анализу вопросов противодействия преступности, отмечаются в качестве одной из проблем терминологическая несогласованность и противоречивые интерпретации основных понятий в некоторых законодательных актах: неоднозначно понимается термин "пресечение"; иногда термины "противодействие", "предупреждение" и "борьба" рассматриваются как синонимы; иногда в понятия "предупреждение" и "борьба" вкладывается различное содержание и так далее. (Мигущенко О.Н. Система профилактики правонарушений в Российской Федерации: терминологическая бессистемность // Российский следователь. 2017. N 8. С. 45 - 49). На основе проведенного анализа базовых законодательных актов в сфере профилактики правонарушений, таких как ФЗ от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", ФЗ от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", ФЗ от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", ФЗ от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", ФЗ от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", ФЗ от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", ФЗ от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", ФЗ от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", ФЗ от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Закон о профилактике правонарушений несовершеннолетних) и т.д., можно сделать вывод о том, что наиболее конструктивным является законодательный подход, при котором указанные термины употребляются как соответствующие различным понятиям, а термин "профилактика" является наиболее широким. Данный подход применяется в Законе о профилактике правонарушений. В соответствии с п. п. 2, 3 ст. 2 указанного Закона профилактика правонарушений - это совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения; система профилактики правонарушений - совокупность субъектов профилактики правонарушений, лиц, участвующих в профилактике правонарушений, и принимаемых ими мер профилактики правонарушений, а также основ координации деятельности и мониторинга в сфере профилактики правонарушений.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Особенности профилактики правонарушений в отдельных сферах общественных отношений определяются соответствующими федеральными законами (п. 2 ст. 3 Закона о профилактике правонарушений). В ряде исследований, посвященных анализу вопросов противодействия преступности, отмечаются в качестве одной из проблем терминологическая несогласованность и противоречивые интерпретации основных понятий в некоторых законодательных актах: неоднозначно понимается термин "пресечение"; иногда термины "противодействие", "предупреждение" и "борьба" рассматриваются как синонимы; иногда в понятия "предупреждение" и "борьба" вкладывается различное содержание и так далее. (Мигущенко О.Н. Система профилактики правонарушений в Российской Федерации: терминологическая бессистемность // Российский следователь. 2017. N 8. С. 45 - 49). На основе проведенного анализа базовых законодательных актов в сфере профилактики правонарушений, таких как ФЗ от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", ФЗ от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", ФЗ от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", ФЗ от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", ФЗ от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", ФЗ от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", ФЗ от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", ФЗ от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", ФЗ от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Закон о профилактике правонарушений несовершеннолетних) и т.д., можно сделать вывод о том, что наиболее конструктивным является законодательный подход, при котором указанные термины употребляются как соответствующие различным понятиям, а термин "профилактика" является наиболее широким. Данный подход применяется в Законе о профилактике правонарушений. В соответствии с п. п. 2, 3 ст. 2 указанного Закона профилактика правонарушений - это совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения; система профилактики правонарушений - совокупность субъектов профилактики правонарушений, лиц, участвующих в профилактике правонарушений, и принимаемых ими мер профилактики правонарушений, а также основ координации деятельности и мониторинга в сфере профилактики правонарушений.
Нормативные акты
Федеральный закон от 23.06.2016 N 182-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации"Статья 32. Мониторинг в сфере профилактики правонарушений
(ред. от 08.08.2024)
"Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации"Статья 32. Мониторинг в сфере профилактики правонарушений
Постановление Правительства РФ от 30.12.2016 N 1564
"О проведении субъектами профилактики правонарушений мониторинга в сфере профилактики правонарушений в Российской Федерации"
(вместе с "Правилами проведения субъектами профилактики правонарушений мониторинга в сфере профилактики правонарушений")ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О проведении субъектами профилактики правонарушений мониторинга в сфере профилактики правонарушений в Российской Федерации"
(вместе с "Правилами проведения субъектами профилактики правонарушений мониторинга в сфере профилактики правонарушений")ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья: Концептуальные подходы к совершенствованию нормативного правового регулирования деятельности органов внутренних дел по профилактике правонарушений
(Анисифорова М.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)С другой стороны, действуют акты Президента Российской Федерации, прежде всего Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", акты Правительства Российской Федерации, в том числе Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2016 г. N 1564 "О проведении субъектами профилактики правонарушений мониторинга в сфере профилактики правонарушений в Российской Федерации", от 28 марта 2008 г. N 216 "О Правительственной комиссии по профилактике правонарушений" и др.
(Анисифорова М.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)С другой стороны, действуют акты Президента Российской Федерации, прежде всего Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", акты Правительства Российской Федерации, в том числе Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2016 г. N 1564 "О проведении субъектами профилактики правонарушений мониторинга в сфере профилактики правонарушений в Российской Федерации", от 28 марта 2008 г. N 216 "О Правительственной комиссии по профилактике правонарушений" и др.
Статья: Правовые аспекты использования коротких видеороликов на видеохостингах (клипы, ТикТоки, рилс, шортс) в контексте интеллектуальной собственности
(Ивлиев Г.П., Шахназаров Б.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 5)Особенность приведенного выше инструментария заключается в том, что правообладателям предоставляются возможности управления своими правами, мониторинга и профилактики правонарушений и формирования претензий потенциальным правонарушителям. Так, правообладатели могут отправлять уведомления об авторских правах через веб-форму DMCA на YouTube, использовать инструмент сопоставления авторских прав для поиска повторных загрузок своего контента или использовать Content ID для более сложных задач по управлению правами на свои результаты интеллектуальной деятельности.
(Ивлиев Г.П., Шахназаров Б.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 5)Особенность приведенного выше инструментария заключается в том, что правообладателям предоставляются возможности управления своими правами, мониторинга и профилактики правонарушений и формирования претензий потенциальным правонарушителям. Так, правообладатели могут отправлять уведомления об авторских правах через веб-форму DMCA на YouTube, использовать инструмент сопоставления авторских прав для поиска повторных загрузок своего контента или использовать Content ID для более сложных задач по управлению правами на свои результаты интеллектуальной деятельности.
Статья: Взаимодействие органов местного самоуправления и органов внутренних дел в сфере профилактики правонарушений
(Мигущенко О.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 3)Напротив, представители органов внутренних дел придерживаются позиции, когда правоохранительные мероприятия рассматриваются как вопросы, подлежащие безусловному финансированию. Такой тезис подкрепляется убедительным доводом о том, что деятельность ОВД по пресечению административных правонарушений значительно пополняет бюджеты муниципалитетов и субъектов РФ. Объективным стимулом требовать от органов местного самоуправления поддержки стал результат реформ милиции-полиции, выразившийся в сокращении личного состава, что вызывает реальную потребность в общественной помощи. Еще больше активность территориальных органов внутренних дел подкрепляется субъективным стимулом, заключающимся в требовании направлять в органы местного самоуправления информационные материалы, из которых не менее 40% должны содержать проблемные вопросы правоохранительной деятельности и конкретные предложения по их разрешению. В противном случае управленческая деятельность территориального органа будет признана неудовлетворительной. Однако работа администраций муниципалитетов оценивается в соответствии с Перечнем показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов (утв. Указом Президента РФ от 28.04.2008 N 607), который не содержит показателей, коррелирующих с вопросами профилактики правонарушений. Такие показатели содержатся в Перечне статистических показателей и показателей оценки эффективности деятельности органов государственной власти субъектов РФ в сфере профилактики правонарушений, которые ежегодно направляются в МВД России в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2016 г. N 1564 "О проведении субъектами профилактики правонарушений мониторинга в сфере профилактики правонарушений в Российской Федерации". Но даже написание отчета по результатам такого мониторинга не всегда способствует достижению желаемого результата.
(Мигущенко О.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 3)Напротив, представители органов внутренних дел придерживаются позиции, когда правоохранительные мероприятия рассматриваются как вопросы, подлежащие безусловному финансированию. Такой тезис подкрепляется убедительным доводом о том, что деятельность ОВД по пресечению административных правонарушений значительно пополняет бюджеты муниципалитетов и субъектов РФ. Объективным стимулом требовать от органов местного самоуправления поддержки стал результат реформ милиции-полиции, выразившийся в сокращении личного состава, что вызывает реальную потребность в общественной помощи. Еще больше активность территориальных органов внутренних дел подкрепляется субъективным стимулом, заключающимся в требовании направлять в органы местного самоуправления информационные материалы, из которых не менее 40% должны содержать проблемные вопросы правоохранительной деятельности и конкретные предложения по их разрешению. В противном случае управленческая деятельность территориального органа будет признана неудовлетворительной. Однако работа администраций муниципалитетов оценивается в соответствии с Перечнем показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов (утв. Указом Президента РФ от 28.04.2008 N 607), который не содержит показателей, коррелирующих с вопросами профилактики правонарушений. Такие показатели содержатся в Перечне статистических показателей и показателей оценки эффективности деятельности органов государственной власти субъектов РФ в сфере профилактики правонарушений, которые ежегодно направляются в МВД России в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2016 г. N 1564 "О проведении субъектами профилактики правонарушений мониторинга в сфере профилактики правонарушений в Российской Федерации". Но даже написание отчета по результатам такого мониторинга не всегда способствует достижению желаемого результата.
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Кроме того, обеспечение информационной безопасности достигается посредством повышения эффективности деятельности правоохранительных органов и органов государственного контроля (надзора), совершенствования профилактики правонарушений (включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики), разработки и использования специальных мер, направленных на снижение правонарушаемости.
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Кроме того, обеспечение информационной безопасности достигается посредством повышения эффективности деятельности правоохранительных органов и органов государственного контроля (надзора), совершенствования профилактики правонарушений (включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики), разработки и использования специальных мер, направленных на снижение правонарушаемости.